Как запустить продукт за 3 месяца и не сойти с ума? Или зачем вам взгляд со стороны
80 из 100 бизнесов закрываются в первый год. В течении трех лет закрывается еще 80%. В этой занимательной арифметике выживают 4 из 100. Как увеличить свои шансы добежать до прибыли?
HEJ! С вами Иванова Анастасия, профессиональный стартап трекер, коуч и эксперт по развитию бизнеса. Расскажу вам историю реального предпринимателя, который еще не в плюсе, но намерен попасть в эти 4% и не с пустым карманом.
Сцена 1. Все сам, все сам.
Александр. Маркетолог от бога, работает руководителем в найме и сделал несколько подходов к запуску собственного бизнеса. Не без трудностей: где-то были сложности с партнерами, где-то неоднозначный коммерческий потенциал. Все не то.
Появилась идея с большим потенциалом, есть спрос на рынке, жгучее желание сделать и уверенность - оно! Надо делать! Что немаловажно, на собственные деньги и не самым легким способом.
Выбрал производство товара со своим концептом и брендом. Саша таки умеет считать деньги и кушать хумус, поэтому первый шаг для старта - найти завод, готовый сделать тестовую партию по приемлемым условиям.
После десятков звонков и сообщений стало ясно, что в России и поблизости делать пробную партию в закупке меньше 20 000 штук никому не интересно. Но есть дружественная страна восходящего солнца, с которой удалось договориться, цены и сроки приемлемы. Поехали!
Создать концепт продукта, организовать производство и открыть офлайн точку - не самая простая идея для старта, особенно в эпоху Садовода и Ягодок. Но мой клиент давно в товарном бизнесе, понимает риски и что делать. Сильная сторона Саши - сформулированы ожидания и отношение - прохожу весь путь сам, на свои деньги, делаю, все что могу. Если взлетит - масштабирую. Если нет - выйду в ноль и приобрету опыт. Прагматично и реалистично.
Сцена 2. А может ну это все?
Обстановка такая:
1 – Время для запуска ограничено (открытие точки апрель 24)
2 – Личный ресурс собственника ограничен (он пока в найме)
3 – Не расставлены приоритеты: за что хвататься и что конкретно делать
4 – Большая нагрузка, риски, изменения, ответственность. Психике трудно обрабатывать такой объем одновременно и «держать фокус». Растет раздражительность, падает вера в успех, идет время.
И тут включается противный голос в голове – хотя все готово, но наш герой в сомнениях: как все успеть? какие риски я не учел? И главное – а у меня точно все получится? Может, не стоит???
Сцена 3. Герои не носят плащи.
Александр привлекает в свой проект бизнес трекера Анастасию @allperhaps.
О господи, опять какой то разводняк - подумали вы. Несите хейт в комментарии и читаем, что было дальше.
Поиск решения начинается с проблемы и уточнения желаемого результата клиента. Погружаемся в специфику вашего проекта, цифры, планы, обстоятельства.
- ВЫГРУЗИЛИ из головы собственника все идеи, планы, задачи, договоренности, незавершенные действия. Систематизировали, разбили на шаги, оцифровали в таск менеджере. Получилось 140 тасков (заданий) на 3 месяца. Сделать все сразу нереально, но можно работать в продуктовом подходе и спринтами.
- РАСПРЕДЕЛИЛИ все задачи по блокам и неделям. Выделили, что можно делегировать, заложили в бюджет. Обсудили маркетинговые идеи, посчитали, сформировали гипотезы. Даже диаграмму Ганта для наглядности сделали, так и часть задач переместилась.
- Проанализировали РИСКИ, определили в каких вопросах нужно привлечь специалистов на консультации, обнаружили упущенные моменты (по сотрудникам, юридические вопросы, финансы). Когда поработаешь с 100+ проектами, знаешь слабые места в разных сферах, о которых не сразу задумываются.
- Решили, какие задачи важно закрыть на стадии тестирования спроса, а что – после успешного запуска. Что будем делать если нет продаж, и что – если все раскупят. Например, зачем делать сразу красивый сайт за 300к, если проще сделать 1 экран и купить трафик, чтобы сделать продажи.
Перед запуском бренда Александр провел CustDev (опрос потенциальных потребителей) на 25 человек.
Если вы не поинтересовались, что нужно вашим покупателям, как они выбирают и принимают решение о покупке. Сделали лучший продукт из своих фантазий. Он будет классный. Но его мало кто купит.
Очень круто, что это было сделано. Распространение акселераторов и инфобизнеса (неожиданно) делает опросы потребителей популярнее, и данный инструмент из продуктового подхода с каждым годом активнее применяется.
Товар у нас массового спроса, поэтому выборка маловата для принятия решения.
Провели дополнительные Cust Devы и опрос на 200+ человек, проверили УТП продукта и потенциальный объем спроса.
В товаре есть 2 основных сегмента. И с увеличением количества опрошенных выяснилось, что вероятно выбран не лучший стартовый сегмент товаров. Но жребий брошен, вагон едет из Китая, работаем.
Выгрузили из головы Александра и превратили в документы УТП (уникальное товарное преимущество), сделали ТЗ на сайт, ТЗ дизайнерам и подрядчикам, сформулировали задачи и обязанности сотрудников.
Посчитали бизнес-план и фин. модель с тремя сценариями. Определили, какие действия делаем при каких сценариях и показателях. Пишите в tg @allperhaps и поделюсь шаблоном фин модели.
Есть план и фокусные действия на каждый день и неделю, определены ключевые дедлайны. По плану еженедельные трекш встреча, обмен мнениями, рекомендации, корректировки - понятно, что конкретно, когда и зачем делать.
Найдены необходимые сотрудники, делегирована часть задач, выбраны подрядчики и запущены в работу, товар приехал, точка оборудована.
И что ВАЖНО: поддерживается стабильное эмоциональное состояние собственника, личная продуктивность и контроль за ситуацией. В таком состоянии жить и работать гораздо приятнее и эффективнее!
В следующей статье расскажу про дальнейшую работу с Александром: успехи, трудности, расскажу про бренд и продукт. Пишите свои мысли и мнения в комментариях. Stay tuned!
Бизнес-трекинг.
Что это. Сочетание проектного и продакт менеджмента + коучинг. Зачастую подключается экспертиза и опыт трекера.
Цель. Постоянный анализ цифр и действий бизнеса, собственника и команды для выявления и быстрого устранения "узких мест".
Результат. Четкое движение вперед. Кратный рост прибыли. Повышение личной удовлетворенности результатами бизнеса.
Как бы вы поступили на месте героя? Расскажите о ваших удачных и неудачных историях открытия бизнеса в комментариях.
Если вам хочется получить экспертное мнение по вашей ситуации и обсудить варианты выхода из ситуации - напишите мне в tg @allperhaps.