Настоящее SEO без комплексов: дружите с программистами и учитесь считать
Привет. Меня зовут Алексей. Я занимаюсь SEO c 2017 года.
Набрался смелости и решил поговорить про настоящее SEO без приукрашиваний и пиара своих ресурсов. Специально не буду писать, где сейчас работаю и на какой должности. Пусть это будет абстрактная крупная компания с рядовой позицией SEO-Senior.
Итак, за почти 6,5 лет я видел сотни проектов в различных тематиках. Были сайты для крупного бизнеса, были мелкие разовые задачи, в общем всякое разное попробовал. И интернет-магазины с маркетплейсами, и лендинги, и «типа» ультрамодные сервисы, и СМИ.
К сожалению, везде наблюдалась одна и та же картина. Невероятные "хотелки" руководителей или заказчиков по типу хочу "КАК У НИХ". Иногда встречались совсем одиозные личности с шилом в мягком месте. Что-то типа давайте сделаем 10 000 сайтов и захватим весь рынок за 3 месяца.
Также поработал с "галерами". Удивительно, но все они тоже одинаковые. Мое мнение такое: digital-агентства - это просто пшик на постном масле. Другими словами, это не про работу. Как правило, сотрудничество с такими юр.лицами похоже вообще профита не приносит.
Но ладно, к чему все это я. Наверное к тому, что у всех этих "мягко сказать" бизнесов есть что-то общее. Как вы думаете, что именно? Выделю несколько критериев:
- Много пустых разговоров и обещаний
- Жадность на каждом шагу
- Откровенное лузерство под хорошим соусом
- Некомпетентность и непорядочность
- Страхи и домыслы
- Незнание арифметики
Продолжать список можно долго, но давайте добавим позитива и перейдем к насущным вопросам.
Стратегическая проблема ВСЕХ
Прикольная фраза: Я ХОЧУ В ТОП. Какой ТОП, где ТОП, что это такое и нужно ли оно вообще? Или другой вариант. Я хочу трафик. Какой трафик, где трафик, откуда трафик, а главное зачем трафик?
Или еще интереснее. Ну что там? Когда будет готово? Мне становится иногда очень смешно. Что готово? Блюдо! Горячее или холодное? - ШУТКА!
Разбираемся с проблематикой: ТОП-10
Что такое ТОП-10 с точки зрения работодателя или заказчика. Для 95% "нуждающихся" - ТОП-10 это, я вбил то, что мне надо в поисковик и увидел свой сайт на первой странице вверху. Как правило это 10-50 запросов из головы человека. Собственно и все.
Как обычно бывает в таких случаях? Руководитель не видит своего сайта в выдаче и начинает панику. Потом ищет себе какого-нибудь человека, который будет, вроде как, отвечать за SEO. Это может быть сотрудник, или менеджер агентства, или рекламщик ... любой. Хоть секретарша.
Фокус внимания руководителя смещается на этого человека, и он начинает его шпынять:
Руководитель: Ну что, когда в выдаче появимся?
SEO: Мы работаем. Ребята там делают... Скоро будет отчет
В общем все стандартно. Время тянется, а результата нет.
Почему нет результата
Тот, кто по-умнее сразу начнет задавать вопросы. А где вводные? Правильно, вводные данные в большинстве случаев вообще не собраны. Ну или процентов так на 5-10. В лучшем случае на 30%. Это касается даже гигантов отраслей.
И конечно же доводы
Давайте по порядку. Рассмотрим типичные доводы руководителей и заказчиков. Как сливают SEO.
- На SEO мы не можем выделять много денег
- У нас есть более приоритетные задачи
- Программисты нам не нужны, мы наймем кого-то, кто разово и дешево нам исправит мелкие недочеты. Сайт то у нас ВО, а у конкурентов - г..вно.
- Ну ты там сделай, а я заценю. Посмотрим.
- Что-то подобное, как в пунктах 1-4 в разных интерпретациях.
Все понятно. Где-то лучше, а где-то хуже, но, в целом везде одно и то же. Чаще всего руководитель не готов погружаться в вопросы развития по трем причинам.
- Не хватает времени
- Не хватает денег
- Лень
- Боязнь, типа "я не эксперт", за меня сделают умные
- А вот там есть ребята, которые...бла.бла бла
- Пофигизм
Сразу скажу, тот кто боится сам разбираться со своими же задачами, более того, погружаться в них, медленно, но верно идет ко дну. Лидер - это тот, кто своим примером показывает окружающим свое желание рыть землю. Он хочет знать и уметь ВСЕ. Ему должно быть в кайф не только управлять, но и учиться абсолютно всему, что связано с его бизнесом. Таким образом, если руководитель не хочет изучать SEO, т.е. не задает вопросы, не изучает и, главное, сам своими руками не делает, а только говорит, то никакого ТОПа не будет. Даже по низкочастотным запросам.
Про трафик
Хватит о плохом, давайте по делу. Итак, современные тенденции в SEO.
Поисковые системы любят много страниц в индексе. Как вы думаете, где их взять? Карточки товаров(услуг) - это понятно, но чтобы их было еще больше, надо несколько лет хорошо работать. Корректно заполнять, грузить, актуализировать, статусы проставлять и прочее. Думаю здесь все понятно.
Как обычно формируем листинги из фильтров, подборок, категорий, подкатегорий, групп товаров, в общем любые на свой вкус(то же касается новостей, статей и других публикаций). Но этого все равно мало! У сильных сайтов миллионы этих подборок, а у тебя их нет. Где брать?
Дружба с программистами и математикой
Хотите миллион страниц? Или 10 млн в индексе? ОК.
Что нужно: требуются хорошие разрабы. Твердые, уверенные, надежные и общительные.
Далее, нужны большие числа. Где их взять? Из умножения. В году сколько дней? 365. А сколько месяцев? 12. В году сколько недель? 52. Понятна логика?
Собирайте подборки новостей(статей, карточек, чего угодно) за 1 день, за 1 неделю, за 1 месяц, за 1 год.... Кладите в архив - /archive/. Прописывайте уникальные мета-теги и пуляйте в индекс.
Допустим у вас 100 подборок (категории, подкатегории, группы, новости - все что угодно). Возьмем 10 лет в раcчёт.
(365 + 12 + 52) * 10 *100 = 429000 страниц!
Прикольно? В индекс за 10 лет по самым малым расчетам более 400 000 страниц. А если увеличивать подборки каждый год на 100? Вот откуда брать миллионы страниц в индекс!
Считайте теперь дело в шляпе. Идея есть, но как реализовать? Все просто: ставьте приоритет этой задаче + план и доносите идею до программистов. Умные ребята все сделают за 2-3 месяца - максимум. Они добавят в админку функционал, автоматизируют создание подборок и все настроят. Но это сработает только если у вас свои разрабы. Ни одно агентство с этим не справится. Просто нет компетенций, слабость в управлении и им это не выгодно от слова совсем.
Волшебная арифметика
Три программиста на 3 месяца за 200 000 рублей(условная ЗП прогера). Сколько будет? 1 800 000 рублей на все про все. Ну заложите 200К на всякие тесты, доработки, верстку и прочее. Это по максимуму. В итоге 2 миллиона.
А теперь считаем, сколько можно убить на бесполезном SEO-агентстве, с кем вы привыкли жить в тянущейся рутине.
Пусть будет 60000 рублей в месяц на SEO, плюс доработки сайта("типа" программирование - не путать с реальным).
Итак 60000 * 12 = 720000 в год. Далее, 720000 * 10 лет = 7 200 000. Как думаете, разница есть? Конечно!
Но самое главное. Вы можете потерять не только деньги, но и время. А время стоит дороже. И тут дилемма: погружаться ли руководителю в SEO, разработку и контент или нет? Если нет, то через 10 лет особых изменений не будет. Если да, то за полгода год реальные изменения можно увидеть.
И в конце еще раз про жадность
Постоянно слышу со всех сторон одно и то же:
- На покупку ссылок не больше 10-15 тыс. рублей / мес.
- На программиста денег нет. Ты знаешь, сколько они сейчас запросят?
- Рекламу нам настраивали, она ничего не дала. Мы отказались. Дорого.
- Давайте настроим SMM - к нам придет трафик оттуда. Кто настроит?
- Нам нужно найти прогеров(что-то типа агентства) дешевых и эффективных...
С моей точки зрения, а я уже дорос и перерос уровень SEO-Head, такой подход просто пустая трата времени и ресурсов. И дело даже не в деньгах. Проблема не в том, что их не хватает. Проблема в самом подходе.
Если руководитель ни разу не ставил ссылки на свой сайт с качественных ресурсов (я имею ввиду с большим ИКС, DR, Trust и прочее, но не соц.сети) или не покупал за 10К всего лишь одну качественную ссылку на бирже. Или он ни разу не создавал группу в соц.сетях и не имеет желания, то о чем тут можно говорить.
Или иное. Человек не пишет тексты. Не может грамотно описать свой продукт. Или не может провести анализ, например, какие сотрудники хорошие, а какие плохие. Имеется ввиду не основываясь на формате дорого или дешево. Типа нужна золотая середина. Скорее всего его бизнесу "капут" или медленное прозябание.
Выводы
Дам несколько рекомендаций:
- Не работайте в плохих фирмах
- Экспериментируйте во всем и не бойтесь
- Дружите с разрабами. Эти парни иногда вредные, но на самом деле очень добрые
- Учите арифметику, если забыли
Дополнительно: Пока 50 тыс. мета-тегов не заполните руками без автоматизации, не поймете зачем эта самая автоматизация вообще нужна. ШУТКА с долей правды.
И последнее
SEO - это не про ЛЯ-ЛЯ и продажи. Это про лидерство, человеческие качества, любовь к людям (и к коллегам, и к пользователям), исполнение договоренностей в любых ситуациях... А также огромное поле для творчества.