9 вещей, которые полезно знать каждому, кто хочет свое дело или кто открыл бизнес и столкнулся со сложностями
Disclaimer:
Субъективный взгляд предпринимателя со следами граблей на лице. Чистая рефлексия личного опыта. Критичный взгляд на статью обеспечивает укрепление префронтальной коры.
В конце статьи вас ждет ссылка на несколько оригинальных шаблонов
1 Категоричность
Не верю, что бизнес делать легко.
Не верю, что бизнес делать сложно.
Сложно и легко — оценка. Отражение субъективного опыта.
У каждого человека будут свойственные ему испытания, обстоятельства, и препятствия.
Вы не получите гарантию, что будет легко, если у вас правильный настрой, выбрали рабочую темку и нишу и яростно аффирмируете по утрам в душе. Если этого суперпака нет — не значит, что будет сложно.
Проблема в том, что если настроишься, что бизнес делать легко, то при первом же испытании сломаешься и больше не встанешь.
Если стараться рационально оценивать мир вокруг и получать удовольствие в сложных ситуациях — то увеличишь шанс на успех. Не гарантируешь, а увеличиваешь.
Не будьте категоричными
2 Лимиты
Вы в силах выйти на 1 млн чистыми или на 100 млн…
Цифры менять не буду. Подставляйте сколько угодно нулей, вывод не изменится.
Вы в состоянии зарабатывать столько, сколько захотите, почти 😎
Но не все зависит от нас. В формуле прибыльного бизнеса постоянно появляются новые переменные. В ней много вводных хаотичных данных. В конце концов успех в бизнесе зависит от скилла «справляться с хаосом».
Из всех дыр трубят: «все зависит от наших усилий и менталитета». При этом можно годами делать правильно и не заработать ничего. А если предаст партнер, случится наводнение или кирпич, стремительно летящий к темечку?
Может не хватить знаний и опыта, чтобы совершить правильные действия.
Жизнь неожиданно включит лимиты на входящие и исходящие ресурсы.
Может и сами больше не захотите устремляться в бесконечность и этим установите лимит.
Не ограничивайте свои возможности, но помните, что лимиты должны быть здравыми. Важно отличать смелость от безрассудства. Спрыгнуть с крыши небоскреба под песню "I believe I can fly" и реально верить, что полетишь - это не про лимиты, а про слетевший котелок.
3 Майндсет играет роль
Майндсет = настрой на выполнение задач + эмоциональный фон + черты характера + убеждения + мысли
Следующий фактор успеха — внутреннее состояние или майндсет.
Часто говорят о предпринимательской жилке.
Она пульсирует у одних людей больше, чем у других, но это не значит, что ее нельзя прокачать.
Жилка не одинаковая у всех.
У кого-то — это наглость, нахрап, целеустремленность, умение договариваться.
У кого-то — мягкость, доброта, человечность, эмпатия.
Предприниматели — люди из плоти и крови и все они разные. Нет людей с одинаковым характером.
Поэтому жилка, как часть этого характера у каждого своя.
Она прокачивается. Главное понять для себя, какие качества нам органичны и помогают двигаться вперед.
Сознательно усиливайте майндсет
4 Психология
Марина Мелия, профессиональный коуч, который работает с предпринимателями "миллиардниками" и топ-менеджерами написала полезнейшую книгу «Бизнес — это Психология».
Одна из красных нитей этой книги — "Бизнес в итоге станет отражением нашей личности".
Понимание себя и умение работать с внутренним миром помогает чувствовать себя в бизнесе как рыба в воде.
Понимание других и умение работать с их внутренним миром помогает выстраивать сильную команду. Эти навыки — следствие психологической прокаченности.
Учитесь управлять собой, эмоциями, ходите к психологу, коучу, прорабатывайте себя
5 Выбор ниши
Если не знаем, чем заняться и какой бизнес открыть, полезно подумать:
"Что у меня получается хорошо?"
"Что мне интересно и чему хотел бы обучиться?"
"Кто из людей или какой вид бизнеса вызывает симпатию?"
"Как этим людям могу помочь, учитывая, что у меня хорошо получается?"
Например:
"У меня здорово получается креативить и создавать сценарии для видео.
Симпатизируют люди, которые делают бизнес в сфере образования.
Могу создавать для этих людей сценарии видеокреативов."
Вот так родилась бизнес-гипотеза.
Выбрали нишу. Теперь есть смысл проверить гипотезу. Лучше это делать и сильно не вкладываться ни в сайт, ни в соцсети. Здесь важно забыть о перфекционизме. Бизнес-гипотезы важно проверять быстро.
Я попадал в такую трясину, когда гипотеза тестировалась год, хотя можно было это дело закончить за 2 месяца.
Выбирайте нишу с умом
6 Понимание аудитории
Перед началом работы с теми, кто нам нравится, важно их изучить.
Набившее оскомину «исследовать ЦА» — на самом деле основополагающая штука.
Как минимум можно составить опросник и назначить интервью с 15-20 представителями целевой аудитории и покопаться в их душах и мозгах.
Информация о целевой аудитории при правильном использовании повысит шансы на успех.
Провести исследование ЦА можно с помощью:
🏔 Открытых исследований о представителях вашей ниши
🏔 Комментариев клиентов конкурентов в соцсетях
🏔 GPT
🏔 Форумов, отзывов, рейтингов
Я перечислил наиболее доступные и бесплатные варианты
Когда сложим картинку о клиентах, будем лучше понимать: как преподносить продукт, какими свойствами продукт должен обладать, по какой цене предлагать этот продукт, где предлагать, поймем степень востребованности
Очень внимательно наблюдайте за своей ЦА
Ссылка на шаблон исследования ЦА в конце статьи
7 Понимание рынка и конкурентов
Рынок — это продавец, покупатель, товар, деньги
Спросите себя:
Кто на соседних прилавках?
Что у них за товар? Схожий?
Как общаются с покупателями? К ним ходят больше людей, чем к другим? Если да, то почему?
Если вы еще не на этом рынке, то можно пройтись по нему и посмотреть, как дела обстоят, поспрашивать цены, пообщаться с продавцами, познакомиться с ними, отметить плюсы и минусы.
Послушайте клиентов: что говорят, что хотят?
Покупателей послушали на шестом шаге, но здесь сделаю акцент на том, что важно не останавливаться, а держать руку на пульсе — что их волнует, что беспокоит, что хотят.
Исследование конкурентов поможет лучше понять рынок. Чем лучше понимаешь, тем лучше ориентируешься и тем выше шанс задержаться и процветать на этом рынке.
Очень внимательно наблюдайте за своим рынком
Ссылка на шаблон исследования конкурентов в конце статьи
8 Понимание бизнес-процессов
Бизнес-процессы – это цепочка действий, выполняемых вами лично и командой с начала до окончания рабочего дня. Это полный алгоритм действий от А до Я, который обеспечивает функционирование бизнеса.
Чем лучше выстроены процессы, тем выше управляемость бизнесом. Прописанные процессы — панель управления бизнес-машиной, которая перенесет вас, вашу семью и сотрудников из точки А в точку Б.
Уровни, на которых строятся бизнес-процессы:
🏔 Уровень продукта
Что делаете, чтобы создать, произвести, улучшить продукт?
Какие поставщики нужны для получения необходимых материалов?
Сами создаете продукт? Какие этапы производства включены в процесс?
Какие материалы и ресурсы нужны?
Какие ресурсы необходимы для создания продукта?
Какие люди задействованы?
🏔 Уровень привлечения внимания к продукту
После создания продукта о нем должны узнать. Целевая аудитория должна быть в курсе вашего предложения.
Важны платные и бесплатные маркетинговые активности.
Маркетинг нужен круглосуточно. Даже если думаете, что маркетинга в вашем бизнесе нет или он не нужен, это не так. Любое действие по привлечению внимания людей – это маркетинговое действие.
Как привлекаете клиентов?
По какой стоимости?
Какие бесплатные каналы используете?
Какие платные?
🏔 Уровень продаж
Следующий шаг после создания продукта и привлечения внимания — продавать.
Как общаетесь с клиентом?
Как предлагаете товар?
Какие вопросы задаете?
Как ведете диалог, чтобы выявить потребности клиента?
Как делаете допродажи?
Как увеличиваете средний чек и предлагаете клиенту дополнительные товары или услуги?
🏔 Уровень оказания услуг
Здесь формируется лояльность клиента к бизнесу.
Если не оказать услугу на должном уровне, клиент не вернется и не порекомендует вас другим.
Какая у вас система лояльности?
Как улучшить сервис?
Как стимулировать клиента рассказать о вас друзьям?
🏔 Уровень финансового управления
Управление финансами начинается с контроля и планирования бюджета. Определите, какие расходы необходимы, а какие сократить.
Важно следить за движением денежных средств, чтобы всегда иметь достаточные ресурсы для покрытия расходов
Какая у меня маржа? Зацикленный в вечности вопрос Портнягина самому себе
Подумайте над другими вопросами на пяти уровнях сами, составьте их для себя, запишите ответы и создайте детализированную карту бизнес-процессов. Следуйте ей самоотверженно
9 Навыки управления собой и командой
Одна из главных вещей в бизнесе — выстраивание отношений с людьми.
Результат бизнеса — это результат работы людей в этом бизнесе. Качество этой работы зависит от того, что это за люди и как они работают. Качество этих людей зависит от качества отношений между собственником и подчиненными.
Ищите в команду топов. Становитесь топом сами — каждый день
Приходите за шаблонами в закреп телеграм канала Бизнес Инсайтошная Руслана Садырова
Оставляйте лайки и комментариями, делитесь статьей! Буду благодарен 🦾
Уношу с собой фразу: "Важно отличать смелость от безрассудства"
Спасибо! Очень полезно