Акселераторы и инкубаторы: что выбрать стартапу в 2024 и зачем? Давай разберемся
Приносят вред или наносят пользу? Стартапам и бизнесам важно выбрать правильный инструмент развития. Цена ошибки - боль, страдания, потеря доли и бизнеса.
Привет, я Алексей Сорокин руковожу FTM.agency, где мы помогаем запускать стартапы, MVP и тестировать гипотезы. Большинство наших клиентов стоят перед выбором пойти в акселератор бизнеса, либо в инкубатор. Сегодня разберемся зачем они нужны, обсудим их назначение, плюсы и минусы, отличия и подводные камни взаимодействия. Кроме того, составим список самых популярных.
Разберемся что такое бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы
Сразу стоит сказать, что зачастую потребность в инкубаторах и акселераторах возникает у проекта/стартапа/бизнеса на совершенно разных стадиях развития.
Инкубаторы специализируются на совсем ранних стадиях, когда зачастую нет, даже MVP, но проект отличается привлекательной идеей с понятным потенциалом. Они предоставляют проектам помещение на льготных условиях, бухгалтерские, юридические и консультационные услуги. Обычно инкубаторы организовывают полезные мероприятия, предоставляют ценные ресурсы и материалы.
Благодаря инкубаторам новички получают представление о том как строить и развивать бизнес, довести идею до реализации, как оценить результат запуска.
Как правило инкубаторы не только не берут денежное вознаграждение за свои услуги, но и не предлагают инвестировать в проекты. Обычно резиденты инкубатора делятся скромной долей от своих проектов. Как правило размер отдаваемой доли варьируется от 2% до 7%.
Главная задача инкубатора - помочь сформировать команду, продукт, выпустить MVP продукта. После прохождения этой стадии инкубатор теряет свою ценность для проекта.
Акселераторы же подойдут для развития и укрепления уже работающего проекта, когда основной вопрос основателя: "Всё круто, но как это развить и масштабировать?".
Акселераторы предоставляют доступ к индивидуальным наставникам, партнерам акселератора, записывают проект на акселерационную программу, цель которой подтянуть все важные продуктовые метрики. После прохождения акселерационной программы инвестиционная привлекательность «выживших» проектов значительно повышается.
Обычно акселераторы знакомятся с проектом и предлагают денежное вознаграждение за долю. Но есть и такие, которые не предлагают инвестиции, а берут плату за акселерационную программу.
Главная задача акселератора - помочь проекту войти в состояние ракеты и улететь в космос 🚀 Для этого надо будет найти точки взрывного роста, нащупать правильную бизнес-модель, протестировать каналы привлечения клиентов, подготовить компанию к получению инвестиций.
Отличия инкубаторов от акселераторов
Отличие 1 - механизм отбора
В инкубатор относительно легко попасть. Достаточно заполнить заявку, пройти интервью, подписать необходимые документы. Если есть огромное желание, то можно вне конкурса пройти в инкубатор на платной основе, цены для такого участия индивидуальные.
В акселератор попасть гораздо сложнее, особенно в те, которые сразу предлагают проектам инвестиции. Обычно в серьезные акселераторы попадает не более 5% от подавших заявки проектов 🤔 Как правило даты поступления в акселератор напрямую связаны с временем проведения акселерационной программы. Обычно программа длится от 6 до 12 месяцев.
Любую заявку в акселератор будут оценивать по ряду параметров:
- Состав команды - команда должна обладать компетенциями для реализации проекта;
- Хорошее, грамотное описание проекта - презентация должна понятным языком рассказать о проекте, его преимуществах, назначении, показателях;
- Востребованность продукта - проект должен работать над нужным рынку продуктом;
- Емкость рынка - даже если продукт нужный и важный, у него есть целевая аудитория, низкая финансовая ёмкость рынка может стать препятствием для поступления в акселератор;
- Устойчивость к рискам - проект должен быть устойчиво противостоять возможным рискам разного характера;
- Текущие показатели проекта - так называемый трекшен, который должен быть;
Отличие 2 - финансирование
В инкубаторе, скорее всего, вы деньги не найдёте - это не их прямое назначение. Поэтому в случае потребности во внешнем финансировании они не смогут осуществить непосредственное инвестирование. Инкубатор может косвенно повлиять на инвестирование в проект, но не стоит на это делать большую ставку.
В крупном и известном акселераторе наоборот - высок шанс получить деньги как от акселератора, так и от его партнеров. Если помимо прокачки проекту требуется финансирование, он уже работает, то акселератор будет разумным шагом для решения этих задач. Условия инвестирования могут быть менее приятными, нежели у частных инвесторов, но не стоит забывать об основной ценности - прокачке метрик проекта.
Отличие 3 - обучающая программа
В инкубаторе усилия организаторов нацелены на всестороннее развитие резидентов. Такой подход к обучению подойдёт начинающим предпринимателям и командам, для которых важно сформировать целостное представление о необходимых для формирования и развития бизнеса мероприятиях.
В акселераторе стоит расчитывать на точечное, хоть и более глубокое обучение. Основной фокус в обучении будет направлен на прокачку самых нужных в данный момент компетенций.
Отличие 3 - формат взаимодействия
Инкубатор не будет отвлекать излишнее внимание резидентов на отчетность, подтверждение расходов и прочие бюрократические активности.
В акселераторе, особенно если произошло выделение инвестиций, предстоит формировать отчеты об освоении инвестиций, об успехах бизнеса, о ключевых метриках и так далее. Надзор за деятельностью резидентов гораздо выше, чем в инкубаторе. Это имеет разумное объяснение - акселератор не заинтересован в потере командой проекта мотивации после привлечения инвестиций.
Какие бывают акселераторы
Акселераторы можно разделить на несколько категорий, в зависимости от принципов работы, целей и источника финансирования.
Венчурный. Главная цель - найти перспективный, жизнеспособный проект, развить его. Один из самых известных венчурных акселераторов в мире это Y Combinator, в России можно выделить ФРИИ, например.
Корпоративный. Это акселераторы, созданные на базе какой-то конкретной корпорации. Обычно цель - найти проект подходящий для решения внутренних задач, либо дополняющий, расширяющий портфель корпоративных услуг. Легко приходят в голову примеры в виде SBER 500, акселератор ВТБ.
Экосистемный. Акселераторы, решающие проблемы конкретной отрасли или региона. Например Ed2, открывающий свои двери для проектов в области EDtech, HRtech.
Известные инкубаторы в России
Перечислю в статье популярные, но далеко не все инкубаторы России.
- Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ;
- Инкубатор «Ингрия»;
- Бизнес-инкубатор МГУ;
- Инкубатор РЭУ им. Плеханова;
- Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства;
Бизнес- инкубатор Академпарка (Новосибирск);
Известные акселераторы России
Перечислю в статье популярные, но далеко не все акселераторы России.
- MENDELEEV;
- Бизнес-акселератор ФРИИ;
- А:СТАРТ;
- GenerationS;
- МТС Startup Hub;
- Акселератор ВТБ;
- МСП: Акселератор социальных проектов;
- SBER 500;
- Большая разведка;
- Ed2;
- Академия инноваторов;
- RS-Innovation Lab;
- ПромТех 2.3;
Вывод
Акселераторы и инкубаторы - это однозначно полезные инструменты в умелых руках. Новичкам с хорошим проектом позволяет «въехать» как устроен мир венчурных стартапов и вся эта романтизированная, интересная и тяжелая индустрия.
В любом случае решение и вступлении в инкубатор или акселератор должно быть взвешенным, следует четко представлять себе какие преимущества это даст конкретно твоему проекту 🤟
Приходи к нам за разработкой MVP, MVP+ версий проектов, ведь с помощью no-code технологий мы сократим time to market, бюджет на запуск и развитие проекта 🚀 Для этого можно написать исполнительному директору в телеграм @VadimFingeroff, либо оставить заявку на сайте ftm.agency
Если интересно читать про ИТ, разработку сервисов, приложений, управление командой, маркетинг, то подписывайся на канал @sorokin_dushit, кроме того есть канал @ftmagency, где мы рассказываем о команде, наших проектах, с которыми работаем.