Как выйти за все дедлайны, потерять деньги и получить негативный отзыв в обмен на опыт? И все это в последний день сдачи проекта.

Как выйти за все дедлайны, потерять деньги и получить негативный отзыв в обмен на опыт? И все это в последний день сдачи проекта.

Всем привет! На связи Александр, руководитель Веб-студии BlackHorseTeam. Мы занимаемся разработкой сайтов для бизнеса и предпринимателей.

Сегодня хочу рассказать, как я по доброте душевной и своей неопытности решил разработать сайт для клиентов из Турции, по рекомендации.

Первое знакомство

Начнем из далека. Я состою в местном бизнес-сообщества, в котором веду активную деятельность. Там меня порекомендовали как добросовестного и профессионального подрядчика на разработку сайта. При первом контакте, оказалось, что заказчик -- Турецкая компания и заказчик находится там. Мы организовали совместный звонок для первой встречи. На нем присутствовал руководитель компании из турции, его переводчик (она же бухглатер и тот кто занимался поиском подрядчика и отвечал за процесс с их стороны).

Первая встреча прошло довольно гладко, мы познакомились, обсудили их задачу и какой результат необходим. Со своей стороны, рассказал о своей компании, какой стек технологий используем в разработке, что им подойдет в их проекте, так-же озвучил приблизительные цены и сроки работ (почему приблизительные, потому что было несколько вариантов для клиента и беру с запасом по срокам, в случае непредвиденных обстоятельств). После созвона меня попросили подготовить коммерческое предложение и направить в ватсап. Важный момент, что вся переписка велась через ватсап (мое упущение что не запросил почту, ошибка номер раз). КП отправлено, клиент ушел думать :). Решение они приняли буквально на следующий день, остался вопрос оформления документов и оплаты.

Оформление документов, оплата и начало работ.

Я предложил клиенту оформить договор, как с моим юр.лицом, так и с зарубежным, что бы ему было максимально удобно. Клиент в свою очередь предложил не заморачиваться бумажной волокитой, потому что сайт им нужен срочно. Они не хотели терять время на этом и очень просили им помочь. Я согласился, (Вот еще одна моя ошибка, номер два) ведь клиент пришел по рекомендации, у них горели сроки и по общению сложилось впечатление что очень приятные люди. Оплату мне отправили за весь проект на личную банковскую карту, переводом, муж сестры бухгалтера. Да звучит бредово, но и тут я согласился (ошибка номер три). Тогда я и не думал что это может вылиться в какие-то проблемы.

Мы приступили к работам: создали общий чат с руководителем и бухгалтером, изучили рынок, провели анализ конкурентов, опросили заказчиков еще раз и приступили к разработке дизайн-проекта.

За 2 недели мы провели все эти работы и отправили макет дизайна на согласование заказчику. У заказчика появились правки, которые мы приняли и согласились их внести, предупредив что нам необходимо будет еще немного времени на это. Во второй раз, заказчик принял нашу работу по дизайну и мы перешли к разработке. Разработку выполняли на Tilda (так решил заказчик после первого созвона, возможно на его решение повлияла стоимость)

Разработка, наполнение контентом и первые проблемы

Мы разработали прототип, что бы была возможность дать его пощупать клиенту, ведь довольно часто в пдф или фигме дизайн выглядит совсем не так, как на готовом сайте. Даже тут мы готовы были внести изменения, если бы заказчик попросил и все это не за дополнительную плату, а просто потому что я такой добрый :))

Я связался с заказчиком и отправил прототип сайта вместе с описанием по контенту -- инструкцией к количеству и формату текстов и фотографий/видео для наполнения сайта. Изначально мы договаривались что контент предоставит сторона заказчика. На подготовку контента у клиента ушло несколько недель, параллельно с этим, мы купили домен для сайта. Когда со мной связались, нам отправили около 80% контента. Мы оперативно добавили его на сайт и стали ждать оставшиеся 20%. Для понимания, изначально сроки работ для лендинга на тильде -- были названы в 20 рабочих дней (как я и писал выше это с задержками на согласование со стороны клиента), а в этот момент прошло уже более 2 месяцев. Почему так, спросите, потому что заказчик отвечал не всегда через минуту, после моего сообщения, иногда проходило по 2-3 дня, как руководитель фирмы давал свой ответ.

Все еще ждем...

Пока мы ждали оставшийся контент, мы сделали базовую SEO-оптимизацию, провели тестирование на ошибки и исправили все баги, которые нашли.

Но контента так и не было, хотя и писал периодически в чат (раз в 2-3 дня) и мягко напоминал о себе. В итоге спустя еще месяц нам отправили весь контент (почти) и мы были готовы к запуску. Загрузили контент, подвязали домен к сайту и были готовы отдать проект, но....

Это написал сам руководитель фирмы, на русском, хотя до этого писал все время на турецком и мне переводили. Видимо я так его задолбал с контентом, что он решил сам ответить..)
Это написал сам руководитель фирмы, на русском, хотя до этого писал все время на турецком и мне переводили. Видимо я так его задолбал с контентом, что он решил сам ответить..)

Сдача проекта и новый человек в команде

В день "сдачи" проекта, со стороны заказчика в чат добавляется еще один член их команды -- маркетолог. Я конечно же не против :) Меня просят передать проект на их личный кабинет тильды.(передача тоже заняла пару дней, пока они регистрировали аккаунт на тильде и оплачивали его)

Мы передаем сайт и решаем выдохнуть, но в этот же день, от маркетолога начинают сыпаться вопросы, связанные с работой сайта -- некликабельны некоторые элементы, опечатки в тексте, съехавшие картинки и другие мелочи. Хоть все это и возникло после передачи сайта и некоторых ошибок у меня не было, я попросил подготовить все в один документ и отправить мне, что бы мы посмотрели, сравнили с тем что было, поняли из-за чего такое могло произойти и исправили (конечно же совершенно безоплатно).

В итоге, на следующий день, я получаю документ не с ошибками, а сообщение, что такую работу они принимать не хотят и просят вернуть деньги (всю сумму). В качестве аргументов, они приводят некрасивый дизайн, который не отражает их специфику, долгие сроки разработки, ошибки которые они обнаружили после передачи проекта на их аккаунт. Сказать что я в шоке -- ничего не сказать... Мы начинаем спорить и пытаться защитить свою работу и привести аргументы по каждой из претензий.

Когда маркетолог не в ресурсе и настроении, то бывает и такое :)) 
Когда маркетолог не в ресурсе и настроении, то бывает и такое :)) 

В ходе беседы, я предлагаю поправить все ошибки которые они обнаружили, но им такой вариант не подходит. И да, с момента добавления маркетолога в чат, со мной общение ведет только он, собственник и бухгалтер, с которыми до этого вели диалог, не отвечают и не пишут. Вроде мы пришли к компромиссу и я должен буду компенсировать часть средств за технические неполадки на сайте, т.к. они будут в любом случае разрабатывать новый сайт, ведь этот их целиком не устраивает.

Все мы учимся на своих ошибках

Хотя я уже был согласен вернуть часть средств, на следующий день, мне приходит еще одно, более "веселое" сообщение -- ДОСУДЕБНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ КАРЛ! В ней они пишут, что хотят вернуть все деньги и не принимают работы. Но это еще не все, вишенка на торте это угрозы, которые должны повлиять на меня, вернуть им все деньги, без суда и следствия :)

В случае если не удастся урегулировать спор в досудебном порядке, в судебном порядке мы сможем потребовать также возмещение морального вреда. Также в гражданское судопроизводство мы можем подать иск о неосновательном обогащение и это будет уже второй процесс.
Маркетолог на третий день знакомства

Что это значит? То что в этот момент я пожинал все плоды своих ошибок выше: работы без договора, переписка по ватсап и оплату на личную карту, без какого либо счета. (Поясню: если вы нашли деньги на улице, или кто-то по ошибке перечислил вам деньги, а вы не приняли меры, что бы найти их владельца или вернуть, то на вас могут подать в суд.)

Быть или не бИть?

Что делать в такой ситуации? Конечно же идти к юристам и не пытаться что-то отвечать самому, без консультации со специалистами (было бы глупо пропагандировать так поступать с разработкой, а самому делать наоборот :)). Поговорив с несколькими юристами, я понял что у меня есть два пути:

  • Вернуть деньги и сказать спасибо за урок
  • Идти в суд и пытаться доказывать свою правоту

Как сказали бы на ютубе -- пишите в комментариях какой вариант выбрали бы вы, мои дорогие подписчики/читатели.

А я выбрал -- вернуть деньги и сказать спасибо за урок.

Выводы и итог

Какие выводы я сделал из этого проекта:

  • Работа теперь только через юр.лицо
  • Никаких уступок клиентам вне правового поля
  • Сразу обозначать ответственное лицо за принятие решений со стороны клиента за проект
  • Вся переписка только по почте, либо в том канале, который указан в договоре
  • Передавать проекты после подтверждения, что все работает и устраивает

Конечно прочитав эту статью -- вы подумаете что мы белые и пушистые, сделали все идеально, а виноват только заказчик. Нет, часть вины была и с нашей стороны, например:

  • Дизайн: частично я согласен что он не отражает специфику бизнеса. Дизайнер который выполнял этот проект, не до конца разобрался + я доверил прием людям, которые мало что понимают в сайтах и надо было это учитывать
  • Сроки: наверное я бы мог чаще писать клиенту и указать в КП, что затягивание сроков со стороны клиента -- его проблемы, а не вина студии.
  • Работа без договора: тут только моя вина, что решил пойти на встречу и подставил себя и свое юр.лицо
Мокап проекта
Мокап проекта

Если вдруг вам понадобится консультация по разработке, дизайну, продвижению или SEO -- обращайтесь ко мне. Ее мы сделаем БЕЗОПЛАТНО И БЕЗ ДОГОВОРА (как я люблю). Ну а ваш проект выполним в срок и только в рамках правового поля РФ

Наш телеграм канал, где выкладываем полезную информацию из мира IT. Пишите ваши комментарии, был ли у вас подобный опыт и как выходили из подобных/похожих ситуаций.

11
Начать дискуссию