Как я стала продактом в Авито спустя 7 лет фриланса и предпринимательства
У меня в жизни никогда не было четкого карьерного пути: я закончила строительный техникум, потом строительный университет, работала в SMM, развивала онлайн-школу стиля. Всегда выбирала то, что мне по-настоящему интересно. И сейчас таким делом стала работа продактом в Авито.
В статье расскажу, как я оставила бизнес по обучению и начала искать работу в крупной IT-компании. И как много лет работы над собой и самостоятельной учебы помогли мне стать продактом после предпринимательства и без опыта в IT.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана на основе интервью с Дарьей Колюкиной — младший менеджер продукта в Авито.
Все термины в статье максимально пояснила, чтобы не было так:
А еще перед тем, как я начну историю, давайте раз и навсегда разберемся, кто такой продакт-менеджер.
Продакт-менеджер занимается тем, что делает продукт лучше: опрашивает пользователей, узнает, что им нравится и не нравится, изучает конкурентов и на основе этих данных как-то меняет продукт.
Ваша бабушка в каком-то смысле тоже продакт. Допустим, она печёт пироги и хочет, чтобы ее внукам они нравились. Для этого бабушка спрашивает у внуков, какие пироги им больше нравятся: с яблоками или с капустой, большие или маленькие, сладкие или не очень. Потом она идет к соседке, у которой лучшие пироги во всем районе и выведывает у нее рецепты. В итоге учитывает ваши пожелания, рецепты конкурентов и печет идеальный пирог. Бабушка — это и есть продакт-менеджер своих пирогов.
Стив Джобс и Илон Маск тоже, по сути, продакт-менеджеры. Они постоянно искали способы, как сделать свой продукт лучше: убрать кнопки и заменить на сенсорный экран, сделать айфон тоньше и быстрее или добавить автопилот в Теслу и увеличить емкость батареи.
Мой стартап: школа по стилю
До того как устроиться продактом, у меня был бизнес с моей знакомой, она — стилист. Работала она так: клиент отправлял ей свои фото, она определяла типаж, а потом давала рекомендации по стилю. В месяц у нее было примерно 40 клиентов.
У меня появилась идея, как увеличить это число: сделать онлайн-школу стиля для женщин. Тогда как раз был ковид, и возрос интерес к онлайн-образованию.
Бизнес открыли со своих сбережений и развивали на доход от первых клиенток. Рекламировались в Нельзяграме, там же продавали наш главный продукт — онлайн-курс по стилю.
Я занималась маркетингом и придумывала стратегии, как развивать продукт. Тогда меня вдохновляли книги про стартапы, про продуктовый подход к развитию бизнеса — Lean startup, книги Марти Кагана.
Я проводила опросы и интервью с клиентами, узнавала зачем им нужен наш курс, какую потребность решает. Училась самостоятельно — по книгам, видео на YouTube. Потом прошла курс "Как делать продукт" у Ивана Замесина.
Мы реализовали разветвленный курс на базе системы моей партнерши. Она выделяет 12 типов внешности, и под них у нас было 12 веток курса. Каждый тип внешности получал материалы, которые подходят именно ему. Поэтому я не стесняюсь называть это стартапом. Таких курсов в нашей нише точно не было.
Но наш бизнес не мог расти дальше. Онлайн-школа строилась на методике моей партнерши: она сама определяла тип внешности, разбирала фотографии и одежду клиентов, а потом подбирала стиль. Из-за этого мы могли учить максимум 200 человек в месяц. Если бы мы научили других стилистов работать по нашей методике, то смогли бы обучать порядка 2000 учениц.
Тут мы разошлись во взглядах. Партнерша хотела расти через сеть филиалов с живыми стилистами. А я предлагала использовать технологии. Например, научить нейросеть определять тип внешности по фотографии и автоматически подбирать одежду под этот типаж. А стилист бы утверждал финальные варианты. Это сильно ускорило бы процесс.
Да и по сути я не была равноправным партнером, только получала процент. Своей доли в бизнесе у меня не было.
Я задумалась о том, чтобы уйти в найм и поработать в крупной IT-компании, поучиться у них изнутри. Но обычно продакт-менеджеры вырастают внутри корпорации или приходят из технологического стартапа. Казалось, без опыта в IT меня не возьмут даже начинающим продакт-менеджером.
Переломный момент
Переломный момент случился в 2023, в буквальном смысле переломный — я травмировалась на горных лыжах, сломала бедро, перенесла несколько операций.
Я поняла: больше не хочу откладывать свою жизнь. Начала потихоньку изучать рынок, смотрела вакансии. Я пыталась понять свои сильные стороны: у меня хорошая экспертиза в сфере моды, в маркетинге, много знаю о недвижимости, ведь училась на архитектора. Решила: буду пробиваться в крупные российские IT-компании.
Но мне нужна была свежая победа, ощущение «я могу, я справлюсь». Шанс проверить свои идеи. И такой шанс появился.
Конкурс
Пока искала куда устроится, наткнулась на конкурс, победители которого получали шанс трудоустроиться в крупные компании.
Цели попасть в Авито я не ставила: Авито в продуктовой среде считается образцом, там жесткий отбор, senior из другой компании при трудоустройстве получит грейд ниже. Даже в самых смелых мечтах я и не мечтала. Хотела проверить продуктовые знания и применить их на реальных задачах. А еще добавить кейс в портфолио — с моим нестандартным опытом это важно.
На конкурс записалось почти 500 человек. Алгоритм такой: регистрация, решение кейса от компании, оценка работ. После этого итоговый рейтинг, в нем все 500 участников. Компания рассматривает топ-150, чтобы потом пригласить на собеседование. Всего компании требовалось 35 младших менеджеров.
На конкурсе было два задания. Первое — развить Авито Доставку, чтобы сильно вырастить выручку. Второе — придумать другие способы увеличить доход Авито.
Я вложилась по максимуму только в первое задание, ведь мне нужен был только кейс в портфолио. Правда, я чуть не слилась с конкурса: у меня было мало времени (параллельно я занималась консалтингом), и такое задание решала впервые. Мне казалась, что у остальных больше навыков, а я недостаточно хороша, было страшно опозориться. Но в итоге взяла себя в руки.
Над кейсом работала довольно долго, около 30 часов чистого времени, хотя организаторами предполагалось около 8.
Делала так: узнала у пользователей, что им мешает покупать с Авито Доставкой. Для этого провела 15 интервью по 5 на каждую группу пользователей: С2С и B2C продавцы и покупатели. Мне повезло: я написала в своих ресурсах запрос — и ребята откликнулись. Не пришлось долго искать респондентов.
Потом изучила конкурентов, посмотрела, как они решают аналогичные проблемы, подметила, что можно использовать:
Собрала все это вместе и расписала гипотезы, которые помогут развить доставку:
Подробно расписала план как тестировать эту идею, какие могут быть риски, что делаем в случае успеха и неудачи.
Оценка работ
После этапа с решением началась оценка работ. Она проходила так: после загрузки своих решений, каждый участник получает на оценку по 10 анонимных работ других конкурсантов по каждому заданию. То есть если в конкурсе два задания, то вы увидите 20 чужих работ, а я решила только одно, поэтому оценивала 10.
Задача в том, чтобы отсортировать 10 работ от лучшей к худшей. Я потратила на него около 2–3 часов. Оценка чужих работ влияет на собственные баллы. Если оценивать честно, ставить сильные работы вверх рейтинга, а слабые — вниз, это повышает и оценку собственной работы. А если оценивать рандомно или специально занижать хорошие работы — баллы снижают.
Оценивать было интересно, а вычитывать других ребят легко, потому что я сама посвятила много времени заданию. Я сравнивала их идеи со своими, отмечала сильные и слабые места. К каждой работе написала развернутый комментарий с плюсами и недостатками. Писать такие комментарии полезно, так учишься формулировать мысли, объяснять. Нужный навык для меня как продакт-менеджера.
Пока читала работы других, училась сама: поняла, что зря не включила в свою работу диаграммы и графики — это же так наглядно! Мне самой больше привычны таблицы и текстовые выводы, но теперь буду обязательно добавлять и визуализацию данных.
Попадались и работы, откровенно сделанные с помощью ChatGPT:
В общем, оценка чужих работ — это развивающий и полезный процесс. Главное, чтобы сами работы были сделаны с душой, чтобы там было за что зацепиться и что обсудить. А халтуру или бездумную генерацию текстов читать, конечно, совсем не интересно.
Результаты
Моя единственная работа по первому заданию заняла 11 место, а в общем зачете я оказалась на 82-й позиции из-за пропуска второго задания.
Я сделала ставку на первое задание, и оно получилось сильным. Сделала бы два задания, оказалась бы в рейтинге еще выше и шансы выросли.
Я все еще не верила, что могу реально попасть в Авито. Все-таки это топовая компания, у них требуется опыт в разработке. Поэтому отметила кейс у себя в резюме и продолжила искать работу.
Почти все менеджеры по найму спрашивали про мой кейс для Авито. Им было интересно, как я попала на их конкурс и что предложила. Сам факт, что я решала задачу для такой известной компании и оказалась в топе, уже говорил о моих навыках.
Так что однозначно советую идти на Карьерный Цех, решать кейсы, разминать мозги. Работодатели это очень ценят.
Как получила оффер
Я продолжала откликаться на вакансии, но в топовые IT-компании вроде Яндекса и Озона меня не приглашали на собеседования — я не проходила по требованиям. В основном меня звали работать в онлайн-образование как продолжение моего опыта.
В это время я консультировала бизнесы. У меня был доход, и не было острой необходимости выходить на работу, чтобы не умереть с голоду. Я могла позволить себе выбирать.
Пока выбирала, мне написала HR Авито: со мной хотят познакомиться две команды. Одна была связана с CRM, а другая — с модой. Я была в шоке. Мне написали позднее, чем другим ребятам, которые решили кейс. Поэтому на предложение я не сильно рассчитывала.
На собеседовании меня не спрашивали про мой опыт предпринимателя, а проверяли знания в продуктовой сфере. Мне повезло, что не нужно было глубоко погружаться в техническую разработку. Им был нужен человек, который силен в исследованиях и анализе. Это как раз то, что я умею.
Я поговорила с командами и ждала решения. HR написала, что со мной хочет пообщаться еще одна команда, она связана с недвижимостью. Это было за день до вылета в отпуск в Таиланд, я была занята предотпускными делами и не успевала подготовиться. Но опыт и подготовка к первым собеседованиям помогли. Я спонтанно поговорила с менеджером, решила кейс на собеседовании и получила предложение от команды недвижимости, которое в итоге приняла.
И вышло даже лучше, чем я хотела! В первый раз я разговаривала с командой, которая больше занимается внутренними процессами и помогает другим отделам. А в итоге попала в направлении, которое отвечает за сервис недвижимости.
В Авито такие направления называют "вертикалями". Они делают разные части приложения, которыми мы пользуемся. Например, всё, что связано с недвижимостью, машинами или услугами.
Уже прошло три недели, как я работаю в компании. Эта работа именно то, что я искала, и даже лучше. Я счастлива. Моя мечта — работать над чем-то большим и значимым — сбылась!
Если тоже хотите проверить свои навыки и получить шанс трудоустроиться в топовую IT-компанию, следите за конкурсами в телеграм-канале Карьерного Цеха.Там публикуют анонсы новых конкурсов и разборы заданий от экспертов — это помогает лучше подготовиться к решению реальных кейсов.
Я все жду когда же Авито по числу реклам, скрытых и не очень, догонит на этом ресурсе Альфа банк ...
Антилайки убрали, дату регистрации скрыли - Да здравствует логово и гнездище сами знаете кого. Уровень правдивых историй стал почти равен 0.
Читал и тоже думал об этом, такая явная джинса под видом личного опыта, что аж противно.
Job оффер, продакт...
Спасибо за этот comment
«после загрузки своих решений, каждый участник получает на оценку по 10 анонимных работ других конкурсантов по каждому заданию» -
не хило так Авито придумала: не самой проверять, а отдать на проверку конкурсантам - это что за жесть?!?!?!
на самом деле крутое решения для компании. потому что проверить 500 работ самим и сделать это или с дабл-чеком или одним человеком (чтоб оценка была одинаковой для всех работ) — это ад, когда работы не в формате теста и однозначного ответа
Дак а в чём проблема то? Ведь главное результат.