я не смог пройти мимо этой статьи, потому что после прочтения у меня, помимо эмоций, остались и вопросы.
давайте дам краткую суть, чтобы понимать о чем речь и не читать длинную статью:
«…В распоряжении “Ъ” оказалось письмо президента Союза торгцентров России (СТЦ) Булата Шакирова, направленное 13 мая 2024 года в Минпромторг, Минэкономики, Минфин, а также Федеральную налоговую службу (ФНС) и правительство РФ с просьбой предоставить меры поддержки для традиционных торговых розничных сетей. В частности, речь идет о снижении для них ставки налога на имущество, введении особого налогового режима, привлечении самозанятых и льготной ставке НДС или его отмены…»
меня удивляет, что с такой просьбой выступили не сами розничные сети (или у них нет «союза розничных сетей»?), а союз торгцентров России.
о чем это может косвенно говорить? а о том, что розничные сети, являясь во многих торговых центрах «якорными арендаторами» (это те, которые генерируют бОльшую часть трафика посетителей), стали так выкручивать руки самим торговым центрам в целях снижения арендной ставки, потому что у них падает рентабельность бизнеса, что последние не придумали ничего интереснее, чем попросить поддержки для розничных сетей у правительства, ведь «все в одной лодке».
теперь самое интересное, чем мотивируется просьба предоставить меры поддержки:
⁃ маркетплейсы по сравнению с офлайн-ритейлерами имеют ряд преференций, из-за чего последние испытывают «конкурентное давление».
⁃ маркетплейсы избегают ответственности за реализацию контрафактной продукции, перекладывая ее на селлеров, в то время как ритейлеры за такие же действия подвергаются штрафам
⁃ в отличие от традиционной розницы маркетплейсы могут избежать некоторых налоговых обязательств в виде НДС и налога на прибыль от продаж
⁃ онлайн-площадки несут меньшие затраты на эквайринг и другие операционные расходы
с последним (затраты на эквайринг) сразу не соглашусь, за крупных ритейлеров среди банков давно идет битва, и в выигрыше всегда первый, получая практически бросовые ставки комиссий.
у моделей «классической розницы» и у «маркетплейса с селлерами» разные бизнес-модели, и разное налогообложение как следствие, сравнивать их в лоб и просить за эту налоговые послабления - очень странно.
касательно контрафакта это вообще плюс для розницы, которым она не пользуется в плане информационного поля. хотя я вспоминаю магазины “аутлетов reebok / adidas”, где при входе тебя встречает особый запах товара (клей в разделе кроссовок), и где у тебя возникает ощущение, что ты такой коллекции вообще никогда не видел, и тебя терзают сомнения, а это вообще оригинал?
а теперь давайте вернемся к рентабельности бизнеса розничных сетей, что является истинной причиной этого запроса, и стоит сразу оговориться, что тут у нас и продовольственные сети, и магазины одежды и обуви.
сейчас эра онлайна, еще и ковид внёс свою лепту, и бороться с ней или не замечать её - подобно смерти, если мы говорим с точки зрения бизнеса.
что делает с этим розница, которая изначально открывалась магазинами? по мне - практически ничего.
есть примеры качественных приложений какого-либо бренда, где можно отслеживать линейку, скидки, заказывать в пвз, примерять и потом покупать? наверное, есть, но я их не встречал.
помните, были агрегаторы - asos, yoox, farfetch и прочие, которые пользовались популярностью? ну это же удобно - сделал фильтр по своим размерам, выбрал любимые бренды, поставил фильтр на товары только со скидкой, покидал в корзину и забираешь на почте. а если что-то понравилось, но по цене кусалось - подписался, получил пуш, что на товар теперь скидка, и также кинул в корзину и заказал. с зарубежными конечно были нюансы - возврат товара, размеры, но тебе никто не мешал понять свои размеры в оффлайн магазине рядом с домом, а затем уже заказывать в онлайне.
у нас есть свой вариант - lamoda, предоставляет все возможности, описанные выше, они кстати открыли свои оффлайн точки, но это про омниканальность в плане узнавания бренда скорее, чем про заработок.
бизнес должен быть конкурентным, это рынок определяет, кто выживает, а кому нужно уйти на покой. конкуренция заставляет тебя думать, как развиваться, чтобы зарабатывать.
а когда начинается регулирование, то здесь почти всегда страдает покупатель - то есть мы с вами.
преференции для розницы просто обернутся повышением цен в онлайне, либо онлайн станет нерентабельным и мы будем покупать в офлайне дороже.
яркий пример плохих (пока, надеюсь) попыток розницы пойти в онлайн - Леруа. ты заходишь на сайт, кидаешь в корзину товары по списку прораба/бригадира, который делает тебе ремонт, переходишь на выбор даты и времени доставки, и с удивлением обнаруживаешь, что у тебя будет 7 доставок, в разные дни и время, потому что товары едут с разных складов, и за каждую доставку ты еще платишь отдельно!
что делает здоровый человек? заходит на Петрович и делает всё одним заказом в одну дату (еще и на многие позиции цены ниже).