Кейс: помогли ритейлеру вырасти на 1 млрд оборотки за год
В 2020 году ковид уронил прибыль российского бизнеса в 3 раза. В это время наш клиент удвоил оборотку и сформировал новое направление. Рассказываем, что он сделал — и с чем мы ему помогали.
Меня зовут Артур Нек. С 2016 года помогаю компаниям работать эффективнее: ставить цели, приносящие результат бизнесу, концентрироваться на их достижении и делать то, что важно.
Клиент — офлайн-ритейлер, продающий одежду
Клиент работает на сегмент лоу-прайса.
Офлайн-бизнес работал и стабильно рос. Компания начинала с Екатеринбурга, но уже в 2020 году у неё было 30 филиалов. Основная бизнес-модель работала так:
- Стабилизировали работу во всех регионах.
- Подобрали нового сотрудника на должность директора региона.
- Открыли магазины в новом регионе.
- Вернулись к пункту 1.
За счёт работы клиента и его сотрудников такая модель давала стабильный результат.
С онлайном клиент тоже работал — у него был интернет-магазин. Но на этой площадке заказывали меньше, чем в магазинах, поэтому на неё почти не обращали внимания, как на точку роста.
Ковид всё это сломал. Поток покупателей снизился из-за ограничений и самих покупателей стало меньше. Вставал вопрос внутренней эффективности: нужно ли увольнять людей, закрывать магазины.
Интернет-магазин при этом не рос в продажах сам по себе. Для этого нужно было переориентироваться на онлайн. У компании, решение проблем кризиса изменения внешней среды, отнимало основные силы.
В промежуточном итоге, до обращения к нам организация стабилизировала ситуацию, сохранила магазины и сотрудников, но не росла.
Клиент уже использовал OKR
Что это такое. Это — аббревиатура системы Objectives and Key Results (Цели и Ключевые результаты). При работе с ней компания:
- устанавливает конкретную цель;
- формирует измеримые «контрольные точки»;
- описывает изменения, которые должны произойти пути от «точки А» к «точке Б».
Технически можно управлять компанией без этой системы и даже получать тот же самый результат. Но чтобы выдавать его на дистанции, нужно быть суперкомпьютером. OKR помогает живому человеку не распыляться и держать в фокусе внимания приоритетные задачи, помогающие бизнесу вырасти.
Она помогала в «повседневном» росте, но не во время кризиса. Клиент брал консультации у нас до 2020 года, и со временем научился правильно ставить цели и отслеживать результаты.
Кризис ударил по привычной модели компании — и это дезориентировало руководство. Принять решение в моменте было сложно. Никто не знал, что делать, но от решения компании зависело очень многое — и это решение нужно было принимать, не откладывая.
Постфактум понятно, что в ковид было самое время выходить в онлайн. Но тогда это было совсем не очевидно.
Оценили варианты на стратсессии — и выработали решение
Чтобы бизнес рос во времена экономической стагнации или кризиса, ему нужны новые источники прибыли.
Привычные инструменты нельзя было использовать по-другому. На стратегической сессии стало понятно, что компания не может извлекать прибыль из офлайна.
При этом мгновенно развить онлайн-магазин и многократно увеличить масштабы продаж — задача затруднительная. Магазин рос, но медленно.
Решили попробовать маркетплейсы. Чем дальше шли карантины — тем больше люди привыкали покупать онлайн. Маркетплейсы при этом предлагали клиентам удобную систему, в которой можно заказать самые разные товары, не дожидаясь десятка разных доставок.
Это был вариант не без проблем:
- в сегменте лоу-прайса высокая конкуренция,
- в компании ни у кого нет опыта продвижения на маркетплейсах.
Пока мы изучали альтернативные варианты, стало ясно, что ничего подходящего среди них нет.
Поставили амбициозную цель: выйти в топ-100 продавцов на WB. «На входе» у наших клиентов часто обнаруживаются проблемы с целями: о таком случае мы рассказывали, например, в кейсе о десятикратном снижении брака.
Здесь же клиент уже умел пользоваться инструментами OKR и на полную использовал наш опыт, поэтому смог правильно применить правила.
Правила требовали конкретную цель:
- «Занять место в топ-100 селлеров WB».
Правила требовали уточнений и контрольных точек:
- KR-1: 1 млн руб продаж через маркетплейсы
- KR-2: 5 товаров в топе
- KR-3: вывести на маркетплейс все товары, которые есть на складах
Правила требовали реалистично описать «до» и «после», и получить две разные картины:
- Что было «до»: Продавали товары на сайте и поставляли в магазины.
- Как станет «после»: Продолжили продавать товары на сайте и поставлять в магазины. Но еще стали продавать и на маркетплейсах.
Придумали, как добиваться цели без лишних затрат
В компании не было никого, кто разбирался бы в маркетплейсах. Даже направление онлайн-продаж сталкивалось с ними исключительно как покупатели. И что делать, толком не знал никто.
Рефлекс компании — начать нанимать людей; но лучше этого не делать. На поиск и найм ушло бы три месяца. После этого нанятого человека пришлось бы «вливать» в работу компании и вместе с ним работать над первым результатами. На это ушло бы ещё полгода.
Если бы компании повезло, первые результаты от маркетплейсов они бы получили через 9 месяцев.
Могло не повезти. Нанять могли неподходящих сотрудников. Сами сотрудники могли воспользоваться тем, что в компании никто не знает, как работать с маркетплейсами, и отлынивать от работы, — а отсутствие результата списывать на «специфику нашей стратегии продвижения».
Воспользовались внутренним ресурсом: «недозагруженными» сотрудниками. Клиенты из магазина уходили, поэтому нагрузка на розничных менеджеров падала.
Люди не работали, но их «держали на балансе»: компания так и выполняла социальную роль, и сохраняла трудовой резерв до отмены карантина.
— Но сотрудники же ничего не понимают в маркетплейсах!
— Ну да. Но компания ничем не рискует.В худшем случае просто ничего не заработает.
Трудовой резерв всё равно простаивает. Чтобы нарваться на убытки или штрафы, нужно очень сильно постараться.
Позже оказалось, что компания нашла идеальное решение
Обычные продавцы оказались вполне готовы к такой работе. Сотрудники вообще ничего не испортили. Напротив, их опыт и знания очень пригодились:
- Они идеально знали продукт.
- Они часто пользовались маркетплейсами.
В итоге этих знаний хватило, чтобы нормально оформлять карточки вместе с дизайнерами и адекватно отвечать на вопросы пользователей.
Дальше компания их усилила — начала консультироваться. Закупая консультации у реальных селлеров и экспертов, компания перенимала их знания и сохраняла их у себя и своих давних сотрудников.
Параллельно разрешили проблемы найма. Оказалось, что внутри компании уже достаточно людей, готовых работать с маркетплейсами. А нанять обычных продавцов в розничные магазины было в разы проще, чем сотрудников для работы с маркетплейсами.
Цели не достигли — но это было уже неважно
Чтобы попасть в топ-100 по WB, нужен очень большой оборот на площадке. Клиент этого оборота так и не достиг, но это было неважно.
Результаты всё равно были головокружительными. За год компания сделала ×2 в обороте — с миллиарда рублей, к которому компания шла десять лет, оборот вырос до двух миллиардов.
Работа с маркетплейсами попросту опустошила склад: в какой-то момент оказалось, что товара не хватает.
«А причем тут OKR и ваши консультации? Клиент же сам всё сделал!»
OKR помогала клиенту не распылять внимание и работать над самыми приоритетными направлениями ещё до того, как мы начали работать над этим кейсом.
Наша консультация клиенту понадобилась только чтобы оценить ситуацию с разных сторон. В топ-менеджменте компании работало больше 30 человек, у которых был очень похожий опыт.
В такой ситуации людям трудно предлагать что-то новое, не имея обширного опыта в другом бизнесе. А нам было что предложить, потому что мы работаем с очень разными бизнесами.
Да, клиент делал всё сам, а его рост — заслуга его работы и работы его сотрудников. С этим спорить нельзя, это фактически так. Потому что мем ниже — не про нашего клиента.
Наша заслуга — в том, что мы помогли не работать над тем, что не дало бы такого результата. Так и работают консультации.
Глобальный итог — резкий рост и развитие нового направления
Клиент увеличил оборотку, не уронив при этом маржу бизнеса. Люди, работавшие над маркетплейсами, в итоге сформировали новый отдел, который до сих пор работает и приносит прибыль.
⌘⌘⌘
Спасибо, что дочитали кейс до конца!
Если вам интересна эта тема, то мы много рассказываем о применении OKR и современных инструментах менеджмента у нас на Youtube-канале и в блоге.
Если нужна консультация — забронируйте звонок с экспертом на сайте или пишите нам в Telegram.
Доводилось ли вам пробовать OKR самим? Или, может, вы делаете что-то похожее, но без конкретной методики? Интересно почитать о вашем опыте в комментариях.
Крутой кейс, давно слышал про него от Артура. Было интересно прочитать полностью!