Пять поводов для антихрупкости: как франшиза Cofix реагирует на вызовы времени

В начале июня Cofix занял первое место в рейтинге кофейных франшиз от БИБОСС и вошёл в топ-10 по всем категориям бизнеса. По такому случаю мы попросили руководителя отдела франчайзинга Юлию Латышеву рассказать, за что выбирают франшизу Cofix. Передаем слово.

Руководитель отдела франчайзинга Cofix Юлия Латышева
Руководитель отдела франчайзинга Cofix Юлия Латышева

В прошлом году Cofix исполнилось 10 лет. Мы подводили официальные итоги и много рассказывали, как изменился бизнес за это время. Например, с точки зрения дизайна и правил строительства (почитать можно тут). Кажется, что желание развиваться, пробовать новые форматы, чтобы строить успешную зарабатывающую сеть — самое важное, что отличает удачную франшизу от проектов-однодневок. А главное качество для хорошей франшизы — антихрупкость и умение правильно реагировать на вызовы времени. Для кофейного сегмента это:

Рассказываю подробнее, что мы делаем для работы по каждому из этих направлений, собирая антихрупкий и потому успешный бизнес.

Высокая конкуренция — новые форматы

Когда Cofix только выходил на российский рынок, концепция кофейни фиксированных цен выглядела свежо и удобно, что помогло быстро захватить московский рынок. Спустя время почти во всех локациях столицы с высоким трафиком появились наши точки, а многие конкуренты скопировали модель работы Cofix. Теперь даже открытие собственных новых точек может оттягивать часть трафика у уже работающих кофеен.

Чтобы не каннибализировать базовый формат кофеен, мы стали искать новые направления для развития бизнеса и включаться в другие сценарии потребления, кроме «кофе с собой по пути на работу». В конце прошлого года в Москве открылась первая пекарня Cofix bakery — так мы дали возможность нашим партнерам работать с трафиком в спальных районах на протяжении всего дня за счет концепции «кофе, хлеб, вино» (подробнее про формат можно почитать здесь).

В апреле этого года открыли первую точку Cofix fitbar в коллаборации с оператором DDX Fitness, тем самым охватили ещё один жизненный сценарий большого количества горожан, которые занимаются фитнесом. По сравнению с привычными кофейнями здесь тоже переработали меню: сделали широкий выбор готовой еды категории «фреш», добавили спортивное питание, свежевыжатые соки, смузи и протеиновые коктейли.

Так выглядит Cofix fitbar в спортклубе DDX в московском ТЦ Вешняки
Так выглядит Cofix fitbar в спортклубе DDX в московском ТЦ Вешняки

Запуская новые форматы, мы увеличиваем количество касаний с потребителем и усиливаем присутствие бренда Cofix в жизни людей: через хлеб и доставку из bakery и дрипы из кофеен заходим в домашнее потребление, через поддержку спортивных мероприятий и fitbar не упускаем тренд на активный образ жизни, через мастер-классы с детьми по выходным в bakery работаем с семейной аудиторией. Это позволяет нам развивать многомерный бренд, ценность которого далеко не только в фиксированной стоимости кофе.

Рост цен на сырье и логистику

С этой проблемой столкнулись кофейни по всему миру: из-за пожаров и заморозков в Бразилии мировые цены на бирже кофе выросли более чем на 50%, если сравнивать 2021 и 2022 гг. Стоимость доставки тоже увеличилась: тарифы на рынке транспортных услуг прибавили до 40%, а зарплаты таких специалистов выросли на 10%. Средний рост окладов складской администрации увеличился на 50%.

Мы стараемся сглаживать цены за счет закупок большими объемами, держим большой пул поставщиков зеленого зерна, работаем напрямую с производителями. Поэтому, например, при росте мировых цен на кофе на 50% для потребителя стоимость чашки в Cofix выросла на 26%. Отдельное внимание уделяем запуску новинок с использованием оригинальных ингредиентов, что частично компенсирует рост цен на базовое сырье. Этим занимается продуктовая команда. Например, Cofix первым среди сетевых брендов вывел в продажу напитки с тапиокой и джус боллы.

Джус боллы запустили к летнему сезону 2024 года
Джус боллы запустили к летнему сезону 2024 года

Что касается других товаров на витрине, здесь Cofx стремится больше работать с локальными поставщиками, чтобы продукты всегда были свежими и доля затрат на логистику в них составляла минимальные значения. Поэтому в каждом регионе свой пул местных партнеров для производства скоропортящейся продукции, которых мы отбираем вместе с мастер-франчайзи после анализа рынка и потребительских тестов.

Также развиваем собственные мощности и замыкаем на себе весь производственный цикл. Так, в 2022 году открыли фабрику-кухню в Санкт-Петербурге, в Москве уже три года работает собственное обжарочное производство, а большой ассортимент bakery частично обеспечивает свой пекарный цех. Также повара в заведениях формата bakery готовят свежую выпечку прямо в кофейне.

Собственная обжарка кофе

Удорожание аренды

В последние несколько лет на рынке коммерческой недвижимости наблюдается дефицит площадей, особенно это касается локаций у метро. За такие места нам приходится конкурировать с другим бизнесом, работающим на большом трафике — продуктовыми, цветочными, аптеками, пунктами самовывоза. Из-за этого арендные ставки растут. Для кофеен стандартного типа за прошедший календарный год увеличение стоимости аренды составило местами более 25%.

Чтобы предприятия партнеров оставались прибыльными, давали заявленную доходность, и рыночная ситуация негативно не влияла на темпы развития, помогаем и в вопросах аренды. Над этим работают два направления в Cofix:

● Отдел развития самостоятельно подбирает площадки, согласовывает условия и лидирует подписание договоров. Здесь команда постоянно мониторит рынок, общается с застройщиками, чтобы сформировать пул подходящих для проектов Cofix локаций и перехватить их раньше конкурентов.

● Отдел аренды сопровождает большую часть арендных контрактов сети — подключается для решения спорных моментов с арендодателями, помогает оптимизировать условия и ставки, если рыночная ситуация этому способствует, договаривается о приемлемой индексации при переподписании договора.

В этой статье рассказали, как искали помещение

для собственной фабрики-кухни в Петербурге

Изменение трафика и падение активности покупателей

Наш рынок сложно назвать статичным: пандемия, потрясения 2022 года, инфляция влияют на привычки гостей. Люди по-новому работают, иначе отдыхают, другие смыслы закладывают в посещение любимых заведений — ищут в рутинах опору и рассматривают кофейни как «третье место». В городах появляются новые точки притяжения, которые корректируют трафик.

Эти и другие изменения мы отслеживанием через полную оцифровку бизнеса. Например, программа лояльности для гостей Cofix Club — это также инструмент в арсенале нашей аналитической службы. Она в реальном времени через отзывы понимает, какие продукты работают хорошо, а что стоит выводить из ассортимента, в чем конкретно меняется поведение пользователей, какие есть проблемы на местах. Эта информация становится той точкой опоры, которая помогает развиваться и франшизе в целом, и каждой конкретной кофейне.

Так выглядит интерфейс приложения Cofix Club после рестайлинга
Так выглядит интерфейс приложения Cofix Club после рестайлинга

Платформа для управления бизнесом Cofix Business — аналитическая основа для работы команды сопровождения партнеров. Кроме мониторинга и наставничества со стороны операционной команды (отвечает за текущие показатели и соблюдение стандартов сети), поддержка партнеров происходит в режиме одного окна силами команды B2B-отдела.

Команда поддержки помогает партнерам стратегически смотреть на бизнес: следит за динамикой развития текущего бизнеса, находит варианты для укрупнения, рекомендует новые площадки, подобранные отделом недвижимости.

Если же кофейне нужна помощь, под каждый конкретный кейс собирается команда нескольких функций для более глубокого анализа ситуации. В неё входят не только сотрудники B2B и операционного отдела, но и специалисты направления трейд-маркетинга, локального маркетинга и продукта. Эта команда анализирует рейтинги и отзывы на картах, изучает ассортимент и выкладку, оценивает трафик и окружение, а после дает пул конкретных решений. Подробнее рассказывали в этой статье.

В остальное время с помощью платформы Cofix Business партнёры следят за показателями своих точек, отслеживают заказы и баланс на закупки, отправляют запросы на локальные акции и техническую поддержку, следят за рейтингом и отзывами о кофейне.

Эффективность модели в каждой точке расположения Cofix — наша общая задача. Если кофейня не соответствует прогнозируемым показателям, команда максимально мотивирована в кратчайшие сроки исправить ситуацию.

Сегодня под брендом Cofix работают почти три сотни кофеен в России. Мы настолько знаем процессы на рынке и имеем так много данных, что можем довольно точно рассчитать финансовую модель. Конечно, в неё закладываем период раскачки кофейни — выход на точку безубыточности. И если кофейня при соблюдении всех условий работает в минус дольше прогнозируемого срока, гарантируем компенсацию убытков. Это тоже влияет на мотивацию команды быстрее всё исправить.

Нехватка персонала

Весной 2024 года уровень безработицы в России снова обновил исторический минимум и составил 2,6% (данные Росстата). Мы понимаем, что этот тренд долгосрочный: достаточно многочисленное поколение выходит на пенсию, которое полностью не заменяется ни более молодым, ни трудовыми мигрантами.

В этой реальности Cofix конкурирует не только с другими кофейнями, но и с иными секторами экономики. Чтобы выигрывать в этой борьбе за кадры, предлагаем прозрачные условия труда, гибкий график, возможность прийти без опыта, быстро всему научиться и выйти на работу, карьерный рост.

В августе 2023 года запустили приложение и программу лояльности Cofix Connect, где сотрудники первой линии могут сразу видеть, как хорошо им удается закрывать личные и командные KPI и что они за это получат. Про создание приложения рассказывали в этой статье. Ещё у сотрудников есть возможность выйти на подработку в другие кофейни — это тоже позволяет компенсировать дефицит кадров в HoReCa.

Мы научились максимально быстро обучать сотрудников и делать для них весь процесс понятным и прозрачным
Мы научились максимально быстро обучать сотрудников и делать для них весь процесс понятным и прозрачным

Понимая, что на работу к нам часто приходят студенты без опыта, построили на базе тренинговых центров Cofix комплексную образовательную систему для линейного персонала: бариста, старших смены, управляющих кофеен. Так мы не только обучаем ребят практическим навыкам, но и рассказываем о наших ценностях, бренде, истории. То есть, про всё то, что делает Cofix уникальным.

Большое внимание в нашей системе ценностей занимает тема творчества и самовыражения, поэтому такие вещи всячески поощряем. У нас есть проект Cofix Voice, где музыканты, в том числе сотрудники, попадают в плейлисты кофеен. Мы проводили конкурсы с дизайном стаканчиков и скетчбуков. Ребята могут приходить на работу с волосами любого цвета, татуировками, пирсингом и использовать другие способы самовыражения, если это не противоречит санитарным нормам, закону и здравому смыслу. Стараемся дать возможность сотрудникам оставаться собой, чтобы в кофейнях Cofix царила приятная дружелюбная атмосфера, так как верим, что именно в такой обстановке лучше всего работать и развивать бизнес.

88
11
Начать дискуссию