9 уроков, которых не получишь в бизнес-школе
Как среди успешных бизнесменов, основателей известных стартапов, так и от чиновников сферы образования в последние годы все чаще слышатся сомнения в необходимости формального обучения бизнесу. Эта тенденция постепенно ширится как в нашей стране, так и за рубежом.
Говорится о множестве недостатков подобного обучения, его формализме и оторванности от реальной жизни. В число сомневающихся скептиков входят такие успешные гуру современного бизнеса как Стив Джобс, Билл Гейтс, Ричард Брэнсон и Марк Цукерберг. Более того — все они не имеют степени магистра бизнеса, и даже не закончили колледж.
Соотносится с вышеизложенным и то, что все успешные стартапы, где многие начинающие специалисты хотят работать, вообще не заботятся о наличии у своих сотрудников степени магистра бизнеса. Они хотят видеть реальный опыт, полученный в конкретных проектах, а не дипломы, заработанные в стенах аудиторий бизнес-школ.
Тем не менее, заявления на поступление в элитные бизнес-школы продолжают подаваться в значительном количестве, и некоторые аналитики прогнозируют увеличение числа абитуриентов в текущем году.
Так какие же правильные выводы из всего этого можно сделать? Прежде всего, если будущий бизнесмен подал документы или уже проходит обучение в бизнес-школе, нужно довести дело до конца — официальный диплом и степень никогда не повредят. При должном прилежании, даже из формальных знаний можно извлечь много пользы, в будущей реальной деятельности это пригодится. Главное — подходить к обучению ответственно и понимать, что упорный и прилежный труд обеспечат в будущем устойчивый фундамент для успеха.
В то время как обучение в бизнес-школе даст вам диплом и формальные знания, реальный опыт — это единственный залог успеха. Как только заканчивается процесс собеседования при приеме на работу, никого не волнует, какую степень новый сотрудник получил в Высшей Школе Менеджмента при ГУ Высшей Школы Экономики, Гарварде, Институте Бизнеса и Экономики АНХ при Правительстве РФ, Стэнфорде или Государственнос университет управления. Все, волнующее работодателя — это только, чтобы новый сотрудник сделал свою работу.
Итак, вот некоторые уроки из реального мира бизнеса:
- Для выполнения работы нужно четко представлять как выглядит ее конечная цель. Работать нужно энергично и разделять большую цель на череду малых. Расставив приоритеты и неустанно двигаясь от реализации одной к следующей, можно быстро добиться успеха.
- Жить сегодняшним днем и не цепляться за прошлое. Какими бы впечатляющим ни были достижения вчера — все они уже в прошлом. Сегодняшние проблемы от этого никак сами не разрешатся. Клиенты ценят не вчерашние реляции о победах, а то как бизнесмен удовлетворяет их запросы сегодня.
- В своих действиях стремиться опираться на объективные преимущества и верный анализ ситуации, а не апеллировать к своему элитному диплому и формальным знаниям из учебников и лекций кабинетных специалистов. Разумеется обучение, к примеру в Гарварде или школе менеджмента при ВШЭ могут открыть двери для впечатляющих возможностей, но их реализация в жизни зависит от того, насколько хорошо будет выполнена работа.
- Всегда быть готовым продемонстрировать, как преодолеваешь затруднения. Когда сотрудника нанимают, то рассматривают его образовательные достижения лишь как основу для оценки уровня интеллекта. Но истинное мастерство бизнесмена проявляется в том, как он преодолевал проблемы, с которыми сталкивался, чего он достиг, и как к этому стремился.
- Всегда стремиться к совершенству. Каждое, даже самое незначительное, действие должно заранее тщательно (но быстро) просчитываться и быть максимально эффективным
- Использовать свои связи с коллегами и постоянно расширять их. Уже на стадии обучения в бизнес-школе можно завести ряд знакомств, которые пригодятся в будущем. Спустя некоторое время, в ходе работы, появятся другие знакомства — все их нужно сохранять и упрочнять. Именно хорошие связи — это главный актив любого бизнесмена.
- Работать в команде. Помнить о том, что это не игра за личную славу, а за успех всего проекта. К сожалению, обучение в бизнес-школах культивирует индивидуализм и конкуренцию. В итоге молодым специалистам трудно отойти от таких установок и влиться в команду.
- Стремиться осваивать альтернативные методики и технологии. Почерпнуть их можно наблюдая за действиями более опытных коллег и руководства при реализации того или иного проекта. Часто об этом можно просто спросить. Но даже если это невозможно и знаниями, наработками делиться не желают, то выход есть. Собрав максимально возможную информацию и проанализировав ее можно серьезно повысить свое профессиональное мастерство.
- Имея формальные знания о бизнесе, никогда нельзя застывать и прекращать учиться. Нужно постоянно узнавать новое в своей школе и смежных сферах, неустанно заниматься самообразованием.