Как запустить бизнес-наставничество
«У вас есть потенциал, но вы не до конца раскрыты... Приходите ко мне на наставничество за много денег!» Выдыхайте, никаких продаж тут не будет. Сегодня как обычно делюсь л��чным опытом и рассказываю, как стать бизнес-наставником и почему это крутая тема.
Как я попал в наставники
13 лет назад я был только сооснователем и топ-менеджером компании: строил команду и обучал первых сотрудников. Через год–два начал выступать на конференциях, рассказывал про маркетинг. Однако после таких выступлений ко мне обращались не с вопросами по маркетингу, а с просьбами научить собирать команду, запускать агентство и другими бизнесовыми запросами.
Я делился как мог. В тот момент я еще не знал, что это и есть бизнес-разбор и на этом можно зарабатывать деньги =)
У меня не было наставника, который научил меня быть наставником. Скорее наоборот: меня привели к этому мои первые ученики.
Чуть позже начали поступать предложения от бизнес-структур, поддерживающих малое и среднее предпринимательство («Мой бизнес», «Точка кипения»).
В этом году я стал официальным наставником в «Корпорации МСП». Теперь у меня есть очередь на наставничество, хороший дополнительный заработок и крутые кейсы. Вот один из них: девушка с нулевым брендом мечтала продавать снеки из растений-эндемиков на Дальнем Востоке. По ходу наставничества она попала на выставку-форум «Россия» на ВДНХ, там ей дали публично заявить о своем проекте, а сейчас она уже вещает про женский бизнес.
Кстати, мало кто знает, что такого уровня наставничество можно получить в рамках господдержки бесплатно. Вот, знайте!
Мой первый ученик
Как-то я выступал на коммерческом мероприятии, рассказывал про формирование команды, системы лояльности, про продажи и конверсии. Ко мне подошел человек и попросил взять его на наставничество. Я отнекивался, но он настаивал. Я сдался: наугад назвал ему стоимость — 100 000 рублей — и он согласился. Так у меня появился первый ученик!
Правда, тогда у меня не было ни методологии, ни программы обучения, о чем я открыто ему сообщил. Я потратил ночь на подготовку: гуглил, что такое наставничество, как сделать свою методологию, как выстроить точки A, B и C (да, есть еще и C).
С того момента прошло уже несколько лет, сейчас дело поставлено на поток. Недавно я запустил еще и групповое наставничество на тему медийности. Как видите, в этой нише легко масштабироваться, если вам это в кайф!
Почему я до сих пор этим занимаюсь
Если вы думаете, что в наставничестве все сводится только к обучению других, то это не так. Для меня это нечто большее, а именно:
- Отличный нетворкинг. Многие из тех, кто прошел у меня наставничество, — эксперты в узких отраслях. Со многими я поддерживаю связь до сих пор, а иногда получаю от них приглашения на закрытые мероприятия и выступаю там.
- Качественный заработок — и мне интересно, и другим пользу даю.
- Новый канал саморазвития. Некоторые запросы необычные и сложные, пока я готовлюсь к работе над ними, я узнаю много нового.
Первые шаги к наставничеству
Так, а про вас вообще кто-нибудь знает? Это первый важный вопрос. Нужно себя упаковать. Это база: люди должны знать о вас хоть что-то. Да, Никита снова о своем — надо делать личный бренд! Он заключается не в сверхкомпетенциях, а в вашей, не побоюсь этого слова, проявленности.
Здесь кратко пробегусь по основам. Что вам нужно:
- Сайт. Может быть, не сразу, но не забывайте про этот инструмент.
- Хотя бы одна живая соцсеть. Ничто так не настораживает, как отсутствие соцсетей в 21 веке…
- Видеоконтент. Интервью, размышления на тему — хоть что-то.
Вы можете быть сколь угодно крутыми экспертами, но если о вас ничего неизвестно, за советом и опытом к вам никто не придет.
Также нужно открыть ИП или оформить самозанятость, чтобы было куда парковать денежки за ваше наставничество. Если задумаете примкнуть к госструктуре, вам понадобятся медиакит и профайл спикера.
Следующий шаг — составить список болей, которые вы можете помочь закрыть. У меня это:
- как стать медийным и выступать на мероприятиях;
- как развить личный бренд;
- как запустить стартап на максимально ранней стадии;
- как найти инвестора;
- как сформировать команду.
Правда, бывают и другие запросы, буквально «я просто хочу такой же движ, как у тебя» и даже «я тоже хочу такие классные статьи» =)
Далее нужно подготовиться к работе с учеником. Для этого нужно разработать хотя бы базовую методологию, которая включает:
- Роудмап. Покажите, как вы будете двигаться от точки A до B и C, как и когда появится результат.
- План упаковки вашего ученика. Определите, на каких площадках ему нужно присутствовать, где выступать, как себя позиционировать.
- OKR (Objectives and Key Results) — цели и ключевые результаты. Этакий гибрид KPI и SMART-цели. К примеру, упакованный профиль на VC, где есть три статьи и суммарно 10 комментариев, — вот и закрыли базу.
Ошибки и откровенные фейлы
Ну не могу же я просто закончить статью, не рассказав вам о распространенных ошибках на пути наставничества =)
Первая и самая недооцененная ошибка — упущенный момент. По неопытности я слил порядка десяти человек, которые хотели у меня учиться, а это суммарно около 1 млн прибыли. Это мой самый крупный фейл.
«Я не умею, я этим не занимаюсь, я не наставник…» — отбросьте сомнения. К вам бы не обращались, если бы вы не умели =)
Вторая — работать с неинтересным вам запросом. Будет сложно выложиться на 100% и дать пользу, если вам просто неинтересно.
Третья — нигде не рассказывать о своих учениках. Я поначалу думал, что все захотят скрыть тот факт, что они учатся у кого-то жизни или бизнесу. На деле, все только рады, если я предлагаю записать интервью, например.
Четвертой ошибкой я сам не грешу, но видел у других. Не раз слышал истории о том, что кто-то купил наставничество за 50–100 тыс. рублей, а оно сводится к пресейлу платинового доступа стоимостью в полмиллиона. Без комментариев. Не надо так.
Откликается? Тогда вперед!
Первые шаги на пути к наставничеству сделать довольно просто. Закиньте удочку на конференции, где вы выступили, или в соцсетях — проверьте первичную обратную связь. Если не получилось, попробуйте примкнуть к госструктуре и начать там, заодно наработаете насмотренность.
Если вы готовы дерзать и дальше, пройдите обучение на трекера — это, по сути, официальное звание бизнес-наставника =)
И, как и всегда, любите себя и не стесняйтесь говорить о себе или своей работе: пишите статьи или книги, делайте видеоконтент, выступайте.
А вас просили стать наставником? Или, может, вы сами хотели попасть к кому-то? Делитесь в комментариях =)
Больше материалов и инфографики по теме личной медийности в моем телеграм-канале, залетайте!