Как я открыл интернет-магазин 9 лет назад
Я хочу поделиться с вами своим очередным опытом. Он не будет историей про успешный успех, или, наоборот, предостережением, полным разочарований.
Напротив, я считаю, что описанный мной опыт каждый сможет повернуть в нужную для себя сторону. Да и мне самому всё ещё есть над чем задуматься.
В общем, это история создания моего первого проекта — Интернет-магазина iSharlotka (ссылки приводить не буду, но группа в VK до сих пор работает :)), в котором продаются чехлы на смартфоны с кастомным (индивидуально под клиента) дизайном (конструктор, по сути).
Запущенный девять лет назад как "песочница для тренировки моих навыков", он всё ещё живёт и поныне. И, надо сказать, продолжает меня тренировать и побуждать на рефлексию.
Хотя, вынужден признаться, как полноценный бизнес этот магазин до сих пор мной не воспринимается :)
Начало. Первая закупка. Первые трудности
Я, как инженер-программист по образованию, гляжу на мир как на функционирующую систему.В этом плане даже запуск "своего дела" для меня был какой-то инженерной задачей. Я представлял, как я всё выстраиваю, а потом жму на кнопку "и оно само работает" :)
Меня смущает, что сейчас намечаются очередные "мемуары" о том, как оно было, но без этого, кажется, что нельзя.
В общем, шёл 2013-ый год, я два года как выпустился из универа и только начинал свою карьеру в компании, в которой работаю и поныне. Где-то в августе-сентябре я накопил около 100 тысяч рублей и думал, что пора купить машину.
Я тогда грезил о всяких подержанных "субару импреза", но в итоге понял, что могу только Ладу Калину.
Начал активно рыть объявления подержанных авто, но мой внутренний критик постоянно твердил мне: "Потребление для мудаков, а ты должен, как завещали тебе самый богатый дядя в Вавилоне и оба его папы, вложиться в дело всей своей жизни".
Не помню как именно меня осенило, но делом всей жизни и плацдармом для тренировки своих умений я выбрал онлайн продажу чехлов на iPhone и iPad (и только на них). Я считал, что идея выгорит, потому что: во-первых, владельцы яблок зажиточны и, во-вторых, они хотят индивидуальности для своих одинаковых айфонов. Да и вообще — чехлы — «это прикольно».
Бизнес-планов не строил, глубину рынка не исследовал. Я сразу перешел к вопросу закупки («а чего выжидать? Куй железо, пока горячо!»): начал штудировать китайские сайты для выбора поставщика и наткнулся на какой-то крупный маркет, который назывался Sunsky. Вот только что проверил: этот Sunsky-online до сих пор жив.
В общем, я там насобирал корзину на примерно 50-60 тысяч рублей.
Чтобы вспомнить как это было, я нашёл свои старые записки в облаке (я очень давно пользую Dropbox):
Надо сказать, что эта самая первая закупка сразу меня начала знакомить с подходом, который я проношу через года, и, который, как мне кажется, существенно и радикально перепрошил моё мировоззрение:
"Ты делаешь предположение и дальше следуешь ему, делая всё возможное, чтобы это предположение сработало".
Например, я чётко помню, как идея об этом магазине заняла всё моё внимание. Я буквально не спал по ночам рисуя закупочные таблички в экселе.
Особенно мне нравилось, когда я к колонке "Себестоимость" добавлял колонку "Стоимость продажи" и считал маржу. Мои 100 тысяч рублей за считанные дни продаж превращались в 500 тысяч :) (ведь весь товар разлетится как пирожки, да?)
Вот таблички с моим "планированием" и самодельным юнит анализом. Если я не ошибаюсь, я собирался с 90к вложений получить 250к чистой прибыли. Сами понимаете: я бы тогда взял себе не одну, а две Лады Калины.
Шутки шутками, но с первым же размещением заказа, реальность стала разрушать мои воздушные замки. Если вкратце, то:
- Нормальной онлайн оплаты оптового заказа на китайском Sunsky на тот момент не было. Мне пришлось переводить крупную для меня на тот момент сумму через PayPal.
- Доставить оптом через почту России нереально. 30 кило чехлов не повезут. Будут проблемы с таможней.
- Доставка из Китая в 2013-ом — минимум месяц.
- Нужно организовать логистику всей этой канители в РФ: найти посредников в Китае, получить товар здесь.
- Оказывается, что для мелкого опта из Китая ты должен закладывать практически 100% стоимости заказа в доставку: я закупился на 50к и ещё 50к заплатил за транспортировку Гуанчжоу → Хэй-Хэ → Благовещенск → Самара (авиа).
Тем не менее, трудности меня не пугали. Если честно, для меня и эти накрутки в 600% были вторичны. Мне хотелось запустить систему. Доказать, что я могу. Что я мужик.
Только вот кому доказывать-то?)
Пощёчина №1: Доставка, Логистика, Приёмка
Организую логистику
Когда я оформил заказ и, что не менее важно, оплатил его, мой китайский менеджер продаж радостно сообщил мне, что старой доброй Почтой заказ не доставить: он слишком тяжёлый, габаритный и потребует дополнительной процедуры растаможки.
Я вообще к этому не был готов, но что поделать. Пришлось ориентироваться на месте. Я советовался с менеджером, от него узнал, что, оказывается, в Китае процветает посредничество: кучи транспортных компаний обеспечивают серый и белый импорт в Россию через нашу общую границу. Оставалось только найти этих посредников, выбрать подходящего и выстроить логическую цепочку.
Помню как сейчас: пара бессонных ночей штудирования интернета и, преимущественно, тематических форумов дала результаты. Я открыл для себя форум "Китайский компот", где уже во всю люди обсуждали схожие проблемы.
Я всё проходил впервые, но назад дороги не было: я писал в компании, пытался с ними обсудить скидки и риски. Наивно, неумело, но: "Кто, если не я?" — спрашивал я сам себя.
В итоге я нашёл компанию, которая могла бы обеспечить мне доставку, и простроил вместе с менеджерами этой компании и моими китайскими братьями из Sunsky следующую логистическую цепочку:
- Я нашёл китайских курьеров (типа нашего СДЭКа) и оформил заказ на доставку со склада магазина в Гуанчжоу до склада транспортной компании там же.
- На этом складе всё фоткают, взвешивают, присылают мне инвойс на оплату и доставку.
- Уже со своего склада в Гуанчжоу компания-посредник везла товар в Хэй-Хэ, где его маркировали, ещё раз взвещивали и отправляли через границу в Благовещенск.
- Из Благовещенска эта транспортная компания передаёт доставку другой - нашей, Российской. И та уже довозит груз до моего города: до Самары, то есть.
- Я выбрал авиадоставку от Трансаэро (тогда они ещё были живы).
Получается, что я платил трижды: за доставку до склада посредников, за их доставку и проход границы и за отправку товаров по РФ.
Возможно, сейчас всё это выглядит наивным. Но тогда для меня было целое приключение, и я был горд тем, что смог состыковать такую схему, состоящую из нескольких участников.
Надо сказать, что и информации было меньше. Сейчас эта транспортная компания ещё жива: я зашёл на их сайт, пока писал эти строки. И сайт у них стал более информативным: схемы доставки понятны, прозрачны, всё просто и доступно.
Должен отметить, что китайские менеджеры охотно со мной общались и содействовали, не смотря на то, что в целом я был мелкой рыбой для них. В дальнейшем, когда я пробовал ещё несколько более сложных доставок из Китая эта история всегда повторялась: китайцы мне помогали, хоть я и был небольшим клиентом. Я бы даже сказал: ма-а-аленьким.
Еду за грузом и конфетка ферреро
Мне повезло: мой первый заказ, который я оплатил 3 декабря 2013, уже 30-го декабря был в Самаре в грузовом терминале аэропорта Курумоч. Эдакий новогодний подарочек.
Я попросил друга помочь мне забрать груз и мы вместе поехали на его машине за товаром буквально в ночь в аэропорт (после работы и домашних дел) — грузовой терминал работал круглосуточно.
Сам проход на грузовой терминал не обошёлся без маленькой истории. Оказывается, чтобы зайти в зону складов, я должен был пройти мимо инспектора в погонах — она (это была женщина средних лет) изучила мой паспорт, данные по накладной и заставила пройти через раму-металлоискатель. Я прошёл и... зазвенел. Женщина попросила извлечь содержимое всех карманов на стол.
Если вы помните — это 30 декабря, ночь. У меня в кармане оказался странный арсенал: я начал извлекать всё по-порядку: мобильник, ключи, кошелёк. Дальше смешнее: маникюрные ножнички (я купил в подарок сестре), помятая конфетка "ферреро роше" и не менее помятый контрацептив (в упаковке, конечно же). Женщина с ухмылкой оглядела мой набор джентльмена и уставилась на меня приподняв одну бровь.
— Это вам, — я виновато улыбнулся и протянул ей конфетку ферреро.
— Спасибо, проходите, — тётенька взяла конфетку и пустила меня через турникет, который был сразу после рамы.
Дальше мне нужно было проследовать по улице до склада, где лежал мой груз. Там меня встречала другая женщина в погонах, которая открывала и закрывала склад.
— А вы без машины? — Спросила она меня.
Как оказалось, можно было бы заранее приготовить пропуск и подъехать в зону разгрузки. За дополнительную плату, по-моему.
Погода стояла хорошая, шёл снежок, светил одинокий фонарь. Я решил, что уж 30-то килограмм я дотащу на руках. В принципе, дотащил, ничего страшного.
По получению особо рассказывать больше нечего.
Запомнился мне только ещё один момент: в грузовом терминале были грузы любых характеров. Например, вот такой ящичек стоял рядом с моими мешками:
Груз был получен, доставлен до моей квартиры.
Впереди у меня по плану было создание группы ВКонтакте, проверка всех полученных товаров и начало продаж.
Оприходование
Тут, пожалуй, я буду совсем краток.
Полученные коробки я распаковал и стал сверять каждый чехол по артикулу с изначальным инвойсом. Опять сделал себе табличку в экселе:
Надо сказать, что полученные чехлы у меня какое-то время просто валялись. Я никак не мог понять, как мне перейти к делу: начать продажи. Будто бы прокрастинировал. Думал о том, как назвать свой магазин, какой ему нарисовать логотип, как загрузить все товары в группу, и так далее и так далее.
Проверка качества полученных товаров у меня была неполной: оказалось, что некоторые чехлы могут не налезать на смартфон. И понял я это уже далеко потом — при первых продажах. Тогда я закупил у китайцев муляжи всех основных смартфонов — и проверял товары уже на них (что, в целом, тоже не 100% точный и рабочий вариант, откровенно говоря).
В общем, содержимое вскрытых коробок я вывалил на свой пол. Все чехлы были в какой-то пыли, поэтому я протирал их и упаковку влажной тряпочкой.
Точно не помню, но по-моему моё первое оприходование товара длилось неделю. Если не больше. Я откладывал и оттягивал переход к активным действиям как мог.
Какой вывод, Саня?
Пока я пишу эту статью, в уме живо представляю как буду рассказывать о других трудностях и задачах, возникших у меня по мере развития этого магазинчика.
Мне кажется, что все ситуации и события можно объединить какой-то общей идеей, единой философией, правильными взглядами. Я пока не смог её сформулировать до конца, но попробую накидать несколько направлений:
- План — ничто, планирование — всё.С большей долей вероятности ситуация не будет развиваться так, как ты планировал. Но без планирования будет ещё хуже, отвечаю.
- Нужно развивать внутренний стержень, трезвое отношение к риску и готовность нести за всё ответственность.Вкладываясь в эту закупку, я мысленно был готов потерять всё. Но выигрыш на конце (пусть даже нематериальный, но в виде опыта и ощущения того, что я делаю что-то САМ) — представлял для меня ценность.
- Нужно уметь ждать.Если ты очаровался идеей, что тебе сразу "попрёт" — поздравляю, ты будешь сильно разочарован. Здесь нужно делать ставку на отложенный эффект: сначала нужно посадить проклятое семячко.
- Собственный проект или дело - путь эмпирический.Ты выдвигаешь гипотезу, проводишь тест, потом изучаешь результат и придумываешь следующий шаг либо корректировки в существующий план.
- И, пожалуй, самое важное: здоровое отношение к критике и самокритике. Постоянная рефлексия.Мне кажется, это основное, что двигает меня дальше. Ты должен быть готов пересмотреть свой план или ответить самому себе на свой собственный вопрос: "А как можно делать по-другому"?
Короче, "будь водой".
Ну и до кучи процитирую одного из моих любимых авторов, Алексея Маркова:
Сделай дело. Сделай дело, сука!
И это всё?
На самом деле, у меня внутри этой магазинной истории много тем, которыми я хотел бы поделиться.
Кажется, что лучше, разнести это на логические блоки и статьи, чем вальнуть разом в один большой лонг-рид.
Всю историю своей Шарлотки я бы разложил на следующие главы:
- Запуск группы и план продаж
- Первые клиенты
- Розничные точки
- Пересмотр товарной матрицы и поиск поставщиков в Китае
- Смена концепции и новые ниши
- Формирование команды и делегирование
- Своё производство в Самаре
- Масштабирование, цифровизация, усталость и выгорание
Кстати, красной нитью сквозь все эти перечисленные "главы" идёт одна главная тема: это постоянное самообучение и рефлексия.
И помни:
Будь водой. Будь водой, сука!
Надеюсь, вам было и будет интересно.
Было бы интересно услышать больше о том, как вы развивали свой магазин и какие вызовы вам приходилось преодолевать на этом пути