10 ошибок, из-за которых ваша франшиза закроется

Считается, что франшиза — это более безопасный путь начать свой бизнес с минимальными рисками и поддержкой бренда. Однако это не гарантирует успех. В этой статье мы рассмотрим основные ошибки, которые могут привести ваш бизнес к провалу и дадим рекомендации, как их избежать.

Считается, что франшиза — это более безопасный путь начать свой бизнес с минимальными рисками и поддержкой бренда. Однако это не гарантирует успех. В этой статье мы рассмотрим основные ошибки, которые могут привести ваш бизнес к провалу и дадим рекомендации, как их избежать.

Ошибка 1: плохой анализ рынка

Одной из ключевых ошибок является недостаточное исследование рынка и конкуренции в выбранной нише. Когда вы подбираете бизнес, менеджеры по продажам могут заверять вас, что рынок свободен, а спрос на продукт или услугу огромен — важно проверить обещания франчайзера.

Решение: проведите собственный анализ рынка, посмотрите конкурентов, постарайтесь понять, кто сильные и слабые игроки на рынке и оцените спрос.

Ошибка 2: недооценка стартовых затрат

Стартовые инвестиции часто оказываются выше ожидаемых, поэтому открывать бизнес на последние деньги — сомнительная затея. Важно, чтобы у вас в запасе оставались средства, которые в случае непредвиденной ситуации вы сможете с легкостью использовать. .

Решение: запросите у франчайзера подробную смету на запуск бизнеса, поспрашивайте у действующих франчайзи, сколько они потратили на запуск и были ли у них какие-либо затраты, которые изначально не были учтены. Обязательно создайте резервный фонд на случай непредвиденных расходов.

Ошибка 3: открытие бизнеса на кредитные средства

Открытие бизнеса — это всегда риск, а что если добавить к этому риску еще и кредитные обязательства? Риск возрастает в разы. Вот какие минусы использования кредитных средств можно выделить:

  • высокие проценты: даже небольшой процент по кредиту может стать значительной нагрузкой для нового бизнеса.
  • финансовая нестабильность: если бизнес не приносит ожидаемой прибыли, выплата кредита становится проблемой.
  • риск банкротства: в случае неудачи вы сталкиваетесь с долговыми обязательствами, которые могут привести к банкротству.

Ошибка 4: несоблюдение стандартов и требований франчайзера

Франчайзеры обычно предъявляют строгие требования к соблюдению стандартов работы и делают это не просто так. Соблюдение стандартов гарантирует достижение определенных показателей в бизнесе, помогает прогнозировать результат и в целом поддерживает жизнеспособность бизнес-модели. Работая не по стандартам, вы не сможете достичь плановых показатель в обещанные сроки и рискуете оказаться в кризисной ситуации.

В нашей партнерской сети Kannam Chicken (франшиза корейского стритфуда) тоже были подобные ситуации. Один из партнеров захотел расширить меню и добавить в него роллы. Мы в тот момент пошли навстречу, проработали оптимальное меню роллов, подобрали ингредиенты, которые бы устраивали нас по цене, качеству и не завышали фудкост. Партнер же, в свою очередь, решил видоизменить меню роллов, поменять ингредиенты и поставщиков, (хоть по договору это было запрещено) и продолжил работать. В конечном итоге у него выросли списания и затраты, изменился фудкост, качество блюд снизилось, посыпались плохие отзывы на новое меню роллов. Так вместо предполагаемой прибыли он получил лишь убытки.

Решение: следуйте установленным стандартам, они придуманы не зря :) если очень хочется что-то улучшить или видоизменить — консультируйтесь и обсуждайте варианты с представителями УК вашей франшизы. Они обычно ценят инициативность и желание партнеров зарабатывать больше, поэтому будут готовы помочь вам.

Ошибка 5: плохое управление финансами

Неправильное управление финансами — одна из самых частых причин провала. Недостаток контроля за доходами и расходами может привести к нехватке оборотных средств, невозможности своевременно оплачивать счета и кассовому разрыву.

Многие предприниматели (особенно те, кто ранее не имел опыта ведения бизнеса) сталкиваются со сложностями ведения управленческого учета и не понимают его значимость. Если партнер не вносит свои затраты в CRM и не проводит инвентаризацию, он не понимает, сколько он зарабатывает. А значит не может адекватно прогнозировать результат.

Мы всегда стараемся показать партнерам, насколько важно вести управленческий учет. Для этого регулярно проводим обучение, где наглядно объясняем все тонкости: как правильно выстраивать бюджетирование, как вести учет расходов, как контролировать и оптимизировать статьи затрат и многое другое.

Решение: ведите точный учет всех финансовых операций, анализируйте финансовые отчеты и показатели. Обратитесь за помощью к профессиональному бухгалтеру, если это необходимо, и ни в коем случае не забрасывайте ведение учета - это чревато серьезными последствиями вплоть до закрытия бизнеса.

Ошибка 6: отсутствие маркетинга

Многие начинающие предприниматели считают, что бренд франшизы сам по себе привлечет клиентов. Однако без активного маркетинга и рекламы бизнес может остаться незамеченным.

Если вы рассматриваете к покупке франшизу, в которой нет маркетинговой поддержки на старте — стоит насторожиться. Комплексный маркетинг - основа любого бизнеса, без грамотной стратегии продвижения вы не сможете сделать хороший старт. Зачастую франчайзер предоставляет маркетинг-план до и после открытия, а вы сами нанимаете специалистов в вашем городе, которые будут заниматься продвижением бизнеса по намеченной стратегии. Еще лучше, если привлечением клиентов на старте и в течение нескольких месяцев после запуска будут заниматься специалисты УК, которые знают, что делать.

В нашей франшизе мы предоставляем комплексный маркетинг в течение первого года для всех партнеров без исключения. Партнер может выбрать комфортный для него тариф, но не может отказаться от нашего сопровождения по маркетингу совсем в первый год работы. Это сделано специально, чтобы мы могли сами управлять процессом привлечения гостей, так как ранее мы сталкивались с ситуациями, когда партнер после запуска переставал вкладывать деньги в маркетинг и начинал очень сильно проседать в количестве заказов и, как следствие, товарообороте.

К тому же, комплексное маркетинговое сопровождение со стороны УК всегда обходится в разы дешевле, чем привлечение разных специалистов со стороны, посчитайте сами.

Решение: не жалейте денег на маркетинг, выбирайте франшизу, в которой вам предоставят качественную помощь с привлечением клиентов не только на старте, но и после открытия.

Ошибка 7: найм некомпетентных сотрудников или стратегия “всё сам”

Еще одна ошибка начинающих предпринимателей — делать все самостоятельно, пытаясь сэкономить на квалифицированных кадрах. Безусловно, вам придется участвовать в ключевых процессах компании, но ваша работа будет более эффективной, если вы наймете компетентных специалистов и правильно распределите между ними обязанности, а не будете пытаться успевать все самостоятельно. Так у вас появится больше ресурсов, чтобы заниматься контролем и развитием бизнеса, а не “тонуть” в операционных задачах.

Что касается некомпетентных сотрудников — с ними нужно расставаться, а лучше не нанимать вовсе, ведь сотрудники — лицо компании, от них напрямую зависит ваш имидж. Квалифицированный персонал способен обеспечить высокий уровень обслуживания и сервиса, допускает меньше ошибок, быстрее обучается и эффективнее выполняет поставленные задачи.

Решение: не экономьте на сотрудниках, предложите достойный уровень оплаты труда и поставьте управляющего, который снимет с вас задачи по управлению филиалом.

Ошибка 8: неправильно расположение

Выбор неправильного местоположения для бизнеса может стать фатальной ошибкой, особенно, если дело касается общепита и сферы услуг. Низкая проходимость, неудобное расположение или даже отсутствие парковки могут существенно повлиять на клиентопоток.

Важно понимать, что выбирая неподходящую локацию вы рискуете слить огромный бюджет на переезд в другое помещение и очередной ремонт (или вовсе рискуете закрыться навсегда и потерять еще больше).

Как правило, во франшизах, где месторасположение занимает одну из ключевых ролей, франчайзеры помогают с поиском и подбором удачной локации и помещения. Мы предоставляем партнерам точный перечень требований, которым должно соответствовать помещение, помогаем с оценкой вариантов, анализируем загруженность дорог в пиковые часы, плотность населения, а также даем свои рекомендации по каждому из вариантов.

Мы зачастую отказываемся от помещений, которые находятся в центре города (особенно, если город достаточно крупный), так как наши заведения также работают в формате доставки. Как правило, центр города всегда сильно загружен, особенно в пиковые часы, а значит - курьеры будут постоянно опаздывать и доставлять заказы с большой задержкой.

Решение: прежде чем заходить во франшизу уточните, как именно УК будет помогать вам в подборе локации, ищите места, куда вашим клиентам будет удобно приезжать, учитывайте специфику вашего бизнеса и выбирайте локацию, которая будет идеально подходить под критерии вашей бизнес-модели.

Ошибка 9: вывод оборотных средств

Оборотные средства — это активы компании, которые используются для финансирования текущей деятельности: закупки сырья, оплаты труда сотрудников, покрытия операционных расходов и т.д.

Одним из самых очевидных последствий вывода средств из оборота является снижение ликвидности компании, т.е. ее способности своевременно выполнять свои финансовые обязательства. Если вы не сможете вовремя оплатить счета поставщиков или выплатить заработную плату сотрудникам, это может привести к задержкам в производственном процессе и репутационным рискам

Решение: грамотно управлять финансовыми потоками, не прибегая к крайним мерам.

Ошибка 10: не отслеживать обратную связь от клиентов

Обратная связь часто содержит ценные предложения и идеи для улучшения продуктов и услуг, которые могут помочь вашей компании стать лучше для клиентов. Все негативные отзывы — это ваша зона роста. Если вы сможете быстро улучшить процессы, на которые жалуются клиенты — ваша компания станет в разы сильнее, конкурентоспособнее и прибыльнее.

Что будет, если не отслеживать обратную связь и не обрабатывать негативные отзывы? Вы рискуете потерять лояльность клиентов, что приведет к снижению продаж. Помните, что привлечь нового клиента всегда намного дороже и сложнее, чем вернуть постоянного.

Решение: не стесняйтесь просить клиентов дать обратную связь о вашей работе, просите писать отзывы и проводите индивидуальную работу с персоналом по каждому отзыву, обязательно рассказывайте клиентам о том, что удалось улучшить или изменить после их обратной связи.

Заключение

Франчайзинг — это отличный способ начать бизнес. Но бизнес по франшизе (как и любой другой) требует полного участия собственника, соблюдения установленных стандартов, систематического контроля за выполнением обязанностей сотрудников и грамотного управления.Старайтесь избегать ошибок, которые мы перечислили выше и помните, что успех вашего бизнеса зависит не только от известности бренда, под которым вы работаете, но и от ваших усилий, вовлеченности и готовности адаптироваться под меняющиеся условия рынка.

🔗 Наша франшиза хрустящей корейской курочки Kannam Chicken

44
Начать дискуссию