Будни патентного бюро. Как мы теряем клиентов из-за проблем с мессенджерами
Обычно я как исполнительный директор занимаюсь организационными задачами, планированием работы бюро и финансовыми вопросами. В блоге пишу о том, как предпринимателям защитить бизнес, и делюсь кейсами. А сегодня — немного внутренних процессов и боли. 28 июня у нас перестал работать Whatsapp. Во что это вылилось, и как мы разбираемся с последствиями?
Немного контекста для понимания. Мы долгое время сотрудничали только с одним интегратором мессенджеров для Whatsapp, который закрывал если не все, то большинство потребностей. Сотрудники переписывались с клиентами из crm, сообщения приходили без задержек, все были довольны.
Почему Whatsapp, а не Telegram, например? Потому что для большинства людей это удобный и доступный мессенджер. Telegram кто-то не использует идейно или потому что не привык, почта — слишком тяжелый путь для общения нон-стоп. К Whatsapp многие лояльны. Он позволяет легко поддерживать переписку в режиме реального времени. А это ценно и для нас, и для предпринимателей, которые привыкли решать многие вопросы здесь и сейчас.
В июне наш интегратор прислал уведомление, что канал необходимо обновить до 1 июля, иначе интеграция перестанет работать. Сказано — сделано. 28 июня, в пятницу, мы запустили обновления, но на последнем этапе вместо успешного завершения возникла ошибка. И тут началось.
«Мы вам пишем уже неделю, почему вы не отвечаете?»
Вообще — ситуация стандартная. Соцсети периодически не работают, crm-системы — отказывают, мессенджеры — сбоят. Каждый опытный бизнесмен должен быть готовым к такому течению событий и иметь «план B». Он у нас был. Мы начали переводить клиентов на резервный канал связи, рассылали визитки менеджеров с почтами и номерами, круглосуточно мониторили сообщения в чате на сайте компании. Но не любой инструмент можно заменить по щелчку пальцев без всяких последствий.
В первую очередь в таких ситуациях страдают действующие клиенты — они не ждут резких изменений и думают, что бюро их игнорирует. Само собой, мы так не делаем, но как это выглядит:
- для тех, кто только обратился — подрядчик забрал знак на проверку и ушел с экранов радаров. Не пишет, не отвечает на сообщения. И, возможно, уже продал идею бизнеса конкурентам;
- для тех, кто едва успел подписать договор — менеджер пообещал на 100% успешную регистрацию без хлопот, взял деньги и пропал;
- для тех, чей знак уже находится на экспертизе в ведомстве — бюро игнорирует сообщения и не выполняет условий: менеджер не выходит на связь, нет информации, на каком этапе находится заявка.
Многие клиенты, не получив ответа привычным способом, звонили нам, писали письма или обращались в чат на сайте. За первый день мы получили несколько десятков подобных сообщений от доверителей:
Это был лучший из вариантов развития событий — таким клиентам мы смогли объяснить ситуацию и быстро помочь.
От некоторых мы получили сообщения только спустя несколько дней:
Многие предприниматели привычно написали в чат в Whatsapp и ждали ответа. Возможно, кто-то ждет до сих пор.
А мы тем временем решали проблему
Каким образом?
- Опубликовали посты и сторис о смене номера на резервный во всех соцсетях;
- Разместили информацию о временных технических неполадках на сайте компании;
- Писали и звонили доверителям и сообщали, что данные изменились.
Сообщения с незнакомого номера не добавляли клиентам уверенности, что с нами можно продолжать сотрудничество. Их можно понять — люди привыкли быть настороже из-за засилья мошенников и не спешили общаться с менеджерами, которые сначала писали с одного номера, а затем резко перешли на другой.
Стабилизировать ситуацию получилось спустя две недели, 16 июля. Разобраться в ситуации со старым интегратором не удалось — пришлось выбрать другого и пользоваться им. Мы вернули старый канал. На случай очередных неполадок - создали резервный.
Что с новыми клиентами?
Кто-то сохранил себе старый номер и написал спустя время, не заходя на наш сайт. Кому-то контакты дали друзья и партнеры. Все они не дождались ответа.
Сколько лидов мы потеряли? Немало. Но точное количество мы никогда не узнаем.
В один момент мы лишились источника, который приносит 70% всех сообщений от действующих и потенциальных клиентов.
Прибыли — тоже лишились. Но к этому я отношусь философски. Если бы сложности продолжались хоть на день дольше - потеряли бы больше.
Предвидеть и исключить такие события полностью нельзя — они неизбежны. Но готовиться к ним — можно и нужно, чтобы окончательно не потерять контакт с клиентами.
Всегда стоит:
- иметь резервный канал связи, чтобы как можно оперативнее его подключить;
- брать у клиентов максимум контактов;
- самим давать номера, почты и юзернеймы на случай, если основной канал перестанет работать;
- предупреждать людей, что они могут их использовать на случай, если специалист вдруг перестал отвечать в переписке.
Так получится снизить до минимума потерю лидов и лишний раз не ставить под удар доверие действующих клиентов.
Если у вас были подобные случаи — делитесь в комментариях.
Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.
Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро «Железно» и в сообществе ВКонтакте.
Важно предусмотреть альтернативные каналы связи и иметь план действий на случай непредвиденных ситуаций. Это поможет минимизировать потери и сохранить доверие клиентов