Психология и режиссура образа специалиста на экране.

Несколько рекомендаций всем, кто ведёт видеоконсультации, видеоблоги и корпоративные видеоканалы.

Я режиссер, преподаватель, именно опыт работы с клиентами и со студентами привёл меня в психологию.

Психология и режиссура образа специалиста на экране.

Наш образ – начиная с речи, дикции и тембра голоса, жестикуляции и осанки, и заканчивая причёской и одеждой – несёт огромное количество невербальной и неконтролируемой “информаций” о себе.

Как режиссёр и оператор, добавлю – ещё больше на образ спикера влияет постановка кадра, интерьер, свет. Все эти факторы влияют на то, какое впечатление он производит на зрителя, как убедительно выглядит спикер, как будут восприниматься его слова.

Мы всё больше используем экран – раньше это было только кино и телевизор, сейчас – экран компьютера, планшета и, самое главное – смартфона. Прямоугольный экран стал буквально окном в мир – только если раньше смотрели через это окно на мир, то теперь и мир – наши зрители, клиенты, партнёры, друзья и близкие – смотрит на нас. И вот здесь в мою профессию психология проникла впервые – ещё при моих первых попытках съёмок – в 90-е, в условиях отсутствия литературы и, тем более, всезнающего интернета.

Для понимания – как ставить кадр и располагать в нём персонажей, как выстраивать их внутрикадровые взаимоотношения и как освещать – я обратился к самому доступному в тот момент источнику, которому возраст тысячелетия и сотни поколений авторов – к классическим картинам. И оказалось – психология восприятия давно изучена художниками – где-то аналитически, где-то эмпирически, где-то интуитивно.

Художники первыми осознали – наш глаз требует соблюдения определенных законов восприятия, а понимание этих законов позволяет подчинить себе зрителя, завладеть его вниманием, остановить и даже направить его взгляд. Через композиционные приёмы можно подчеркнуть значимость одного героя и ничтожность – другого.

Изучение этого опыта очень эффективно сказалось на моих профессиональных достижениях – буквально через 2-3 года мои работы стали получать самые престижные места серьёзнейших фестивалей.

Впоследствии, когда появился интернет, а с профессиональной литературой в магазинах наступило изобилие, оказалось – многие классические режиссёры так же изучали опыт классических художников. Классический опыт сделал классиками и тех, и других.

Прямоугольный экран вашего ролика на Ютюбе, и даже – скайпа, вотсапа так же подчиняется законам композиции – ведь зритель смотрит на ваше экранное изображение глазами. И понимание этих законов может значительно повысить эффективность вашей работы с клиентами, с вашей аудиторией.

При записи интервью, иногда было достаточно немного довернуть камеру неопытного оператора – и вот уже спикер выглядит профессионалом своего дела. Немного подправить свет – и вот уже даже его слова приобретают нужный вес.

И, наоборот. Вот интересный, казалось бы, специалист подробно и компетентноо рассказывает в своём видеоблоге о важных темах. Но снят – любительски (чаще всего – коллегами или даже снимает себя) – и видеоряд вызывает подсознательное сопротивление, которое начинает так же скрытно, незаметно, распространяться на смысл его слов.

Ключевое слово – подсознательно!

Несоблюдение законов кадровой композиции неизбежно вызывает зрительский дискомфорт. В кинотеатрах он может проголосовать ногами, телевизор может переключить. А если в кадре – вы? Возможно, для следующей консультации или просмотра необходимой информации он выберет специалиста, который на экране ему понравился больше.

Вот и получается – экран для специалиста, работающего со своей клиентской аудиторией — особенно с потенциальной! — это полноценный и важнейший инструмент!

Как профессионалы вы понимаете, как важен комфорт на переговорах с клиентом. В переговорной, в офисе, в кабинете у вас – мягкое кресло, продуманные цвета и располагающие детали интерьера, а в кадре?

Вам не нужен консультант по постановке кадра на каждую съёмку, тем более – на каждую видеовстречу с клиентом. Но одна-две консультации позволят понять – и свои выгодные ракурсы, и раз и навсегда найти место для съёмок и видеоконсультаций, выставить свет. Соблюдая эти стандарты, вы поднимете качество своего образа на новый уровень.

Несомненно, это позволит значительно улучшить свой профессиональный имидж, а с ним – влияние на зрителя и действенность своей работы.

Компаниям, которые делают большой объём видео со своими специалистами, особенно было бы важно понимать о культуре визуального образа, о том, какое впечатление производят их видео.

Иногда довольно значимые бюджеты на производство видео (десятки выпусков!) обесцениваются исключительно непрофессиональной съёмкой и непродуманным образом в кадре. Возможно, одна из причин ваших неудач – быстрая утрата зрительского и клиентского внимания – именно в некомфортно воспринимаемом кадре.

И, наоборот – грамотно выставленная картинка подчеркнёт ваш профессиональный подход к делу и расположит клиента к обстоятельной беседе на самые важные для него темы. А вы, видя его полностью погружённым во внимание к вам, сможете наиболее полно донести свои мысли и смыслы.

Завершая небольшое погружение в психологию восприятия, выскажу несколько рекомендаций:

– снимая себя или даже беседуя с клиентом – выстраивайте свой кадр по законам классических портретов;

– интерьер не должен захламлять кадр, не должен перетягивать на себя внимание, в кадре не должно быть объектов, конкурирующих с вашим лицом;

– свет не должен искажать линий лица, блики кольцевой лампы не должны отвлекать внимание зрителя.

Более подробно - в следующих статьях.

Начать дискуссию