Бросить работу в крупной компании, найти первого клиента в соцсетях и запустить стартап без инвестора? Да, возможно
В Cloud Boost приходят не просто компании, а прежде всего уникальные люди, которые когда-то решили создавать свой собственный продукт.
Мансур Кадимов получил статус сертифицированного специалиста «1С» в 13 лет, настроил аналитику в восьми крупных российских компаниях и создал стартап Reshape Analytics. Рассказываем на примере, как построить свой бизнес с желанием и без инвестиций.
От «Компьютерры» до большой аналитики
Знакомство с информационными технологиями у Мансура Кадимова началось в 1994 году с журнала «Компьютерра». Первый компьютер в семье появился неспроста, он был куплен как первый актив семейной компании «Интех-софт», одной из первых в Дагестане, ставшей внедрять «1С:Бухгалтерию».
Мансур изучил программирование на платформе «1С:Предприятие», а в 12–13 лет аттестовался и получил статус сертифицированного специалиста по двум её типовым конфигурациям.
В вузе Мансур изучал имитационное моделирование и на последнем курсе судьбоносно познакомился в социальной сети «Мой круг» со своей будущей руководительницей из Otto Group Russia, где продолжил свою карьеру в качестве начальника аналитической группы.
После Otto Group Russia были Danone, ECR, Enter, Workle, Сбербанк и АЛРОСА. Работа или проект в компаниях менялись раз в год-полтора по мере их реализации, к новому трудоустройству приводили новые знакомства и рекомендации коллег.
Всего за 11 лет было 8 компаний, и только один переход осуществился с помощью HeadHunter. В середине профессионального и карьерного марафона было определено, что до 30 лет он работает на кого-то, а после 30, когда наберется критическая масса знаний, связей и репутация, только на себя.
Частая смена работы приучила меня к быстрой адаптации на новом месте, научила быстро систематизировать процессы, быстро показывать результат, не испытывать стресс от работы
Первый клиент из Facebook
Первого клиента Мансур нашел в Facebook, им стал стартап RAWG, который искал аналитика разработки и моделирования токен-экономики.
Для компании была разработана имитационная модель, в которой Reshape Analytics смоделировала ключевые экономические процессы, связанные с ожидаемым ростом платформы RAWG, влияющие на спрос и предложение токенов. После этого был подобран оптимальный алгоритм его эмиссии и начисления за карму, за полезную для сообщества геймеров активность.
Значимым моментом стало знакомство Мансура и Вартана Геворгова, который на тот момент работал в «Спасибо от Сбербанка» начальником отдела аналитики. Вместе бывшие менеджеры начали работать над проектом.
Первая выручка была не очень большой, рассказывает Мансур, помогали накопления, сделанные в ходе работы в найме. Однако стартап продолжал делать крутые проекты без внешней финансовой поддержки. Вскоре компания вышла на самоокупаемость и продолжила органический рост.
Инвестора Reshape Analytics решила привлечь, когда нужны были деньги для масштабирования. К поиску подошли аналитически. Было понятно, что инвестор должен разбираться в рынке деловых услуг, понимать специфику консалтинговой деятельности, разделять стремление развивать тиражируемые решения, обладать успешным опытом и быть достаточно открытым, чтоб мы могли у него учиться.
Нет аналитике на коленке
Основной вызов для Reshape Analytics — длительное и сложное принятие решений в компаниях-заказчиках. Так или иначе аналитикой занимаются все в компаниях, она как бы всегда есть в каком-то виде.
Приходится создавать спрос на качественную аналитику, а потом доказывать всем подразделениям, которые влияют на закупки аналитики, начиная от финансов и ИТ, заканчивая безопасностью, что нужно привлекать внешнюю экспертизу, не ограничиваться решениями на коленке.
В целом многим компаниям изменения даются тяжело, поэтому одна из самых частых причин, когда мы не закрываем сделку — это то, что инициатор проекта, потеряв терпение, увольняется из компании-заказчика
Что получилось в итоге
Сегодня Reshape Analytics использует данные компаний и применяет самые продвинутые методы аналитики и делает их для клиентов доступными, прозрачными, понятными и относительно бюджетными. Это и системы отчетности, и предиктивная, и предписывающая аналитика, и сложные многофакторные оптимизации.
В течение 2,5 лет после основания Reshape Analytics удалось привлечь в свое клиентское портфолио крупные корпорации, представители малого и среднего бизнеса в различных индустриях, среди которых «Сбербанк», «Норникель», Estee Lauder, BlaBlaCar, «АЛРОСА», «Волга-Днепр» и другие.
Компании удалось завершить более 20 аналитических проектов, вырасти до команды в 10 человек, которые строят партнерские отношения между собой и клиентами. Партнерский состав Reshape Analytics — это руководители аналитических служб с релевантным опытом более 14 лет каждый, за плечами которых более 75 аналитических проектов и десятки компаний.
Новый Boost
В начале этого года в компании Reshape Analytics произошли значительные изменения: появились новые масштабные проекты, увеличилось количество клиентов, расширилась команда и были привлечены инвестиции. Соответственно, появилась потребность централизованной мощной инфраструктуры.
В феврале Reshape Analytics стала участником программы Yandex Cloud Boost и получила грант для ознакомления с сервисами Яндекс.Облака. После того, как закончился период гранта, Reshape Analytics провели сравнение тарифов и качественных параметров с другими облачными сервисами, и в сравнении подтвердилось, что Яндекс.Облако — самое подходящее решение. В данный момент у них развернуто несколько серверов в Облаке.
Стартап продолжает генерировать интересные проекты и идет в ногу со временем. В мае Reshape Analytics разработала симулятор противовирусных мер — информационно-образовательную модель, которая показывает официальное представление о вирусе, позволяет управлять ресурсами и людьми, показывает реальный возможный масштаб активности вируса.
Это понятная прозрачная модель, которая наглядно в динамике показывает последствия оперативного принятия, или непринятия непопулярных решений.
Советы Мансура — свой бизнес, как решиться:
- Формируйте и расширяйте пространство возможностей, будьте открыты, каждая новая цель, каждое новое знакомство, каждый новый опыт или эксперимент его расширяют нелинейно. Даже если в среднем каждый раз эффект будет в доли процента, накопленный за несколько кругов и за несколько лет он окажется невероятный, вы уйдете далеко вперед всех своих преследователей, а главное от самого себя, движущегося по инерции.
Укрепляйте связи, простой искренний вопрос «как дела» и активное слушание изменяют отношение между людьми. Вы становитесь своим человеком, с которым доверительные отношения, которого порекомендуют и поддержат, особенно, если вы будете последовательны и полезны.
- Развивайте системное, аналитическое мышление и коммуникативные навыки, тогда вы будете полезны всегда.
"Первый компьютер в семье появился неспроста, он был куплен как первый актив семейной компании “Интех-софт”
"После Otto Group Russia были Danone, ECR, Enter, Workle, Сбербанк и АЛРОСА"
С нуля. Совсем с нуля.
Да, конечно не с нуля, стартовал с горстки алмазов из АЛРОСА, пары золотых слитков из Сбербанка и доставшегося как реликвия от папы Pentium 100, купленного в 1996 году в долг.
Шучу.
На самом деле, действительно, не с нуля, были: опыт работы на большие компании, понимание, что я в них работать больше не хочу, знания, навыки, репутация, азарт и небольшие накопления, которые довольно быстро закончились.
Мансур, рад что все получается! Ты очень крутой аналитик и специалист. Рад, что удалось поработать с тобой вместе. А я как начал писать статью на VC так уже год никак не допишу.))
Спасибо :-) Давай дописывай!