Как создать идеальную презентацию?
Итак, для начала разберемся, что такое презентация и для чего она нужна?
Мы живем в мире, в котором никто не знает, как что делается. Я имею в виду тот факт, что капитализм основывается на идее разделения труда, и труд разделен как никогда прежде. При таком огромном разделении труда нам приходится налаживать связь с помощью слов, символов и электронных кодов. Мы вынуждены общаться через телефонные переговоры, письменные отчеты, электронную почту и мгновенные сообщения, через блоги и микроблоги, через простые разговоры у кулера и… через презентации. Да-да, через презентации! Сегодня приходится выступать публично гораздо чаще, чем когда-либо ранее.
Презентации — это чрезвычайно сложная и дорогая форма коммуникации. Процесс взаимодействия относительно краток, однако время, потраченное всеми вовлеченными в презентацию людьми (если сложить его), стоит очень дорого. Единственное объяснение, почему люди продолжают устраивать презентации, вопреки их сложности и дороговизне, состоит в том, что презентации порой бывают исключительно эффективными. А еще потому, что иногда на кону стоит очень многое.В данной статье я не буду рассказывать про структуру или конкретные моменты, что правильно, а что нет. Эта статья строится вокруг трех принципов, которым я следую в своей работе. Думаю, иметь принципы очень важно. Принципы — это не правила. Они гораздо шире и не столь навязчивы. И хотя вы не обязаны всегда быть верны своим принципам, следует дважды подумать, прежде чем нарушить их. Но у принципов есть и обратная сторона: они существенно менее конкретны, чем правила. Вам придется самим решать, как их применить в каждой отдельной ситуации. Английский писатель Сомерсет Моэм как-то заметил, что есть три правила, как писать романы, но, к несчастью, никто не знает, каковы они. Итак, я предлагаю вам три принципа. Все остальное вы должны понять для себя сами. Принципы эти — тезис, антитезис и синтез, или, как я их называю для целей моей работы, фокус, контраст и единство.
Фокус
Принцип фокуса гласит, что каждая история, каждый слайд и каждое выступление должны иметь главную фокальную точку, привлекающую внимание. В любой успешной коммуникации эта точка определяется достаточно рано, и весь остальной контент организуется вокруг нее. В истории, как правило, роль фокальной точки исполняет герой. На слайде фокальная точка — это обычно самый яркий, самый большой или самый эмоциональный элемент композиции, привлекающий к себе взгляд (к примеру, человеческое лицо). В живом выступлении фокальной «точкой», скорее всего, будет фигура говорящего — ответ на вопрос: «Кто выступает с презентацией?»Зачем нужен фокус? Говоря просто, затем, что вы не можете рассказать все, что знаете, а аудитория не может запомнить все, что вы расскажете. У аудитории имеются свои когнитивныелимиты. Вот почему вам нужно определиться с приоритетами и сделать определенные элементы вашей коммуникации более или менее важными.
Контраст
Как говорится в одной старой поговорке, «не отведав горького, не узнать и сладкого». Проблема с большинством бизнес-презентаций заключается в том, что они состоят из одних только фактов. Факты сами по себе не обладают каким-то собственным смыслом. Они обретают смысл только в сопоставлении с другими фактами. Нужны сравнения. Ваша аудитория должна понять соотношение. Ей необходима предыстория. Ей нужно увидеть перемену; увидеть, что чему противостоит. Если вы смотрели кинофильм «Парк Юрского периода», то, возможно, помните, что тираннозавр Рекс мог видеть только движущиеся объекты. В каком-то смысле и мы такие же: обращаем внимание на объекты, только когда они меняются и становятся другими.Есть одна шутка об английском джентльмене, которого пираты высадили на необитаемый остров, и он построил себе на нем три хижины. Одна из них была его домом, вторая — его клубом, а третья — клубом, который он игнорировал. Звучит смешно, потому что верно. Нам нужен клуб, который не является нашим домом. И нам нужен еще второй клуб. Без второго клуба первый не кажется таким привлекательным. Возможно, это звучит абсурдно, но так оно и есть.
Единство
Это самый сложный для объяснения принцип. У истории есть определенные части, которые приносят психологическое удовлетворение. Если вы проведете свою аудиторию через правильные пункты, у людей появится ощущение, что они обрели нечто выходящее за рамки их путешествия; нечто трансцендентное; нечто меняющее их самих. Дорога, по которой выдающиеся презентации ведут аудиторию, похожа на S-образную кривую, ставшую, похоже, универсальной моделью перемен. В нашем путешествии мы проходим через трудности (контраст), приближаясь к главной цели (фокус). Это запоминающееся переживание. Когда люди слушают мастерски созданную историю, они запоминают ее почти слово в слово. Они не могут забыть начало или конец — разве только что- то в середине. Они могут поменять концовку, если та им не понравилась, но они не могут ее забыть. Теперь история живет независимо от вас.
Данная таблица резюмирует мою статью.
Вы можете захотеть дописать и свои вопросы. Некоторые из них, возможно, вам пока непонятны, но не забывайте, что это всего лишь начало.
Конечно, я буду обсуждать гораздо больше трех принципов в каждой статье, если вам понравится данная.