Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.
Случилась беда. Внутри тебя завёлся дух предпринимательства, врачи не помогают, друзья смеются. Единственный способ спастись — создать стартап.
Расскажу о своих выводах с полными выкладками, чтобы получить критику сообщества профессионалов, а тебе можно было не проходить этот путь с самого начала.
Предпосылки
Если создаёшь стартап, стоит начать с базы. Давай посмотрим новости, чтобы понять, что происходит в мире:
Рынок свободен, другие игроки или зарубежные поставщики уже заняли нишу, но местечко, возможно, ещё найдётся.
Наши конкурентные преимущества
- “Опыт в создании одежды — в детстве порезал папину куртку";
- "Единственный знакомый модельер — Канье Уэст";
- "Из друзей самый большой модник — кот".
В такой ситуации рассчитывать на то, что получится самостоятельно создать прототип продукта, не стоит, а обращаться за помощью к профессионалам на этом этапе слишком затратно, но одежда — это не только про дизайн, но и про функциональность.
Наши конкурентные преимущества
Кроссовки с роликами (Heelys):
Heelys — производитель кроссовок со встроенными роликами. Эти кроссовки легко переключаются между ходьбой и катанием.
Аудитория: дети и подростки 8-16 лет. Продукт популярен благодаря игровому аспекту.
Одежда с подогревом (Ororo):
Ororo Heated Apparel предлагает одежду с подогревом, включая куртки, жилеты и перчатки. Эта одежда разработана для сохранения тепла в холодные дни.
Аудитория: люди, которые живут в холодных странах, и любители отдыха на природе, возраст 25-50 лет. Покупатели ценят комфорт и функциональность в экстремальных условиях.
Модульная одежда (Marfa Stance):
Marfa Stance создаёт модульную верхнюю одежду, с помощью которой покупатель меняет и комбинирует элементы для создания собственного стиля.
Аудитория: женщины и мужчины 30-55 лет, любят качество и индивидуальность. Продукты привлекают внимание гибкостью и персонализацией
Без инженерных навыков не получится реализовать технически сложные проекты, поэтому последний вариант кажется привлекательным. К тому же, вокруг много примеров модульной одежды.
Проверяем состояние такого продукта на рынке
Модульная одежда относится к рынку Sustainable Fashion, с многоразовым использованием одежды и переработкой. Рост 15-35% с 2021 года.
Посмотрим, пытался ли кто-то провернуть подобные вещи в РФ.
StickPeek
StickPeek — компания, которая создаёт корпоративную одежду с модульными элементами, такими как съемные стикеры. Продукт — одежда, которую можно легко адаптировать под корпоративные мероприятия и цели. Пример: стикеры на одежде помогут поменять дизайн к мероприятию, распределить роли в команде.
Аудитория StickPeek — компании, которые хотят повысить лояльность сотрудников и создать привлекательный корпоративный имидж.
Womenson
Womenson — бренд модульной одежды для женщин. Концепция бренда заключается в одежде, которая меняет назначение и стиль. Например, плащи превращаются в жакеты, жилеты или юбки, а другие элементы одежды легко подстраиваются под ситуацию.
Аудитория Womenson — женщины, которые ценят дизайн и качество. Бренд для тех, кто любит эксперименты в одежде и ищет оригинальные, но доступные по цене изделия.
Резюме ниши
Продукт нишевый, но видна тенденция к росту спроса на подобные решения как в мире, так и на российском рынке. Отличие между действующими и закрытыми компаниями связано с формой продукта, а не с маркетинговыми стратегиями. Это положительный момент для нас, так как у продукта отсутствует единый дизайн, и наши кустарные поделки имеют шанс на успех.
Видно, что места в российской моде ещё остались. Осталось выйти из дома и провести эксперимент на практике. Пора создать прототип.
Формирование MVP
Для формирования первого MVP определим:
Бизнес-модель;
Объём рынка;
Аудиторию;
Канал продаж;
Как создать прототип;
Критерии успеха для прототипа.
Бизнес-модель
Есть несколько возможных вариантов реализации B2B:
Продавать модульные части другим брендам для создания коллаборативных линеек (нет опыта и репутации);
Реализация корпоративного мерча (StickPeek прошёл путь переговоров и формирования продукта, чтобы занять текущую позицию, встать рядом будет трудно);
Отдавать партии ритейлерам (нет опыта и репутации).
Одежда же с модульными элементами добавляет в стандартную модель B2C продаж элемент Life Time Value для клиента через наборы сезонных сменяемых элементов. На первом этапе такая модель подойдёт только на “вырост”, поэтому останемся в классике, ничего сложно придумывать не будем.
Объём рынка
Давайте найдём список локальных брендов на примере г. Москва. Посмотрим на структуру компаний и оценим их выручку из открытых данных.
Среди этих брендов много ИП, а ограничения на УСН для них 150-200 млн. руб. Поэтому смело предполагаем, что доля на общем рынке таких компаний больше половины (60%).
Далее обратимся к ЕМИСС и посмотрим, сколько одежды продаётся в Москве. Затем, какой процент от общего объёма продаж занимают локальные бренды.
О перспективах
- Доля в общих продаж невелика, но со временем локальные бренды увеличат объём рынка.
- Для первого этапа ожидаем выручку в 52 млн. руб. в год — средняя выручка среди ООО. Разумеется, при наличии двух офлайн-точек в Москве и трафика с электронных площадок.
Эти цифры учтём при дальнейшем построении финансовой модели.
Аудитория
Основываясь на анализе конкурентов, составим портрет аудитории: возьмём сегмент 25-35 лет.
Разделим на две категории
- Диджитал. Мужчины: 25-30 лет, доход от 150 тыс. руб. Из-за удалённой работы и свободного дресс-кода приветствуется индивидуальность.
- Эко-люкс. Женщины 30-35 лет, доход от 200 тыс. руб. Предпочтение в одежде — комфортные модные вещи, желательно лимитки. Одежда ценится, если при создании не пострадало ни одно животное, но сильно пострадал мусор в океане.
Канал продаж
По сайтам компаний заметим, что устоявшиеся бренды обитают в шоурумах, в отдельных помещениях без витрин и продают онлайн. А начинающие компании продают одежду в торговых домах или арт-пространствах, там и будем искать клиентов.
Для первых тестов подойдёт канал продаж с большим потоком и минимальными затратами. Без навыков в SEO-оптимизации создать сайт будет трудно, поэтому обратимся к офлайн-точкам, например арт-пространствам, а профиль продукта создадим параллельно.
В некоторых магазинах локальных брендов продаются также товары других дизайнеров. Если одежда понравится руководству, то получится договориться о размещении по упрощённой схеме, а если бренд пользуется спросом со стороны потребителей, то можно даже получить местечко под солнцем.
С каналом продвижения прототипа разобрались, теперь падажжи… надо ведь создать прототип.
Создание прототипа
Вспоминаем, что у нас дома завалялся пример модульной одежды.
Построим прототип по примеру. Попросим помочь знакомую художницу с созданием макета, сформируем список идей. Из таких небольших запросов соберём задание к производителю, а потом уже и макет со стройным техническим заданием, по ТУ. Ниже список идей художницы:
- “Можно укоротить куртку под топик, ну, на половину, и резинку вшить".
- “Можно поменять цвета молнии, а то черная слишком скучная”.
- “Язычок тоже заменим на сердечки”.
- “Все нашивки поменяем на голографические, ещё надписи выложим стразами или другими стекляшками”.
Формируем из этого техническое задание, направляем в ателье. Желательно в такое, где проконсультируют на качество fabric, добавят как можно больше details, и разумеется сделают всё affordable.
Рассчитаем стоимость
Критерии успеха для прототипа
Теперь за работу. Создай прототип, лучше даже пару штук. Один отдай модной подруге, чтобы прошлась по клубам. Пусть посмотрит, как носится, и заодно прорекламирует. Ещё один экземпляр упакуй и отнеси в арт-пространство. Если эксперимент будет удачным, то впереди ждёт светлое будущее модного дизайнера. Когда будешь пить кофе в Монако, вспомни про меня.
Что же не получилось
Я смог собрать основную информацию, но когда дело дошло до начала работы, я столкнулся с ключевой проблемой.
Сложно найти производителей, которые изготовят одежду на заказ и предоставят при этом консультацию по дизайну. В маленьких ателье я смог объяснить, что мне нужно, но не получил информацию о дизайне, и у меня остались сомнения в качестве работы.
Ателье с экспертизой отказались принимать такой штучный заказ. На этом идея и остановилась. Поиск производителей для стартапа стоило продолжить, но совпадения времени и средств на подобные инициативы никак не появлялось.
Вывод и послесловие
Подводя итоги лонгрида, можно выделить несколько бизнес-инсайтов:
- В РФ растёт и развивается рынок локальных брендов, и, вероятно, после возвращения иностранных компаний спрос затихнет, но не уйдёт окончательно;
- В РФ не хватает ателье для таких задумок.
P.S. Спасибо, что дочитали до конца. Ждём бренд одежды с LTV модификациями внутри. Буду периодически писать о попытках быть предпринимателем, если читателям зайдёт и администрация сайта позволит. Надеюсь, получится создать стройную методологию по апробации идей.
Пытался запустить бренд носков, но он тоже заглох на этапе поставщиков и пошива
жаль, что не у всех получается