Избавляемся от слов-паразитов и находим свой стиль, чтобы круто выступать на публике: раскрываю свои секреты

Избавляемся от слов-паразитов и находим свой стиль, чтобы круто выступать на публике: раскрываю свои секреты

Помню первые публичные выступления: волнение зашкаливает, мысли путаются, ладони потеют. Через это проходит любой спикер. Сегодня делюсь лайфхаками, которые помогли мне сделать выступления живыми, получить доверие зрителей и заинтересовать их. Хотите так же ― попробуйте применить у себя.

Тестируем площадку и проверяем презентацию

Действия, которые помогут избавиться от 90% возможных технических проблем и успокоят вас. Конечно, форс-мажоры тоже случаются, но если всё проверите, они не возникнут по вашей вине.

Проверять можно по чек-листу

  • Наличие презентации выступления в форматах .pptx и .pdf. Лучше иметь оба варианта, потому что на мероприятиях разные технические условия. Например, на конференциях Сидорин Лаб мы просим спикеров сдавать презы в .pdf, чтобы файлы корректно открывались на любых устройствах и ничего не поехало.

Кроме того, перед конференцией уточните, дошла ли презентация до организаторов. На офлайн-выступлении лучше иметь при себе флешку с презентацией на случай проблем с интернетом. Конечно, на 100% исключить технические проблемы нереально, но отдельные факапы можно избежать.

  • Пробное тестирование площадки, если выступление проходит онлайн. Обычно организаторы самостоятельно планируют такое подключение с каждым спикером, но, если нет, запросите. На тестировании:

― проверяем картинку и звук;

― знакомимся с интерфейсом площадки, если раньше с ней не работали;

― удостоверяемся, что презентация грузится, ничего не глючит, открываются видео и картинки.

Создаем свой стиль

Спикеру непросто найти свой стиль, особенно, если он новичок. Тем, кто не представляет, как это сделать, можно подсмотреть фишки выступлений у других публичных людей ― например, любимых блогеров или комиков ― и адаптировать под себя. Это нормальная практика.

Что смотрим: формат подачи материала, жесты, мимику. Выберите приемы, которые вам ближе. Бездумно копировать не надо, потому что это будет выглядеть искусственно. Выберите именно то, что у вас получается делать непринужденно.

И вот стиль найден. Как понять, как он выглядит со стороны?

1. Выступите перед зеркалом. Это упражнение с курсов по ораторскому мастерству. Если в момент выступления сохраните спокойствие и не засмеетесь, то, скорее всего, все нормально. Это важный момент, потому что вы должны принять то, как говорите и действуете.

2. Запишите выступление на камеру. Поможет не только посмотреть со стороны, как вы вещаете, чтобы исправить ошибки, но и узнать о себе что-то новое. Например, как ужасно звучит ваш голос. Поначалу это бесит многих спикеров. Я не исключение :)

Избавляемся от слов-паразитов

Слова-паразиты портят речь. Вот четыре простых совета, которые помогут от них избавиться и стать круче.

1. Пересматривайте свои выступления. Если записей нет, создайте сами – подойдет даже домашний вариант. Это поможет посмотреть на себя со стороны и улучшить речь.

Часто это делать не хочется, потому что придется испытывать муки стыда за первые выступления. Но помните, что вы развиваетесь, и ошибаться ― нормально.

2. Ищите в своей речи на записях слова-паразиты, которые вас раздражают.

3. Осознанно работайте над их сокращением в речи, улучшая результат.

4. Повторяем этот процесс сначала. Выступаем – записываем – смотрим…

У меня это работает так: порой пересматриваю не все выступление, а куски. Даже по ним можно понять, что надо доработать: начиная от слов-паразитов и заканчивая тем, как я говорю и двигаюсь.

Оставляем место для пауз

Паузы в речи делать не страшно. Страшно, когда от спикера слышно сплошные «ээ…» или «аа…». «Экать» ― некрасиво в принципе.

«ЭЭЭ» длится менее секунды, а что если просто помолчать? Ничего. Ваша речь только станет четче.

У паузы вместо «эканья» куча плюсов:

  • зрителю станет проще вас слушать, потому что «ээ…» или «аа…» мешают восприятию;
  • у вас будет время немного подумать: что и как дальше сказать;
  • молчанием привлечете к себе дополнительное внимание аудитории.

Понятно, что паузы на 10–15 секунд ― перебор. Но остановиться на одну секунду, чтобы подумать или заострить внимание на каком-то моменте, ― можно. Тогда люди, которые отвлеклись, могут снова начать слушать.

Выглядим уверенно

Чтобы быть уверенным во время выступления, надо чувствовать себя комфортно. Оденьтесь так, как вам удобно, если это предусматривает дресс-код мероприятия.

Банальный пример – Стив Джобс всегда выступал в повседневной одежде. 
Банальный пример – Стив Джобс всегда выступал в повседневной одежде. 

Полностью избавиться от тревоги на время выступления не получится, так как вы выступаете перед большой аудиторией. Но комфорт добавит спокойствия и уверенности.

Также важно понимать, как вы жестикулируете. Если зажались, с микрофоном в двух руках, скорее всего, речь будет быстрой и обрывистой, потому что мало воздуха. Раскройтесь: дышать станет легче, и разговор пойдет плавнее.

Смотрите в зал. Подглядывать на слайд можно, но делайте это вполоборота, не поворачивайтесь к зрителям спиной.

Кроме того, жесты не должны быть резкими, потому что на подсознательном уровне такая жестикуляция вызывает у людей защитную реакцию закрыться и не слушать.
Кроме того, жесты не должны быть резкими, потому что на подсознательном уровне такая жестикуляция вызывает у людей защитную реакцию закрыться и не слушать.

Понимаю, все это сложно удержать в голове во время выступления. И не нужно этого делать. Напоминайте себе о таких нюансах время от времени до и после мероприятий: не заметите, как начнете придерживаться их на автомате.

Справляемся со страхом публики

Если выступаете онлайн, зрители не будут вас отвлекать. Но на офлайн-выступлении такое может случиться. Справиться с этим поможет проверенный прием.

Найдите 3–4 зрителей в разных концах зала и рассказывайте доклад им. Скорее всего, вы сразу поймете, кто эти люди, ― они будут смотреть на вас. Даже если считаете, что доклад не очень интересен или не уверены в себе, все равно будут те, кто придет послушать.

В процессе перемещайтесь по сцене по направлению к этим людям и представляйте, что это ваши собеседники. Конечно, они есть, но от того, что вы держите зрительный контакт только с некоторыми, чувствуете себя увереннее и спокойнее. Особенно это помогает в начале выступления: обычно 5–10 минут достаточно нервные даже для опытных спикеров.

А еще разбирайтесь в том, что рассказываете. Это добавляет уверенности и убирает страх публики. Потому что когда вы в теме, неважно, какой вопрос поступит из зала: вы на него ответите.

Продумываем интерактив

Интерактивы помогут расшевелить зал во время выступления или заинтересовать, если вы выступаете в конце долгой программы.

Как провести интерактив

1. Добавьте слайды с вопросами и предложениями на обсуждение.

2. Продумайте возможные ответы, потому что из них могут вытекать встречные вопросы. Можно представить, что что-то пошло не по плану и подготовиться к этому.

3. Во время выступления привлекайте зрителей. Можно задать вопрос и попросить ответить конкретного человека, а если он не идет на контакт ― переключиться на другого. Кто-то точно согласится. Совет: обычно активные слушатели сидят в первых рядах.

4. Не перебарщивайте. Если люди не вовлекаются в интерактив, значит проблема в вопросе, или все уже устали от нескольких интерактивов подряд. Лучше раскидайте активности по презентации. Тогда будете держать внимание в течение доклада.

Импровизируем

Хорошая импровизация — заранее подготовленная импровизация. Какими бы мы ни были креативными, волнение может этому помешать, потому что в стрессе мозг соображает туго.

Если вы хотите, чтобы что-то выглядело как импровизация, продумайте этот момент заранее. Например, подготовьте два варианта интерактива: блок вопросов, которые просто задаете аудитории, и блок для случая повышенной активности. Тогда заготовки помогут качественно сымпровизировать в зависимости от ситуации.

Говорим просто

Есть заблуждение: что эксперт в теме должен говорить сложными терминами, как бы доказывая свою экспертность. Но при такой подаче информации люди перестают понимать спикера. Зритель начинает чувствовать себя дураком и воспринимает выступающего с не очень большим интересом.

Наша задача ― быть ближе к людям, объясняя сложное простым языком. Поэтому в выступлении используйте шутки, мемы и примеры, понятные целевой аудитории. Сделайте заготовки заранее.

Не пугаемся проблем

Рано или поздно что-то пойдет не так:

― умер кликер;

― плохой микрофон;

― кто-то мешает в зале;

― презентация не открывается;

― волнение мешает.

Чем меньше будете обращать на это внимание, тем спокойнее будете выглядеть. Любую проблему можно обернуть в свою сторону. Например, когда не открывается презентация, попросить организатора решить вопрос, а самому заполнить паузу и пообщаться с аудиторией ― узнать, кто они, откуда. Это поможет установить контакт с людьми и подробрать точные примеры для доклада.

Главное — кайфуйте во время выступления! Тогда и зритель кайфанет. Когда нервничаете, это сильно заметно и чувствуется. Чтобы расслабиться, представьте, что вы в кругу друзей, рассказываете историю. У меня всегда работает.

Напишите в комментах, с какими трудностями вы сталкивались во время выступлений на публике и над чем хотите поработать, чтобы выступать лучше.

66
1 комментарий

Всегда завидовала людям, которые с минимальной подготовкой или изначально с полной уверенностью и грамотно могут выступать.

Ответить