Топ-3 «болезней» предпринимателей, тормозящих развитие бизнеса и рост доходов
Развитие бизнеса зависит от желания и готовности собственника управлять этим процессом. Если предприниматель полон энергии, имеет четкий план и готов действовать, то бизнес будет расти. Но бывают ситуации, когда предприниматель прикладывает все свои силы, но не получает отдачи: не удается увеличить оборот и прибыль, вывести бизнес на новый уровень. Я, Елена Жукова, создатель трансформационной программы по повышению финансового дохода, расскажу о самых частых причинах таких барьеров - «Синдроме спасателя», «Предпринимательской инфантильности» и «Когнитивной ловушке».
Болезнь 1. «Синдром спасателя»
Антон — владелец маркетинг-агентства с командой из 10 человек, работающих удаленно. Первые несколько лет он все делал сам: вел проекты текущих клиентов, искал новых, расширял список услуг, продвигал свою экспертизу. Со временем количество проектов росло, он стал зашиваться и нанял команду, рассчитывая делегировать обязанности и освободить время для развития бизнеса. Но несмотря на наличие команды работа по прежнему занимала все его время, а доход агентства не рос. Вдобавок к своим управленческим задачам, Антону приходилось регулярно исправлять ошибки сотрудников. Он и раньше работал практически круглосуточно, но теперь, когда появилась команда, стало еще хуже. Теперь Антон не понимает, как выйти из этого замкнутого круга.
Одна из самых распространенных причин возникновения подобных ситуаций: если предприниматель имеет возможность нанять хороших специалистов, но не делает этого, значит, он этого не хочет. Осталось понять, почему. Частый ответ - в устоявшемся паттерне поведения, который можно назвать «синдромом спасателя». Руководитель подсознательно собирает вокруг себя людей, которым будет требоваться помощь, которую он готов оказать. Взамен он получает очень важную для себя «валюту» — благодарность. Он входит в положение, сидит до ночи над проектом, потому что сотрудник не справился. Снова и снова он берет к себе специалистов определенного типажа. Казалось бы, уже прошел несколько курсов по HR, обзавелся диагностическим листом для собеседований, но это не помогает. Для коллектива он превращается почти в отеческую фигуру, и одновременно — в супергероя. Безусловно, это приятно, но для бизнеса — тупик. Кроме благодарности он также чувствует свою значимость. На самом деле ему нужно не столько увеличение дохода от бизнеса, сколько признание своей экспертности и самореализация.
Как заметить у себя «Синдром спасателя» и что делать?
Есть несколько важных маркеров. Во-первых, это постоянная необходимость переработок, и следовательно, усталость. Во-вторых, это недоверие к команде, мысли о том, что «они не потянут», «это не наш уровень», «а вдруг провалимся» и из-за этого страх брать более крупные и ответственные заказы. Еще одним признаком, крайне наглядным, может служить зарплата специалистов и стоимость услуг. Если люди получают ниже рынка, а предприниматель боится повышать ценник клиентам, это тревожный сигнал.
Что делать? Во-первых провести диагностику любым доступным современным способом и раскрыть в себе истинные причины попадания в ловушку «хождения по кругу». Здесь могут всплыть самые разные причины, и у каждого они могут быть свои. По моему опыту чаще всего это все таки игра в супергероя. В этом случае нужно осознать, что такая игра — это инфантильное поведение. И приняв это, спланировать следующий шаг. Но не уволить всю команду, а исправить свою базовую установку. Не сделав это, он может наступить на те же грабли: подсознательно опять собрать вокруг себя группу безответственных «детей». Исправить базовую установку - это понять, зачем ему нужно это обожание, почему его нужно покупать такой дорогой ценой, или почему самореализация ему на самом деле важнее роста дохода.
Болезнь 2. «Предпринимательская инфантильность» или «Фонд обманутых ожиданий»
Ивану 29 лет, год назад он решил сменить карьеру: уйти с должности сейлза в ИТ-дистрибьюторе и запустить собственный бизнес — пункт выдачи заказов Wildberries. Его привлекала идея большего дохода без переработок, давления и жестких рамок. Вложив средства, он открыл ПВЗ со складом и примерочными, нанял сборщика заказов, рассчитывая, что он освободит его от рутинных задач. Однако спустя год он столкнулся с тем, что точка так и не начала приносить хорошего дохода, а времени на операционку он тратит больше чем раньше, да и вопросы стали сложнее: как обойти низкие тарифы, что делать с неконтролируемой конкуренцией, как оспорить высокие штрафы, увеличить скорость приемки и раскладки товаров, рейтинг пункта и т.д. Спустя год такой жизни Иван столкнулся с разочарованием от предпринимательства, апатией, отсутствием сил вести дальше бессмысленный бизнес.
Очень часто в такой ситуации оказываются начинающие предприниматели. Хотелось запустить простой бизнес и быстро выйти на прибыль — а получились сплошные расходы и штрафы. Хотелось расслабиться — а пришлось искать выходы из тупиковых задач. В некотором роде, так проявляются детско-подростковые мечты о внезапном обретении суперспособностей. Получается, что взрослый человек не смог реалистично подойти к оценке нового проекта, не понял, что для успеха в любой сфере деятельности, и тем более в предпринимательстве, нужна наработка знаний, опыт и мастерство, которые приходят со временем.
Как заметить у себя «Предпринимательскую инфантильность» и что делать?
Верный показатель — регулярная смена деятельности без погружения в новую отрасль. Сегодня студийная фотосъемка, завтра — программирование, затем трейдинг, онлайн-магазин и т.д. При этом ни одно из начинаний не приносит удовлетворения и прибыли, ни в одном из них человек не чувствует себя специалистом.
Что делать? Остановиться в точке «здесь и сейчас» и провести самодиагностику любым методом с помощью сторонних специалистов или без. В итоге разобраться с имеющимися ресурсами (финансами, знаниями, временем, командой), а также выстроить личную стратегию: к каким целям идти, в какой срок, с помощью каких ресурсов. Отдельно разобраться с наивной верой в чудо. Принять, что нет такой сферы деятельности, в которую можно зайти без специальных знаний и мгновенно получить невероятный финансовый результат. Но если реалистично планировать результаты, сроки, учесть все аспекты, то во многих отраслях можно добиться мастерства и финансового успеха.
Болезнь 3. «Когнитивная ловушка»
Сергей владеет двумя онлайн-магазинами, специализирующимися на продаже туристического оборудования и спортивного питания. Он стремится к росту бизнеса, но его частые фразы: «В моем сегменте это точно не сработает», «Этот канал точно не сможет привести новых клиентов», «В этой нише нет нашей целевой аудитории» и т.д. В итоге бизнес есть, он приносит доход, удалось построить свое, работающее и надежное. И теперь бы, по логике, расширяться, но не выходит. Сергей ждет роста бизнеса, но не понимает, что его нежелание пробовать новые подходы может быть главным тормозом на пути к этому росту. Его убеждения блокируют рост бизнеса. Почему?
Наш мозг о нас заботится: бережет энергию, спасает от стрессов. Видит непонятное, сложное и сигналит: «Нет, сворачиваем обратно на знакомую дорогу». Пробовать страшно — ведь можно потерять то, что уже заработано тяжелым трудом, потратить время, деньги, силы на новое, а оно не сработает. Когнитивные искажения — самый частый барьер предпринимателей, тормозящий развитие бизнеса. При этом у человека объективно может быть все, что нужно: знания, опыт, связи, деньги и время. Даже навык успешного освоения нового — ведь получилось же построить несколько стабильных бизнесов. Большинство отрицают это, но ловушка убеждений работает. 1% людей пытаются их убрать, расчистив себе путь. Остальные 99% не делают ничего.
Как заметить у себя «Когнитивную ловушку» и что делать?
Здесь нужно опять вернуться к себе, провести диагностику с помощью профессионалов или самостоятельно и поймать себя на ощущении застоя, противоречия: хочу, но не делаю ничего. Хочется того самого роста в доходах, следующего уровня в бизнесе, но постоянно находятся аргументы, почему нет.
Что делать? Устранять корень проблемы: в том числе низкую самоценность. Как минимум поверить в себя, в достижение результатов для себя, пересобрать систему внутренней мотивации. И после этого придут смелость и решимость, чтобы двигаться к желаемому следующему уровню в доходах.
Итого: главное для бизнеса - вовремя поставить «диагноз» собственнику
Для предпринимателя очень важно отслеживать свои состояния, взять в привычку задаваться вопросами: «Почему я поступаю так? Выгодно ли мне это? Откуда у меня взялась эта мысль?». Как бы нам не хотелось отрицать, но часто заученные реакции, привычки, ожидание похвалы, страх неодобрения и т.д. идут из детства. Но детская позиция финансово невыгодна: дети не зарабатывают денег! Поэтому важно регулярно проводить диагностику: останавливаться, смотреть на себя со стороны, анализировать происходящее. Только так можно вырваться из заколдованного круга и увидеть новые возможности для позитивных перемен в себе и бизнесе.
Ох уж эта когнитивная ловушка
вообще причиной того что собственник делает работу за своих может быть и то, что он не может нанять высокооплачиваемые профессиональные кадры. Просто экономика не сойдется. он не повышает цены клиентам. не видит ценности в своих сервисах. это уже болезнь - неуверенность, неумение запаковывать свой продукт, неумение продавать его ценность. а не синдром спасателя. чтобы понять что у него надо анализировать каждую конкретную ситуацию индививуально
чтобы не попадать в ловушку нужно хорошего СМО в команду нанять или ментора по маркетингу, но только того, кому сможет доверять. чтобы он смог убедить попробовать другие маркетинговые инструменты
вот так вы глубоко в эту тему углубились, интересно даже
если топ не слышит свою команду, то он и не будет слушать директора по маркетингу, тут и речь о том, что он должен сначала поработать сосвоей головой а потом уже советоваться с жэкспертами и тд