Почему сотрудники переезжают из Питера в область? 5 правил экологичной атмосферы в веб-студии
Привет! Я Юрий, руководитель веб-студии Unika. Уже 8 лет мы работаем в Гатчине (40 километров от Санкт-Петербурга). За последний год в нашей команде пополнение из трёх человек. Все они жили в Питере, но потом решили переехать в область, чтобы работать с нами.
Раньше мы искали сотрудников только из местных, думая что не сможем составить конкуренцию вакансиям «большого города». Но оказалось, что решает не локация, близость офиса к метро и даже не зарплата.
Что на самом деле нужно людям?
Руководитель из-за текучки не всегда замечает преимущества своей компании. Хотя они могут стать решающими для сотрудников при выборе места работы.
Я поделюсь своими наблюдениями и кейсами о том, как достичь нужной атмосферы в коллективе. Если готовы дополнить или поспорить — с интересом жду комментариев.
1. Забота
Многие руководители считают, что забота заключается в том, чтобы отпустить заболевшего человека на больничный или не резать зарплату, если тот платит ипотеку. Это, конечно, тоже важно.
Но всё складывается из более неочевидных и мелких деталей. Сотрудники не всегда говорят о своих проблемах — в России так принято. Поэтому я просто спрашиваю сам.
Примеры проблем, о которых руководитель может даже не думать (а зря):
- Получилось ли переехавшему сотруднику найти жилье;
- Насколько оно далеко от офиса;
- Удобно ли ему работать из дома, нет ли шумных соседей;
- Есть ли компьютер, чтобы выполнять задачи удалённо;
- Есть ли у него хороший смартфон с интернетом, чтоб оперативно отвечать в чатах.
Ещё я рекомендую интересоваться здоровьем. Например, если нужны лекарства — предложить выплату аванса раньше времени.
Когда у компании возникают проблемы — сотрудники отвечают такой же заботой. Я в этом убедился во время пандемии.
Однако с сотрудниками должна быть дистанция. У меня есть негативный кейс по этому поводу:
Один из программистов жил рядом, поэтому я иногда подвозил его домой. В итоге сформировалась дружеская коммуникация, которая начала влиять на работу, появились панибратские просьбы и ожидания особого отношения. Это, конечно, неприемлемо в коллективе.
Отсюда вывод: не нужно эмоционально сближаться с сотрудниками. Это может сыграть против вас. Старайтесь сохранять профессиональную дистанцию.
2. Понимание, что ты работаешь с хорошими и честными людьми
Из рассказов моих коллег я узнал, что бизнес в диджитал-сфере иногда построен на завуалированном обмане заказчика. Схемы разные, но по итогу сделанная работа не стоит своих денег.
К нам обращались клиенты после недобросовестных веб-студий: многое приходилось переделывать и успокаивать предпринимателей, возвращать веру в адекватность разработчиков.
Сотрудники любой компании всегда прекрасно понимают, что они делают: ерунду или честную работу. Если первое, то со временем формируется циничное отношение к жизни, людям, профессии. Подсознательно соискатели хотят избегать этого и тянутся к руководителю, который старается вести дела честно.
Простые правила, как сохранить репутацию в глазах сотрудников:
- Доводить все проекты до конца. Не бросать дело на полпути, даже если оно становится невыгодным или ресурсозатратным;
- Собирать честные отзывы, благодарности, обратную связь. Стараться выяснять у клиентов, всем ли они довольны. Разбирать недочёты вместе со всей командой;
- Не пускать пыль в глаза ни коллегам, ни клиентам. Говорить по делу на понятном языке, не стараться показаться круче, чем есть;
- Искренне заботиться о клиентах, помогать решать их проблемы;
- Стремиться к экспертности в своей сфере;
- Чётко исполнять свои обязательства перед партнерами.
Я состою во многих партнёрках: приводишь клиента — получаешь свой процент. Нас тоже часто советуют. Здесь важно соблюдать договорённости, делать выплаты вовремя и в полном размере. Об этом знают все менеджеры и сотрудники.
Есть антикейс по теме. Один из программистов уволился и начал предлагать услуги нашим клиентам напрямую. Как мы об этом узнали? Рассказал клиент, которому поступило «выгодное» предложение.
Всё благодаря доверительным и честным отношениям: человеку было ценнее продолжить работу с нами, чем сэкономить. Ну, а тот программист растерял остатки репутации и канул в Лету.
3. Спокойствие и взаимоуважение
Если постоянно шпынять сотрудников, требовать того, чего они делать не хотят или пока не умеют — вы столкнётесь с выгоранием.
Я всегда придерживаюсь политики спокойного решения любых вопросов, даже конфликтных. Поэтому ни с одним сотрудником, ни с одним заказчиком мы не разошлись врагами, нет никаких обид и атмосферы противостояния.
В дружелюбном коллективе работать попросту приятно и спокойно. И мне самому, и сотрудникам. Причём они чувствуют эту ауру буквально на первом собеседовании или даже при первом телефонном разговоре.
Дьявол в мелочах. Поэтому у меня и тут есть небольшой свод законов:
- Не ругаться матом (никогда);
- Не повышать голос и тем более не кричать;
- Никогда не переходить на личности и не опускаться до оскорблений;
- Стараться дружить не только с партнёрами, но и с конкурентами — не вижу причин конфликтовать с другими честными игроками на рынке;
- Обращаться за советами и помогать другому, если возник вопрос;
- Если появляется проблема — решать ситуацию совместно. Важно не искать козла отпущения;
- Выслушивать идеи сотрудников и поддерживать инициативу. Спокойно объяснять, в чём могут быть недостатки и слабые места.
4. Честность и прозрачность в финансовых вопросах
Моя цель — создать эффективную систему, которая будет приносить удовольствие и прибыль каждому её элементу: начиная от аккаунт-менеджера, заканчивая самим заказчиком сайта.
Чем прозрачнее и честнее эта система — тем она долговечнее.
Вот несколько советов, как сделать это на практике:
- Продумать систему мотивации. У программистов и менеджеров она не должна быть одинаковой;
- Чётко обозначать KPI, планы продаж и размер премии, донести до сотрудников их суть, выслушать предложения и пожелания;
- Все бонусы выплачивать по открытой формуле, без скрытых условий;
- Помнить о том, что премии приносят больше пользы, чем могут принести штрафы;
- Если сотрудник хорошо поработал, то он получит столько, на сколько рассчитывает;
- Даже если человек уволился — соблюдать договорённости, несмотря на соблазн сэкономить.
Столкнулись с безответственным отношением к работе? Стоит рассказать сотруднику, к каким финансовым последствиям это приведёт. Если кратко: плохая работа = меньше денег для компании = меньше денег для него.
У нас есть такой кейс. Разгильдяя нужно вычислять как можно быстрее и объяснить риск. Если понял — это будет видно сразу же. Если нет — расставайтесь.
5. Инвестиции в сотрудников
Почти все наши ребята обучились с нуля под моим руководством. Я сознательно принимаю в команду новичков. Во-первых, их мозг не замусорен вредными установками. Во-вторых, когда человек чувствует, что в него вкладывают силы и время — он искренне хочет приносить пользу в ответ.
Конечно, есть риск, что человек уйдёт, получив нужный опыт. Это всегда возможно. Но в купе с предыдущими пунктами в этом нет смысла. Зачем уходить, если тебе хорошо?
Не бойтесь учить сотрудников с нуля. Чтобы не теряться, вот рекомендации:
- Принимайте в команду людей, которые хотят учиться и развиваться, а не отсиживать рабочие часы за зарплату;
- Отталкивайтесь от сильных сторон человека, старайтесь развивать их;
- Поддерживайте, мотивируйте, давайте возможность расти. Например, предлагая задачи всё сложнее и сложнее, чтобы сотрудник развивался;
- Не бойтесь нанимать сильных и харизматичных людей;
- Обеспечьте поддержку новичкам со стороны руководителя и более опытных коллег;
- Создавайте атмосферу здоровой конкуренции, где люди искренне хотят расти.
Когда человек видит сплочённую и сильную команду — он раскрывается с лучших сторон и начинает приносить пользу, которая многократно окупает ваши инвестиции.
Люди ищут не зарплату и не должность, а место, где будут проводить половину своего времени
В вакансиях мы рассказываем не про кулер и печеньки, а про наши принципы работы и отношения в команде. Это откликается в людях, они приходят на собеседования, хотят устроиться на стажировку.
Я заметил, что обращения стали более осознанными — люди понимают, куда идут, зачем и какую пользу могут дать. Если раньше на вакансию откликалось около 10-15 кандидатов из Гатчины, то теперь их больше 50, в том числе от людей из Питера.
Исходя из этого я делаю простой вывод: даже в большом городе есть дефицит компаний с такой атмосферой, как у нас.
Почему я решил поделиться своим опытом?
Я почувствовал, что наша веб-студия как бы повзрослела, преодолела пубертатный период, когда всё шло своим чередом и держалось на неписаных правилах.
Когда же я сам, как руководитель, осознал сильные стороны компании — наш уровень изменился, в том числе касательно проектов, с которыми работаем.
Желаю коллегам с диджитал-рынка того же. Буду рад, если поделитесь своим опытом в комментариях.