Летняя бизнес-школа Стэнфорда: личный опыт СЕО компании 24TTL. Часть 2 — программа курса и педагоги
Привет! Я Юрий Шишкин, основатель IT-компании 24TTL — мы разрабатываем программное обеспечение для сектора электронной коммерции, помогая брендам повышать продажи в онлайн-ритейле.
Это серия из шести заметок, посвященных моему обучению на программе для лидеров и предпринимателей в Стэнфорде.
В первой части я объяснил, почему выбрал именно Stanford Executive Program и процессе зачисления на курс. Во этой расскажу о программе и педагогах, организации обучения с помощью iPad и персональном приложении, о приглашенных высокопоставленных спикерах вроде Кондолизы Райс, Сары Спанжело из Space X и др.
О программе: экскурс в историю, форматы занятий и структура
Стэнфордская высшая школа бизнеса была основана почти 100 лет назад в 1925 году, а Stanford Executive Program (SEP) открыла набор учащихся на первый поток только через четверть века в 1952 году.
Программа объединяет лекции про личную эффективность, новые методы продуктивного управления, развитие международных связей, внедрение инноваций, а также работу в условиях постоянных изменений. Учебная программа SEP сконструирована таким образом, чтобы у абитуриентов не возникало когнитивной перегрузки или выгорания.
Несмотря на то, что в расписании на день может стоять по 4 или 5 предметов, если хоть один из них посвящен сложной теме или объемной для восприятия теме, то скорее всего остальные пройдут в облегченном формате.
Вот несколько форматов, из которых строится программа SEP:
- Core Curriculum
- Learning in Action
- Turbo Sessions
- Creativity Workout
- Mindfulness
Core Curriculum
Основная лекционная программа, которая включает в себя изучение практических кейсов. Проходит чаще всего в формате семинаров, когда в обсуждении одной темы задействованы все — и студенты, и преподаватель. Core Curriculum обязательна для посещения, каждой из встреч предшествует самостоятельная подготовка в виде чтения дополнительных материалов.
Learning in Action
Групповые сессии, обязательные для посещения: обычно их проводят по пятницам, чтобы студенты могли отрефлексировать знания, полученные за неделю и разобраться, как можно их интегрировать на работе или своем проекте.
Turbo Sessions
Дополнительные встречи, посещать можно по желанию. Помогают глубже погрузиться в заинтересовавшую тему или, наоборот, выйти за рамки предложенной программы и изучить что-то еще.
Creativity Workout
Короткие занятия по креативности, помогают посмотреть на задачу или проблему с неожиданной стороны. Их важный плюс — тренировка умения идти на риск, выбирать нетипичные решения и непривычный путь.
Mindfulness
Также короткие встречи, проходят по понедельникам и помогают настроиться на предстоящую неделю. Это лекции про осознанность и ощущение счастья в моменте, которые проводит Фредерик Лускин — доктор философии, психолог и автор программы, посвященной борьбе со стрессом и эмоциональной регуляции. Занятие длится около часа, в процессе мы практикуем механики замедления, релаксации и медитации. Скажу честно — все это действительно помогает настроиться на неделю и сконцентрироваться на учебе.
Приложение для студентов, онбординг и приветственный мерч
Программа SEP длится 6 недель, то есть почти полтора месяца. Мой курс начался 21 июня и первые два дня были посвящены онбордингу, заселению в кампус и самостоятельному исследованию Стэнфорда. Каждый студент сразу же получает доступ к мобильному приложению, где можно отслеживать расписание и получать апдейты по переносу или заменам занятий.
В процессе онбординга студенам выдают брендированный набор, который впоследствии можно будет использовать для комфортной жизни в кампусе: бутылки для воды, кружки, йога-маты, форму для походов в спортзал, бейсболки, датчики пульса для бега и другое. Такой ритуал повторяется каждый понедельник — это делает начало учебной недели гораздо приятнее.
Наверное, самое большое впечатление — это шлем Oculus Quest 3 от Meta, гарнитура виртуальной реальности, позволяющая исследовать VR в игровом формате. Стоит он в среднем 600$, что немало. Кстати, шлем действительно пригодился в учебе, ведь именно в виртуальной реальности проходило одно из наших занятий. Все, включая преподавателя, надели Oculus, чтобы встретиться в диджитал-аудитории.
Занятия проходят с понедельника по пятницу, обычно с 8:00 до 19:00, но могут начинаться раньше — в 5:45 утра (если вы хотите успеть на спорт), или, наоборот, задержаться до 21—22. Последнее случается, если в расписании есть дополнительные лекции от приглашенных спикеров.
Для нашего курса выступала Кондолиза Райс — политик и экс-глава Госдепартамента США, а также Сара Спанжело — старший директор по спутниковому проектированию Space X. В 2021 она продала свой стартап-спутниковую компанию Swarm Technologies более, чем за 500 миллионов долларов — покупателем стал Илон Маск. Также среди спикеров был выпускник Стэнфорда и основатель Zoom Эрик Юань. Кстати, именно после окончания курса SEP Эрик решил уволиться с поста вице-президента компании Cisco и запустить приложение для видеоконференций, которым сейчас пользуется весь мир.
Аудитории и оборудование: зрительский контакт и безбумажные технологии
По правилам SEP на занятиях запрещено использовать телефон или ноутбук, чтобы не отвлекаться самим и не отвлекать друг друга. Перед началом учебы каждый студент получает iPad, подключенный к принтеру и сканеру — его можно использовать для распечатки материалов и конспектирования.
Также Стэнфорд поощряет использование безбумажных технологий, поэтому студенты получают доступ к приложению Glose eBook — там находятся книги, рекомендованные, но необязательные к прочтению в отличие от кейсов, которые обязательны к ознакомлению перед каждой встречей с педагогом.
Аудитории тщательно продуманы с точки зрения архитектуры: преподаватель находится в центре, а студенческие скамьи выстроены полукругом. Это обеспечивает хороший обзор из любой точки и создает контакт между спикером и слушателями. В каждом классе установлены раздвижные экраны и доски, что позволяет гибко использовать пространство и наглядные материалы.
Важно упомянуть, что вся территория бизнес-школы Стэнфорда оборудована всем необходимым для приятной и удобной жизни. Если безлимитный доступ к перекусам — от полезных батончиков до снеков вроде чипсов и орешков, всегда в ближайшем доступе есть вода (газированная, теплая, с лимоном или без — любая), а также на территории кампуса есть круглосуточная прачечная, чтобы выстирать и высушить личные вещи.
Кто преподает на SEP: статус преподавателей и личный ТОП-3
Программа объединяет преподавателей самого высокого уровня, которые владеют академическими знаниями, практическим опытом и имеют бизнес-кейсы в бэкграунде. Среди людей, которые преподают в Стэнфорде — профессор бизнес-лидерства Уильям Барнетт, эксперт Джонатан Левав, изучающий поведение потребителей и влияние эмоций на принятие решений, экономист Питер ДеМарзо, эксперт в области корпоративных финансов и управления рисками, а также многие другие — подробный список можно найти на сайте SEP.
Если говорить про мои личные впечатления, я бы выделил трех экспертов. Это экономист и эксперт по венчурным капиталам Илья Стребулаев, Фрэнсис Флинн — автор лекций про коммуникации и стратегию, а также преподаватель креативных дисциплин и практик — Дэниел Клайн.
Лекции Ильи Стребулаева — это высший пилотаж. На них ты ни на секундочку не отвлекаешься и стараешься запомнить все по максимуму. У Ильи российский бэкграунд, он заканчивал МГУ и Лондонскую школу бизнеса, а потом начал преподавать в Стэнфорде, на MBA.
Сейчас Стребулаев известен как эксперт по венчурным инвестициям — в его личном портфеле 39 стартапов-единорогов, что в совокупности является самым высоким показателем среди инвесторов-частных лиц. У Ильи есть принцип инвестировать только в стартапы, основателей которых он знает лично — зачастую ими становятся его студенты. Больше это, конечно, относится к выпускникам MBA, но и студенты SEP могут обращаться за консультациями или предложениями стать инвестором.
Второй преподаватель — Фрэнсис Флинн — читал для нас лекции про коммуникации и стратегию. Мне понравилось, что кроме теоретических материалов мы получали практические задания в игровой форме. Например, однажды мы решали моральную дилемму, с которой потенциально сталкивается в работе любой менеджер или фаундер. Профессор предложил нам стать воображаемыми участниками автомобильной гонки в духе NASCAR. Представить, что мы полноценная команда, со спонсорами, престижными водителями-спортсменами, механиками и так далее.
Перед началом гонки мы узнаем, что двигатель машины неисправен и велика вероятность заглохнуть на треке или попасть в аварию. Наша задача — всей командой оперативно принять решение, участвуем мы в гонке или нет. Если не едем, то теряем спонсора и, скорее всего, водителя, потому что нам нечем будет ему платить. Если едем, то есть шанс сохранить статус и одержать победу, но также есть риск выбыть из гонки и попасть в аварию.
Мнения в группе разделились примерно 65% (едут) и 35% (не едут), после чего начались дебаты. В процессе преподаватель корректировал вводные, добавлял деталей и предлагал перейти из одной группы в другую, если твое мнение насчет финального решения изменилось. В результате, он озвучил, что суть задания — трезво принимать в расчет все данные, которые есть в наличии и контролировать свой предпринимательский азарт. Оказалось, что почти никто из нас не учел фактор жаркой погоды или высокий риск, что в поездке пострадает или даже погибнет водитель.
Третий эксперт, которого я хотел бы выделить — это Дэн Клайн, автор занятий по креативности. Они проходили несколько раз в неделю по полтора часа, были короткими, но интенсивными и помогали перезагрузить мозг после долгих статичных лекций. Чаще всего лекции по креативности работали на сближение нас, студентов: например, нужно было сыграть в воображаемый мяч, стать переводчиком с несуществующего языка или снять видеоролик на заданную тему.
На этом все! В следующих выпусках я расскажу подробнее про то, как организован нетворкинг на SEP (в том числе неформальный, созданный студентами), стремительный рост контактов в аккаунте LinkedIn и самых известных выпускников.