Типичные ошибки в бизнес-процессах digital-агентств и веб-студий
Прошлой весной я подготовила для агентской секции РИФа доклад про то, почему описание, оптимизация и автоматизация бизнес-процессов в веб-студиях и digital-агентствах редко доходят до какого-то ощутимого бизнес-результата. В основу доклада лёг мой опыт, и кейсы 60 руководителей, которые учились на моём тренинге по бизнес-процессам. Как показали обсуждения в Сообществе «Управление агентством» тема не теряет актуальности. Поэтому я решила выложить доклад целиком
На всякий случай представлюсь. Меня зовут Анна Караулова, я создатель Сообщества "Управление агентством, веб-студией, дизайн-бюро", в котором состоит в общей сложности 6 000 человек. А ещё я консультирую веб-студии и агентства по вопросам продаж, кросс-продаж и бизнес-процессов
Перейдем к сути статьи
Чтобы понять, что думают люди о том или ином вопросе, их нужно просто спросить об этом. Всем желающим учиться на моем тренинге я задавала один вопрос: «Вы будете два месяца описывать бизнес-процессы. Как вы будете применять свои знания?»
Первая итерация всегда заканчивалась одним и тем же: большинство хотело навести в компании порядок
«Навести порядок» — это не про бизнес. Поэтому я не унималась, и задавала вопросы дальше. Вторая итерация принесла много личной информации: сути тех забот, с которыми ежедневно сталкиваются руководители агентств
Я поняла, что, несмотря на обилие информации, есть базовые заблуждения, которые повторяются от человека к человеку, от компании к компании. Эти ошибки не связаны с содержанием бизнес-процессов. Научиться описывать бизнес-процессы несложно. Технология также не секрет: множество книг подробно рассказывает о том, как внедрять изменения в компании. Эти заблуждения связаны с менеджментом: самим подходом руководителей к процессу трансформации бизнес-традиций в бизнес-процессы
Давайте поговорим о четырех из них
Не буду о теории, которая всем известна. Лучше скажу об исключении из этого правила
На рынке есть системы автоматизации, которые настолько хорошо отражают один или несколько типичных бизнес-процессов, настолько четко заточены под агентства, что их можно внедрять as is: без длинной процедуры описания и оптимизации. Внедрять-то их можно, но…
Успех или неудача внедрения регулярных бизнес-процессов зависят не от софта или навыков бизнес-анализа. Они зависят от людей и умения руководителей работать с командой. Коллектив способен закопать хорошее начинание, потопить его в саботаже и бесконечных доработках. Чтобы этого не случилось, не стоит начинать с внедрения софта
А с чего же тогда стои?
«Женюсь потому что женюсь»
Приступая к описанию бизнес-процессов, руководители не знают, зачем это нужно. Они решают привести в порядок дела, но не продумывают, как будут оценивать: принесли ли пользу усилия? А может все стало только хуже
Когда начинаешь описывать бизнес-процессы, появляется желание описать все на свете. Этого лучше избегать. В работе над изменениями сложившихся схем работы стоит стремиться к максимальной точности. Цифры нужны, чтобы знать, где останавливаться. Потому что иначе процесс описания бизнес-процессов может стать бесконечным
Целью может стать:
— любой качественный показатель
— который может быть измерен
— и зафиксирован в определенный момент времени
Пример хорошей цели:
Удержание конверсии из лидов в сделки на уровне 30% в течение трех кварталов
Сохранение оттока клиентской базы в среднем сегменте на уровне 10% в квартал в течение полугода
Пример плохой цели:
Навести порядок в отделе продаж
Эта цель плохая, потому что непонятно как оценивать ее результат: наведён порядок или нет, достаточно ли он наведён, порядок ли это? Слишком много субъективного в оценках
«Сейчас всё опишем, и оно заработает»
Не хочется расстраивать, но с описания всё только начинается
Схема работы над бизнес-процессами состоит из 5-ти больших этапов:
1) Описание
2) Оптимизация
3) Обучение
4) Автоматизация
5) Дополнение и развитие
Описание процесса структурирует мысли, но, к сожалению, редко меняет ситуацию к лучшему
«Работы станет меньше»
Посмотрите ещё раз список этапов в предыдущем пункте и честно ответьте себе на вопрос: станет ли работы меньше? Нет, работа над бизнес-процессами не разгрузит руководителя. Во всяком случае, не в то время, пока она длится. Все происходит в точности наоборот: число задач увеличивается
И дальше легче не становится: за выполнением бизнес-процесса нужно следить, его нужно актуализировать и дополнять
В одиночку с процессом оптимизации работы не справится. Чтобы изменения стали традицией, нужно подключить сотрудников к этой работе
И хорошо бы это делать не на этапе внедрения, а намного раньше: тогда и противодействия будет меньше, а поддержки — больше
«Я большой мохнатый волчара, я со всеми проблемами справлюсь сам»
Бизнес-процесс — продукт коллективного творчества. Руководитель в этом процессе выступает не как автор, а как фасилитатор. Он помогает группе собрать знания, проанализировать их, описать и структурировать, передать и воплотить в программное обеспечение
Как мы реагируем, когда кто-то указывает нам, как поступать? В лучшей варианте, обдумываем сказанное. В худшем — спорим и не принимаем чужую точку зрения
Вы точно слышали эти грустные истории: руководитель ночами не спал, придумывал, как лучше работать, описывал, а потом команда не стала всем этим пользоваться
Чтобы этого не произошло, заручитесь поддержкой команды еще на первом этапе. Если команда большая — привлеките формальных и неформальных лидеров к работе над бизнес-процессами
Вы можете не тащить этот воз в одиночку
Понравилась публикация?
Отправьте донат, и я буду писать чаще
Анна вообще очень много делает для прокачки агентств (особенно небольших). Вчера в сообществе был классный открытый вебинар с Павлом Юровицким о том, как продают и покупают агентства, и на что именно в этом контексте собственнику агентства стоит обратить внимание — на какое-то свое интересное отличие для клиентов, на прозрачность процессов и так далее.
Это не только про продажу, а в целом комментарий — что приходит еще одно SEO-агентство, еще одно PPC-агентство.. в чем их разница?
Оксана Селендеева (экс-топ Сбера) тоже об этом говорила:
— Чем агентство X отличается от агентства Y, если вы все делаете копирайтинг, макеты, настраиваете таргетированную рекламу, SEO? Отправляют зачем-то на сайт. Что я полезу там смотреть всё это? Нет у меня на это времени.
—--—--—--—--—--—--—
В общем, в чате агентств хорошо и полезно, Анне спасибо за такое комьюнити.