Как я запускал онлайн-семинары по управлению ИТ-продуктами с донат-моделью
История запуска образовательного продукта без ГМО от автора Telegram-канала для продактов Алексея Арефьева.
«Учись, применяй, расти, учись, применяй, расти», — этот голос преследует тебя, не дает остановиться. Лидеры мнений говорят о том, что надо спать 3 часа в день, читать по 15 книг в минуту и кушать пропаренные очистки от картошки. Что, б.… происходит?
Вокруг нас куча образовательных программ. Сходи поучись сюда, сходи сюда и вот это попробуй. Только заплати вперед, а там уже как пойдет. Понравится, не понравится, будет ли полезно, сам поймешь… Главное деньги кидай.
Предыстория
В 2017 году я работал в СМИ. Продвигал новостной сайт: трафик, разработка, дизайн и немного контент. У меня было несколько команд, которые неплохо справлялись, но чего-то не хватало.
Не хватало структуры знаний. Есть IT продукт, его надо тащить в светлое будущее, но вопрос как? Понятно, что вот разработка и там код, а вот дизайн с проектированием и макетами, а вот маркетинг с исследованиями и промо. Как это все дружит друг с другом? Как сделать так, чтобы коктейль компетенций выдал максимально приятный вкус?
Я начал искать, где можно поучиться подобному и нашел. Направление называлось «Руководитель digital продукта» и по наполнению меня вполне устраивало. Обучение длилось порядка 9 месяцев и включало в себя нужные мне блоки.
Закончив курс, у меня возникли странные ощущения. С одной стороны были преподы, которые выкладывались и давали материал так, что ночью тебя разбуди и ты вспомнишь, с другой — были те, кто посвящали 80% своей речи рассказу о себе и своих достижениях. При этом я уже заплатил деньги, для меня на тот момент немалые — чуть больше 150 тыс.руб. В итоге появились сомнения…
Сомнения
Неужели народ должен платить вперед за то, что может не принести никакой пользы? Купил кота в мешке, а там будь, что будет. Понятно, что есть общее образование, но тут речь про дополнительное, прикладное, которое должно решать конкретные задачи. А в итоге e фотка сертификата для фб ленты и семь сердечек.
Ныть долго времени не было, поэтому решил собрать свой продукт. Не нравится что-то — сделай лучше. Начал писать статьи в блог, потом вести лекции в ВШЭ по управлению IT продуктами. Пролетели 3 года, боль с «плати потом по факту ценности» вызрела, и я решил собрать онлайн семинары с донат моделью.
Как это работает: прослушал семинар, поработал в группе, заплатил столько, сколько посчитал нужным.
Дальше повествование пойдет в формате чек-листа. Мне хотелось не просто рассказать о своем опыте, а сделать план, по которому можно собирать продукты. Возможно кому-то пригодится, по крайней мере мне самому точно.
0. Цель
Зачем мы запускаем продукт? Какая цель?
---
Цель — создание образовательного онлайн курса и проверка гипотезы, что люди готовы вознаграждать за полезный контент после того, как прослушают курс. Как следствие, я заработаю деньги.
1.Метрики
Как мы поймем, что цель достигнута? Какая метрика должна нам сказать, что гипотеза подтвердилась?
Инструменты: Excel
---
Я читал в институте лекции и за 3 часа оффлайна получал порядка 6 тыс.руб. Планируя онлайн семинары, я определил для себя сумму, при которой моё время с учетом затрат будет окупаться.
Получилось — 4 тыс.руб. за 1,5 часа онлайн семинара.
Если я выйду с донат моделью на такую цифру, то гипотеза подтвердилась и мне имеет смысл продолжать.
2.Подготовка: анализ рынка
Как выглядит контекст рынка, на который мы хотим выйти? Какие задачи пользователей должен решать продукт? Какие продукты уже это делают? Как они это делают? Сколько стоят?
Инструменты: Excel
---
Начал я анализ рынка со сбора образовательных курсов и программ со схожей тематикой — продуктовый менеджмент.
Все программы собрал в таблицу и разложил по критериям:
- цена
- продолжительность
- формат
- фокус (что-то вроде фишки)
Потом поделил список на кластеры: прямых конкурентов, вторичных и т.д.
Получилась такая таблица — ссылка на таблицу с курсами
Дальше нужно было понять, какие задачи хотят решить люди, которые идут учиться на продактов. Для этого неплохо подходило проблемное интервью.
Раскидал запросы в разные тематические группы с целью вытащить народ, который недавно закончил обучение (не позднее 6 месяцев) или еще учится.. Плюс, подключил знакомых, которые в теме. Спасибо вам, ребята, реально помогли.
Группу для опросов набрал, получилось порядка 15 человек. Провел с ними проблемные интервью, чтобы вытащить задачи и боли, с которыми они сталкиваются в текущих образовательных программах.
Это были телефонные разговоры на 5-10 минут. Я представлялся и рассказывал о цели интервью.
Затем задавал эти вопросы:
- Скажите, пожалуйста, вы учились/учитесь на продакта?
- Расскажите как это было. Опишите процесс по шагам. Вспомогательные вопросы: Мотив — почему пошли учиться? Как выбирали курс? Вот вы купили курс и начали учиться, как это было?
- Были ли у вас какие-то трудности при прохождении курса? Вспомогательный вопрос: Почему? (задаем, помогая раскрыть суть боли, это самый сок)
- Как вы пытались решить эту проблему?
- Есть ли еще что-то, о чем я не спросил?
У меня был шаблон в эксельке с типовыми вопросами под каждого респондента. Телефон валялся рядом на громкой связи, а я записывал в табличку ответы ребят. После каждого интервью я дарил людям книгу за то что они потратили на меня время.
Мой шаблон для опросов — ссылка на шаблон для интервью
В итоге начала складываться картинка того, зачем люди идут учиться и с какими проблемами они сталкиваются в текущих образовательных продуктах. Теперь надо было переходить к ценностному предложению.
2. Ценностное предложение
Как должен выглядеть продукт, который решает задачи конкретного сегмента пользователей? Как должна выглядеть бизнес модель, которая позволит продукту расти, а мне зарабатывать?
Инструменты: Miro
-
Для ответов на эти вопросы я использовал методичку Александра Остервальдера «Разработка ценностных предложений». Это обалденная книженция, по которой ты выполняешь задания одно за другим, и у тебя собирается ценностное предложение.
Не буду детально описывать каждый этап разработки ценностного предложения, а дам лишь по основным шагам, чтобы вы поняли суть. Если зацепит подход, то просто используйте книгу.
Начал с того, что раскидал портрет потребителя в Miro. Вынес основные: задачи, проблемы и выгоды.
Дальше под этот портрет собрал карту ценности: товары/услуги, факторы помощи и факторы выгоды.
Затем соединил это все вместе и получил общую картину ценностного предложения.
Получилось такое ценностное предложение:
Мои онлайн семинары помогают продактам и стартаперам профессионально расти, применять актуальные знания и развивать свои продукты с помощью разбора кейсов известных компаний и личного опыта.
В отличии от аналогов вы сами решите сколько платить или не платить вовсе после того, как пройдете семинар.
Предложение собрано, теперь надо поработать с бизнес моделью, которая бы помогала продукту расти, а мне не вылететь в трубу..
Взял шаблон бизнес модели и заполнил ее по своему будущему продукту.
Пустой шаблон бизнес модели — ссылка на шаблон
В итоге получилась полная картина того:
- что нужно пользователю
- как должен выглядеть продукт
- какая бизнес модель позволит такому продукту развиваться
Пришло время собирать продукт на основе ценностного предложения.
3. Сборка продукта
Что конкретно будет в нашем продукте? Из чего он будет состоять?
Инструменты: Miro, Google Docs
---
Мне нужно было определиться со структурой будущего микро-курса и собрать материал.
Благо на тот момент у меня была программа, которую делал для лекций в институте. Я вытащил несколько тем оттуда, подготовил презентации и донасытил их заданиями.
На выходе получилось 3 онлайн семинара на разные темы:
- Жизненный цикл продукта и стратегии.
- MVP и инструменты проверки гипотез.
- Продуктовые метрики.
Структуру мини-курса кинул на доску в Miro, а детальное описание каждого курса положил в Google Docs.
Продукт готов, надо собирать сценарий запуска и готовить тех.райдер.
4. Сценарий запуска
Как будет устроен запуск продукта? Какие инструменты и сервисы потребуются?
Инструменты: Miro, Bit.ly, Zoom, Google Calendar
---
Для проведения онлайн семинаров я выбрал Zoom. Что же еще… Мне было важно качество связи и аналитика. Я немного подупоролся на выборе тарифного плана, потому что ценообразование у хитрецов выстроено весьма интересно. Цена мультиплицируется кратно в зависимости от кол-ва участников, а не наоборот снижается от объема.
Я остановился на самом базовом пакете до 100 человек за $14.99 в месяц. Для проверки гипотезы показалось, что хватит.
Дальше мне нужно было представить своего пользователя. Как именно устроен его путь с моим будущим продуктом. Что и в какой момент происходит. Какой опыт он испытывает. Как сделать этот опыт максимально кайфовым?
Я разложил этапы в виде воронки с шагами, где каждый шаг соответствовал касанию с пользователем и определенным активностям с моей стороны.
Слева направо получилось так:
- анонс семинара в моем тг канале за неделю до события + ссылка на google календарь
- добавление пользователем мероприятия себе в календарь
- анонс в день семинара в канале с утра и ссылка на zoom конфу
- мой внутренний тестовый прогон (проверяю звук, видео, ссылки и прочее)
- короткий анонс/напоминание за 5 минут до семинара и ссылка на zoom конфу
- сам семинар
- ссылка и QR на оплату в конце семинара
- выкладка записи семинара в канале + полезные материалы и ссылка на оплату
- подведение итогов семинара, постанализ
Мне нужно было трекать воронку по разным метрикам, чтобы потом увидеть весь пользовательский путь.
Метрики, которые я смотрел:
- просмотры на постах/анонсах семинаров (цифра светилась в самой телеге на анонсах http://joxi.ru/eAORgzaCkkd9M2)
- переходы по ссылкам из анонсов (использовал сервис bit.ly там регаешься и в месяц есть 50 бесплатных ссылок с аналитикой кликов по ним http://joxi.ru/a2XK5zyc44Jwnm)
- статистика посещаемости конференций и продолжительности просмотра (все это давал zoom на премиум пакете http://joxi.ru/brRQ0zOtOONYeA путь: профиль-администратор-управление учетными записями-отчеты-активные организаторы)
- кол-во транзакций/вознаграждений (capusta.space http://joxi.ru/Grqv0j6cGGwGOm)
- total бабло с лекции (там же в capusta.space)
Для приема вознаграждений я использовал сервис capusta.space, который мне посоветовал мой товарищ Рома, разбирающийся в платежах. Сервис преимущественно для блогеров. Довольно быстро зарегал там акк. Единственное, лохонул с идентификацией и лимитом. Если хочешь получать больше 1 000 руб. за транзакцию, пройди идентификацию через имейл и будет 10 000 лимит.
Внутри капусты был прозрачный дашборд, который давал мне всю инфу по последнему шагу воронки.
Ну что, сценарий с инструментами собран и пришло время запуска!
5. Запуск: первый семинар
Запускаем активности по сценарию в работу. Идем по намеченным шагам. Проверяем работоспособность инструментов.
Инструменты: Miro, Bit.ly, Zoom, Google Календарь
---
Создал конференцию в Zoom, чтобы масштабировать ссылку дальше в календарь и анонсы.
Затем завел открытый Google Календарь, который бы видели все в Интернете. Туда положил первый анонс мероприятия со ссылкой на Zoom конфу.
Важно! Проверьте, чтобы календарь был общедоступным, а то можно попасть так, что пользователи просто не будут видеть мероприятие, ссылку на которое вы везде распространяете. Настраивается это добро через три точки напротив вашего календаря в списке http://joxi.ru/52av3g0ckkNlbA
Дальше запланировал публикации в своем канале и поехало.
Для первой лекции я выбрал довольно популярную тему в своей тематике — «Жизненный цикл продукта и стратегии». Расчет был на то, что она отонбордит пользователей и втянет в воронку курса.
Провел первый семинар. Вышел за лимит в полтора часа и забыл нажать на кнопку записи, потому что увлекся рассказом…
В конце семинара вывел слайд с QR кодом на оплату, по которому слушатели могли переводить вознаграждения.
Потом в этот же вечер выложил пост-отчет семинара в канал с презентацией, которую показывал, ссылкой на полезные материалы и еще раз на перевод вознаграждений.
Через день провел анализ всей воронки и получил такие цифры:
- охват по всем постам (анонсы в моем канале) — 4 900 просмотров
- всего кол-во посетивших семинар — 75 пользователей
- из них посмотрели весь семинар — 15 пользователей
- из них оплатили — 7 пользователей
- тотал бабла за семинар — 1 960 руб.
Что я понял после первого семинара:
- Надо четко отмечать в анонсах и рекламе для какой аудитории материал. Иначе могут приходить не целевые люди.
- Ставить режим автозаписи семинара после входа в конференцию. Или вешать себе стикер на монитор «Включи запись!».
- В конце презы, когда речь идет об оплате, голосом проговаривать суммы «Вы можете перечислить 100, 500, 1 000 рублей в качестве вознаграждения». Это помогает людям понять, что не обязательно кидать крупные суммы и можно заплатить даже сотню. Есть барьер выбора, когда человек думает, что 100 рублей мало и лучше я не кину ничего, чем такую сумму.
- Надо изучать лимиты платежных сервисов и расширять их под ожидаемые транзакции до старта продукта. У меня был лимит на 1 000 рублей и слушатель не мог кинуть больше.
Выводы были сделаны, а ошибки учтены в будущих семинарах.
6. Второй семинар
Тема второго семинара была выбрана более практическая и народ сильнее вовлекался. Плюс, я решил попробовать рекламу и заказал размещение в тематическом канале. Казалось, что доп.охват может помочь усилить воронку. Но это только казалось…
Цифры по второму семинару получились такие:
- охват по всем постам (реклама + анонсы в моем канале) — 6 038 просмотров
- всего кол-во посетивших семинар — 101 пользователь
- из них посмотрели весь семинар — 28 пользователей
- из них оплатили — 4 человека
- тотал бабла за семинар — 1 100 руб.
Также, как и на первом семинаре, я выбился из тайминга, но судя по аудиторным метрикам, если материал полезный и нравится, то люди готовы «терпеть», но почему-то не платить.
7. Третий семинар
Последний семинар с темой про «Продуктовые метрики» вызвал неплохой отклик. Для него я тоже брал рекламный пост в другом канале со схожей тематикой.
По цифрам получилось так:
- охват по всем постам (реклама + анонсы в моем канале) — 5 831 просмотров
- всего кол-во посетивших семинар — 95 пользователей
- из них посмотрели весь семинар — 24 пользователя
- из них оплатили — 7 пользователей
- тотал бабла за семинар — 2 859 руб.
Пришло время подводить итоги своей затеи с онлайн семинарами.
8. Итоги
Достигли ли вы своей цели? Подтверждено ли это метриками? Что делать дальше?
Инструменты: Excel
---
Напомню цель, которую перед собой ставил — создание образовательного онлайн курса и проверка гипотезы, что люди готовы вознаграждать за полезный контент после того, как прослушают курс. Как следствие, заработок денег.
Метрика успеха — 4 тыс.руб. за 1,5 часа онлайн семинара.
Проделав нехитрые расчеты, у меня получилось так:
- 3 семинара в среднем по 2 часа
- всего бабла заработано 5 919 руб
- затраты 9 100 руб. (2 рекламных анонса и zoom подписка)
- итого профит: — 3 181 руб
Выводы
Конечно, после подведения итогов я немного расстроился, потому что ожидания не оправдались. Но понимаю, что это была гипотеза и относиться к ней надо соответственно — может подтвердиться, а может и нет.
Что я понял по итогу:
- Все не предусмотреть, только на практике ты набиваешь шишки и шлифуешь продукт.
- Модель вознаграждений за образовательный контент имеет место быть, но воронка должна быть шире. Если в среднем на семинаре у меня было 80-90 слушателей и при таком раскладе я получал в районе 2 тыс.руб. за один семинар, то потенциально при 160-180 слушателях можно выйти на целевой показатель 4 тыс.руб. Но ограничение пакета в zoom (100 человек) не позволяет выдержать такие цифры, а расширение премиум плана до 500 человек сильно растит косты и надо пробовать другой инструмент.
- Сильно помогла аудитория моего канала. Спасибо ребята, что читаете и приходили послушать. Рекламные размещения в других каналах не оправдали себя. Нужно искать баланс, при котором ROI (вложения в рекламу) себя оправдают.
- Проверка одной гипотезы «донат модель» принесла еще штук 20 новых. Вопрос лишь в скорости и ресурсах на их валидацию.
Прошло пару дней после того, как я подвел итоги. Оглядываясь назад, скажу, что несмотря на отрицательный результат, получил я гораздо больше, чем ожидал. Те знания, которые теперь есть, позволят посмотреть под другим углом на продукт и сделать еще попытку. Будет ли она успешна? Не знаю, пока не проверю.