Сделали Whatsapp чат-бота вместо обучения в LMS. Рабочий вариант? Есть нюансы...
В смысле в Whatsapp? В телеге же все делают! Вы чё? А вообще вам бы LMS нормальную. Ну раз сделали... А как работает-то?
Я с командой веду разные аутсорсинговые проекты. В наши задачи входит массовый подбор персонала на проекты и их дальнейший онбординг, чтобы сотрудник за максимально короткий срок приступил к работе, вник в детали и делал всё без лишних косяков.
Почему чат-бот в Whatsapp, а не LMS?
Так почему же чат-бот может быть стать лучшей заменой полноценной LMS (Learning Management System / Система управления обучением)? Как он может помочь бизнесу, особенно на быстром старте проекта?
- Это удобно. WhatsApp для большинства привычный инструмент, даже в отличие от того же Telegram. До сих пор сохраняется тот устой, что линейный, рабочий персонал и "продажники" общаются в нем как между собой, своими командами в группах, так и с клиентами. Особенно, если мы говорим про всю Россию и все регионы. Интерфейс WA понятен всем, поэтому даже те, кто не так хорошо разбирается в технологиях, смогут легко пользоваться чат-ботом. Инструмент помогает любому пользователю получить или отправить материал без необходимости искать его на сторонних ресурсах. Охват в РФ 79% / 96 млн пользователей.
- Быстрая адаптация. Всё, что нужно сотруднику – телефон с WhatsApp. А это означает, что старт обучения может состояться фактически в любой момент.
- Мгновенная доступность. Чат-бот доступен 24/7 и работает в режиме реального времени. В любой момент можно задать вопрос или получить нужную информацию.
- Минимум затрат для работодателя. Полноценная LMS-платформа требует много денег на внедрение и поддержку. Чат-бот запускается куда быстрее и дешевле. Он не требует дорогостоящего технического обслуживания.
- Скорость реакции и обратная связь. С помощью чат-бота можно моментально собирать обратную связь, отслеживать статистику и оперативно вносить корректировки в процесс.
Как мы сценарий и диаграмму потоков чат-бота создавали
На это ушло дня 3 точно, чтобы проработать все сценарии и возможные варианты ответов пользователя, включая некорректные запросы, ошибочные, и возможность перескакивать в разные разделы. Скажем так, мы далеки от идеала, но смогли покрыть большую часть возможных сценариев. Естественно, мы учитывали и архитектуру такого бота, чтобы её можно было масштабировать на любой другой проект, изменив только материалы.
Как чат-бот выглядит для пользователя
Нам пришлось учесть много нюансов ввода и написания цифр, слов, символов. Это была реальная боль, но пусть бэкенд останется позади)
Плюсы:
+ Быстро сделали и запустили с готовыми материалами;
+ Низкие затраты на создание и внедрение;
+ Синхронизация с папкой Яндекс.Диска, откуда бот берет материал и отправляет в чат. Удобство добавления/удаления таких материалов;
+ Сбор статистики в админ панели по каждому пользователю в разрезе каждого материала;
+ Позволяет быстро запустить и масштабировать аутсорс, аутстаф, btl, мерчандайзинг проекты, складских работников, а также обучить и предоставить актуальную базу знаний в одном месте для линейного персонала, отделов продаж и т.д.
Минусы:
– Пользователю приходится отправлять текст/цифры в чат, а не нажимать на кнопки как телеграмме. Неудобно! Здесь нужно учитывать все возможные варианты написания и регистров.
– Из-за наличия "тяжелых" материалов и видео ботом одновременно не могут пользоваться много людей – пока он не отправит какой-то материал, другие пользователи не смогут получить что-то. Это серьезная проблема. Если бы у нас были простые картинки и pdf, то с этим бы не столкнулись. Но мы хотели видео именно грузить в whatsapp, а не отправлять по внешним ссылкам. Нашли решение по сжатию, которое позволило загружать быстрее.
– Бот периодически может отваливаться от API. Здесь необходимо предусмотреть регулярные перезагрузки бота.
– Технические ограничения мессенжера по объему передаваемой информации.
– Мало специалистов, кто в целом делает бот в этом мессенджере. Вам потребуется узнать, есть ли опыт и посмотреть примеры работ. А еще лучше - с технической документацией.
Заключение
1. В целом, вариант реализации чат-бота в whatsapp для быстрого онбординга сотрудников рабочий, но при этом надо учитывать множество нюансов, о которых мы узнали уже в процессе реализации.
2. Повторюсь, мы сделали в вотсапе именно потому, что это позволило бы руководителям и их сотрудникам с уже имеющимися группами в этом мессенджере не переходить в "еще одно" приложение, а также быстро пересылать полученные материалы внутри команд в этих же группах и между собой.
3. Если вы захотите реализовать и будут вопросы – могу оказать консультацию.
4. У меня есть мой тг-канал, где делюсь своим опытом, новостями и практическими кейсами - @danilshare
Если вы уже реализовывали нечто подобное, то какой мессенджер выбирали? Оправдало ваши ожидания?