Как запустить онлайн-курс? Пошаговый план для новичков

Мы каждый день видим, как запускаются онлайн-курсы. Кого-то ждёт успех, но многих — неудача. В этой статье рассказываем, что нужно делать, если вы хотите запустить свой онлайн-курс и заработать денег.

Воронка с платным марафоном
Воронка с платным марафоном

Объем российского рынка онлайн-образования $444,6 млн.

Объем мировых инвестиций в онлайн-образование $2,2 млрд.

Рынок будет ежегодно расти в среднем на 17% ближайшие 5 лет

Если вы читаете эту статью, то вам, вероятно, хочется стать частью этого рынка и запустить свой курс за который люди будут готовы заплатить.

Мы — Gurucan, платформа для создания онлайн-школ. Каждый день мы видим, как запускаются онлайн-школы, понимаем, какие ниши сейчас популярны и какие тренды существуют на этом рынке.

Прочитав эту статью до конца, вы поймёте, как запустить свой онлайн-курс и построить вокруг него онлайн-школу.

Какие ошибки чаще всего допускают новички?

1. Делают плохой продукт

Кажется, что запустить онлайн-курс — дело пустяковое. Взял камеру, записал видео-уроки и поехали. Это может сработать краткосрочно. Если ваш курс не понравится людям, его не будут покупать и рекомендовать.

Чтобы составить хороший курс стоит:

— описать цели и результаты курса и отдельных модулей

— грамотно составить программу курса

— записать уроки, подготовить домашние задания и доп. материалы (желательно добавить больше интерактива)

— предложить пройти курс знакомым и получить обратную связь

2. Думают, что достаточно провести один вебинар, чтобы продать курс

Это работает в трёх случаях:

— вы классный эксперт или продажник

— вы продаёте неконкурентный продукт

— вы имеете лояльную базу подписчиков

Если вы не подходите ни под один критерий, то нужно выстраивать более сложную воронку продаж (об этом поговорим ниже).

3. Опускают руки при первой неудаче

Создание онлайн-курса — это работа с большим количеством переменных.

Можно сделать ненужный курс, можно привести нецелевых людей с рекламы или неправильно донести выгоды курса — все это скажется на конечных продажах.

Поэтому с самого начала ориентируйтесь на твердые цифры при анализе ситуации и помните, что если вы сделали хотя бы одну продажу, значит это уже можно масштабировать :)

Как найти свою целевую аудиторию?

Запуск курса стоит начинать с определения и описания целевой аудитории. Полученная информация поможет и в разработке продукта, и в маркетинговых коммуникациях, и в продажах.

Забудьте о портрете аватара, описании целевой аудитории из головы и прочих вещах, которым учат на бизнес-курсах. Для новичков это не работает.

Чтобы понять, что хочет целевая аудитория, вам нужно с ней пообщаться. В маркетинге это называется CustDev.

Вот вопросы, которые помогут докопаться до сути и получить ценную информацию:

1. Существует ли в твоей жизни сложность с ____?

2. Когда ты последний раз столкнулся с этой проблемой?

3. Опиши подробнее эту проблему

4. Что ты уже делал для того, чтобы решить эту проблему?

5. Что тебе не нравится в этих решениях?

6. Знаешь ли ты ещё кого-то, у кого есть схожая проблема?

7. Сколько стоит для тебя эта проблема?

8. Как часто возникает эта проблема?

9. Какой есть бюджет на решение этой проблемы?

Кроме этих вопросов нужно задать ещё несколько, чтобы получить базовую информацию о человеке (возраст, город, профессия, семейное положение + интересы/хобби и поведение в сети: на кого подписан, какими соц. сетями пользуется).

Эти мини-интервью проводятся индивидуально в формате живой или онлайн встречи. Для начала будет достаточно опросить 10-15 человек. Эта информация позволит вам лучше понять ЦА, её боли, потребности и предыдущий опыт.

Как создать качественный продукт?

Многие думают, что создать онлайн-курс легко — взял ноутбук, включил запись и поехали. На практике же запись курса состоит из нескольких важных этапов:

1. Нужно описать цели и результаты курса, а также конкретного модуля.

2. Нужно составить программу курса, где будет как теория, так и практика.

3. Нужно продумать механику обучения (будут ли интерактивные механики, проверка домашних задания, персональные консультации и тп.)

4. Нужно разработать материалы для курса: презентации, таблица, опорные конспекты, домашние задания и тп.

5. Ну и в финале нужно все отснять, смонтировать и загрузить на платформу

Важная деталь. Многие обучающие платформы ставят лимит на загрузку материалов в 20-30 ГБ. Этого объективно мало, поэтому мы в Gurucan даём нашим клиентам неограниченное хранилище — загружайте столько, сколько нужно.

Онлайн-образование базируется на тех же принципах, что и классическое обучение, только оно более сжатое, интерактивное и актуальное.

Как создать эффективную воронку продаж?

Многие считают, что продажи онлайн-курсов происходят только через бесплатные вебинары. Это не так. Вебинары — инструмент, который подходит далеко не всем начинающим. И главный страх здесь: “А что, если я вложу 1000$ в рекламу и не окуплю их?”.

Поэтому мы рекомендуем вам присмотреться к воронке с платным марафоном, её структура показана ниже:

Структура воронки с платным марафоном
Структура воронки с платным марафоном

В чем её суть?

Вы проводите 3-дневный марафон, его стоимость 200-500 рублей.

В чём её выгода?

1. Сразу окупаете вложения в рекламу (хотя бы частично)

2. Получаете осознанную аудиторию, которая уже подтвердила свой интерес рублем

3. Во время марафона вы больше прогреваете людей, чем на обычном 1.5-часовом вебинаре

Вот средние конверсии, на которые можно ориентироваться:

1000 заходов на лендинг
50-80 продаж марафона
35-60 вовлеченных участников
5-7 продаж основного курса

Кстати, на Gurucan есть специальный модуль “Марафоны”, где весь необходимый функционал собран в одном месте. Это наша авторская разработка и многие клиенты от неё в восторге :)

Как продавать курс во время трансляций?

Держите несколько правил, которые вам помогут:

1. Самое главное — будьте уверены в своём продукте и в его качестве

2. Предварительно выпишите все выгоды вашего продукта, а также возможные возражения аудитории. Это выглядит примерно так:

В рамках трансляции постарайтесь донести все выгоды и закрыть все возражения.

3. Сделайте сильный оффер.

Оффер — это ограниченное предложение. Зачастую это скидка, которая побуждает купить сейчас благодаря более низкой цене.

Хороший оффер — скидка 50% и подарок (дополнительный модуль, персональная консультация и тп.)

4. Дайте гарантию и рассрочку.

Под гарантией подразумевается возможность вернуть деньги в течение 7-14 дней, а рассрочка позволяет увеличить конверсию в продажу.

5. Порепетируйте.

Предварительно порепетируйте продающую часть и запишите себя на камеру. Проанализируйте самостоятельно или покажите знающему человеку. Проведите работу над ошибками.

Как выбрать обучающую платформу?

Вы провели марафон и собрали первый поток вашего курса. Пора определяться с обучающей платформой. И вот на что вам стоит обратить внимание:

1. Интерфейс и удобство получения контента

Студенту должно быть понятно, как войти в личный кабинет, где искать уроки и как выполнять задания. Вроде бы очевидно, но далеко не все платформы могут похвастаться дружелюбным интерфейсом. Наши клиенты оценивают удобство интерфейса на 8.7 из 10. Также у студента есть мобильное приложение и доступ к контенту даже без доступа к интернету.

2. Неограниченное хранилище

Качественный видеоурок весит 200-300 МБ. Многим известный Getcourse предоставляет на базовом тарифе за 4000 рублей лишь 20 ГБ хранилища, за расширение нужно доплачивать. Мы же даём неограниченное 4K-хостинг.

3. Вебинары

Большинство курсов включают в себя живые вебинары и важно, чтобы у вас была возможность их проводить. Да, можно использовать Zoom или YouTube, но это не всегда удобно, так как требует некоторых технических навыков (а если ваша ЦА 45-60, то установка Zoom превращается в настоящее приключение). На Gurucan можно запустить вебинар в пару кликов прямо на нашей платформе, а вашим студентам не нужно ничего дополнительно устанавливать.

4. Проверка домашних заданий и коммуникация со студентом

Важно, чтобы вам было удобно проверять задания, они не терялись и были в одном месте. Также важно быстро отправлять студенту сообщения не выходя из платформы, а не добавлять его номер в телефон и писать в мессенджер. На Gurucan проверка домашних заданий происходит в одном окне, а коммуникация — во встроенных чатах.

5. Цена

Немаловажный фактор для многих новичков. Обращайте внимание не только на стоимость базового тарифа, но и смотрите на то, как он будет повышаться по мере роста проекта (так как работающий проект перенести на другую платформу сложно). Иногда эта цена неприлично высокая. На Gurucan можно создать полноценную школу за 3190 руб./мес.

Как работать с аналитикой и какие цифры считать?

Прелесть онлайн-школы (как любого другого интернет-проекта) в том, что вы можете все четко просчитать.

Вот несколько ключевых показателей, за которыми вам нужно следить:

1. ROI

Это показатель окупаемости ваших вложений. Считается по формуле:
(Доход от вложений - размер вложений) / Размер вложений * 100%

2. Стоимость лида

Сколько стоит привлечь одного человека, который зарегистрировался на вебинар или марафон

3. NPS

То, насколько ваши ученики удовлетворены конкретным уроком или курсом в целом. Оценивается от 1 до 10 (вы наверняка ранее видели такую модель оценки)

4. Стоимость клиента

Сколько стоит привлечение клиента, который купил курс

5. Средний чек

Сколько денег в среднем принёс один клиент

6. Прибыль

Сколько денег вы в итоге заработали

7. Конверсия

Вам важно отслеживать конверсию из одного этапа воронки в другой (например, из захода на сайт в продажу или из начала марафона в его завершение)

Как спланировать запуск и соблюдать дедлайны?

Очень важно во время запуска онлайн-курса правильно сформировать задачи и поставить дедлайны, чтобы вы и ваши подрядчики действовали сообща.

Общее планирование рекомендуем делать с помощью диаграммы Ганта:

Планирование задач с помощью диаграммы Ганта
Планирование задач с помощью диаграммы Ганта

Шаг 1. Сформируйте задачи (например, “Сделать лендинг”)

Шаг 2. Разбейте каждую задачу на действия (например, “Написать тексты”, “Сделать дизайн”)

Шаг 3. Пропишите дату начала и дату завершения задачи. Укажите конечный результат (конечный продукт) выполнения данной задачи

Задачи удобно вести в Трелло.

Общаться с коллегами — в Slack или Discord, а созваниваться — в Zoom

Важно также соблюдать “гигиену” документооборота. В начале это кажется незначительным, но когда у вас будет 500 файлов, найти нужный без иерархии и нормальных названий бывает проблематично.

Поэтому сразу заведите папку проекта на Google Drive или Dropbox, создайте внутри неё папки “Маркетинг”, “Продукт”, “Продажи” и тп. и храните рабочие документы в них.

Будем рады ответить на вопросы и пообщаться в комментариях :)

2828
2 комментария

50-80 прожаж с 1000 заходов на лендинг это заоблачная конверсия

1
Ответить

 Были бы интересны услуги по астрологическому расчету удачного времени запуска проектов?

1
Ответить