Как внедрить управленческий учет

Как внедрить управленческий учет

Управленческий учёт представляет собой систему учёта, аналогичную бухгалтерскому учёту, но предназначенную для нужд бизнеса. Он позволяет руководителям управлять бизнесом на основе цифр, а не полагаться исключительно на интуицию. Хотя по закону ведение управленческого учёта не является обязательным, его внедрение может быть полезным если собственник хочет понимать, на что тратит деньги, как ему развиваться и получать больше прибыли.

Что такое управленческий учет

Управленческий учет — это инструмент для управления бизнесом на основе цифр. Управленческий учет — его еще иногда называют финансовым — помогает собственникам компаний принимать решения и рулить бизнесом, основываясь на финансовых показателях, а не интуитивно.

Например, у владельца производства есть 5 миллионов рублей на расчётном счёте. Он покупает новое оборудование. Но потом у него начинаются проблемы с деньгами в бизнесе.

Оказалось, что эти деньги были авансом от клиента, который потом передумал и отменил сделку. Если бы владелец вёл управленческий учёт, он бы знал, что эти деньги пока не принадлежат компании.

Управленческий учёт и бухгалтерский учёт — это два разных вида учёта, которые не могут заменить друг друга.

  • Бухгалтерский учёт – обязателен для юридических лиц и ведётся в строго регламентированной форме. Его цель — предоставить достоверную отчётность перед государством.
  • Управленческий учёт – не является обязательным и может вестись по желанию. В нём используются различные формы отчётности, которые позволяют более эффективно управлять бизнесом.

В бухгалтерских документах не покажут зарплаты, которые выдают в конвертах. Чтобы их не было видно, такие зарплаты записывают как другие расходы. Из-за этого в документах не видно, сколько денег на самом деле потратила компания. А в управленческой отчетности серые зарплаты будут серыми зарплатами.

Зачем нужен управленческий учет

Управленческий учет показывает, что на самом деле происходит в бизнесе, и позволяет вовремя принимать управленческие решения.

Так, в бухучете вся отчетность собирается уже по факту, и собственник не может повлиять на прошлые периоды. В управленческом учете изменения происходят сразу же (у кого-то не сразу): например, в финмодель бизнеса вносится крупная инвестиция, и собственник сразу видит, как изменится структура доходов и расходов в этом году.

В общем, зачем же нужен управленческий учет:

  • принимать решения на основе цифр, а не пальцем в небо;
  • организовывать работу компании без хаотичных решений, заранее;
  • видеть реальные доходы и расходы, а не нарисованные для бухотчетности;
  • Понимать, что делать дальше.

Часто предприниматели думают, что управленческий учет — это для крупного бизнеса. На самом же деле считать деньги и показатели и видеть картину целиком важно как для малого бизнеса, так и для любого бизнеса вообще.

Что дает управленческий учет

Управленческий учет показывает реальное состояние дел в компании. Рассмотрим на примере.

Компания «Сайтологи» создаёт сайты. (название выдуманное, пример невыдуманный)

Основные траты компании — это зарплаты сотрудникам. Без них компания не сможет создать продукт, который можно будет продать. Сотрудники — это ещё и источник дохода компании.

Владелец компании понимал, что тратит много денег на сотрудников, но не знал, как это исправить.

Сотрудники получали разный доход: кто-то работал по часам, кто-то — по фиксированной оплате, а кто-то — за каждую сделанную работу.

Чтобы разобраться с этим, внедрили управленческий учет.

Первым делом составили отчёт о прибылях и убытках — о нём мы ещё поговорим — с разбивкой по проектам.

Оказалось, что проекты, где сотрудникам платят больше всего, приносят меньше всего прибыли, и наоборот. Больше всего компания зарабатывает на консультировании, а не на разработке.

Затем ежемесячный фонд оплаты труда детализировали по пунктам:

  • оклады разработчиков;
  • оклады дизайнеров;
  • премии;
  • больничные;
  • отпускные;
  • простои — когда нет работы.

Оказалось, что больше всего простаивают самые высокооплачиваемые разработчики, хотя они работают над низкомаржинальными проектами.

Вот что собственник компании выяснил:

  • узнал, на чем зарабатывает, и стал уделять больше времени этим проектам;
  • понял, что большую часть фонда оплаты труда тратил на зарплаты по низкомаржинальным проектам и на простой, и сократил штат.

В итоге в компании «Сайтологи» расходы снизились чуть ли не вдвое, а прибыль — выросла. Так и работает управленческий учет, если очень коротко.

Объекты управленческого учета

Объекты управленческого учета — это всё, что попадает под финансовый анализ в компании и влияет на доходы и расходы. Этот термин, скорее всего, вам не потребуется, но расскажу о нем на всякий случай — вдруг встретится.

Итак, к объектам учета можно отнести:

  • активы компании — деньги, дебиторскую задолженность, имущество, сырье;
  • доходы и расходы;
  • долги — кредиторскую задолженность;
  • источники денег — инвестиции, кредиты, займы.

Буквально всё, что влияет на работу компании, ее прибыль и убытки, входит в систему объектов управленческого учета.

Кто ведет управленческий учет

За управленческий учет обычно отвечает финансовый директор: собирает отчетность, анализирует ее, подсвечивает сильные и слабые стороны и риски, помогает собственнику принимать решения. Иногда финдиректора называют финансовым менеджером, но это не всегда так: в крупных компаниях могут работать и финдиректора, и финменеджеры.

Бухгалтер может вести некоторые финансовые отчеты, но он не занимается анализом и не может на основе этих отчетов давать развернутую картину. К тому же бухгалтер большую часть времени будет занят прямыми обязанностями, и управленческий учет, скорее всего, будет вестись по остаточному принципу.

Также финансовым учетом может заниматься собственник, но обычно для этого не хватает специальных навыков, и выводы, которые тот делает, нередко ошибочны.

Документы и отчеты управленческого учета

Если для бухгалтерского учета формы документов стандартизированы, то управленческий учет каждая компания ведет по-своему. При этом нет ни типовых, ни обязательных документов.

Как внедрить управленческий учет

Отчет о движении денежных средств. Этот отчет помогает узнать, сколько денег есть у компании, откуда они пришли, по каким статьям выбытий ушли и как часто приходят на счет и уходят с него.

Отчет о прибылях и убытках. Помогает узнать, сколько компания заработала на самом деле, какие расходы преобладают в компании, а также хватит ли прибыли, чтобы выплатить дивиденды, которые хочет собственник.

Баланс. Это отчет, в котором собраны все активы и пассивы компании. Баланс показывает, где спрятана прибыль компании, потому что нередко бывает, что прибыль есть, а на расчетом счете пусто. Также баланс поможет узнать, не слишком ли много у компании долгов, способна ли она рассчитаться с кредиторами и стоит ли бизнес вообще всех усилий.

Как внедряют и автоматизируют управленческий учет

Чтобы внедрить управленческий учет, нужно начать с предварительного аудита:

  • посмотреть, какие отчеты ведутся в компании;
  • оценить точность текущей отчетности;
  • прикинуть, с какими отчетами и показателями нужно начать работать прежде всего.

По опыту могу сказать, практически всегда управленческий учет начинается с отчета о движении денежных средств.

Этот отчет собирают по текущему периоду и ведут ежедневно.

  • Шаг 1. Выписать, какие расчетные счета и электронные кошелки есть в компании, за что на них приходят деньги и куда уходят.
  • Шаг 2. Сгруппировать статьи поступлений и выбытий и тем самым сформировать справочник статей. В этом справочнике должны быть статьи под вашу компанию, а не общие, например из интернета. Так, у производства в нем будет статья «сырье», а у онлайн-школы такой статьи не будет.
  • Шаг 3. Собрать все поступления и выбытия. Это можно сделать в целом по всей компании, по видам деятельности, направлениям работы и даже отдельным товарам.

Главное, что нужно запомнить по отчету ДДС: остатки на расчетных счетах и в таблице должны сходиться.

После отчета ДДС обычно собирают отчет о прибылях и убытках, или ОПиУ. Это делают раз в месяц. Для этого подбивают выручку и расходы по статьям:

  • переменные;
  • общепроизводственные;
  • косвенные.

Кроме этого, в ОПиУ учитывают налоги, проценты по кредитам и амортизацию.

И ДДС, и ОПиУ собирают по текущему периоду, и уже когда управленческий учет в компании настроен, можно собрать эти отчеты в качестве ретроспективы.

После ОПиУ собирают управленческий баланс — его также ведут раз в месяц, в отличие от годового бухгалтерского баланса. Баланс имеет классическую структуру из активов и пассивов, которые затем разбиваются по критериям.

Если настроить управленческий учет правильно, можно полностью изменить подход к работе и вывести бизнес из убыточного в прибыльный. А чтобы вам было проще внедрить управленческий учет – мы подготовили для вас специальное предложение.

  • 3 главных отчета
  • Регламенты и инструкции к отчетам
  • Центр финансовых графиков
Как внедрить управленческий учет

Готовые к заполнению отчёты, регламенты и инструкции помогут вам понять, как должны быть оформлены отчёты и какой результат вы должны получить. Это позволит вам легко ориентироваться в отчётах.

Центр финансовых графиков поможет вам отслеживать показатели в виде графиков, что сделает процесс анализа данных более легким.

Самое важное — благодаря регламентам вы сможете самостоятельно разобраться в отчётах и их ключевых показателях. Регламенты описывают процесс подготовки отчётов и позволяют вам делегировать ведение трёх отчётов.

Ознакомиться с предложением можете — по ссылке.

Если вам нужна бесплатная консультация по внедрению управленческого учета, то можете оставить заявку здесь.

22
Начать дискуссию