Бизнес: Гипотезы, Ретроспектива и Культура
Бизнес - как котел, в котором варится суп. В нем смешиваются люди, устремления, процессы, структуры, показатели, цели, стратегия, отношение, отношения... Как и любой суп - бизнес больше, чем все его составляющие по отдельности.
Не всегда этим “супом” просто управлять, не всегда понятно как и за счет чего вырасти, улучшить показатели, клиентский опыт, продукт, снизить издержки и т.д.
Можно ли разделить бизнес на процессы и составляющие, провести анализ их всех в отдельности и аки демиург вносить точные и верные изменения? Иногда да, иногда нет (вы пробовали проделать такое с настоящим супом?)
Что же делать в ситуации запутанной системы? Если вы попросите меня выделить и оставить только самое главное, то я скажу - ретроспективы, гипотезы и визуализация. Что нужно чтобы это работало? Культура команды.
Отдельно отмечу, что я пишу все это исходя из базового убеждения что людям нравится работать с комфортом, выдавать классный результат и чувствовать себя крутыми в условиях достойной зарплаты. Работать с драйвом, заинтересованностью, чувством важности и нужности круче, чем без них.
1. Ретроспектива - это регулярное собрание, на котором команда обсуждает прошедшие события, чтобы определить возможности для улучшения. Ретроспектива включают в себя:
- Рефлексию прошлых решений, опираясь на знания полученные из опыта их внедрений и ситуацию в целом.
- Анализ того, что прошло хорошо, что не прошло хорошо, и что можно было сделать по-другому (улучшить).
- Использование извлеченных уроков для информирования и улучшения будущих процессов, динамики команды или технических подходов.
Эта концепция соответствует основному принципу Scrum - тестировать и адаптировать, который подчеркивает непрерывное совершенствование через осмысление и принятие обоснованных решений.
Как мы проводим ретроспективы?
Событие регулярное и происходит раз в квартал на уровне компании. Сначала я как руководитель рассказываю (с презентацией) мои наблюдения из прошлого периода, задачи на будущее и его виденье. Затем сотрудники дают обратную связь, деляться своими мыслями, целями, задачами и виденьем.
Далее мы все вместе переходим на доску в Trello, где есть 4 столбца: Это было хорошо, Это было плохо, это можно улучшить, принятые улучшения. Все вместе пишем карточки и обсуждаем каждый столбец слева направо. После заполнения столбца “это можно улучшить” мы голосуем за каждое улучшение (один сотрудник (включая меня) = 3 голоса, их можно отдать как за разные, так и за одну и туже карточку).
ТОП карточек победивших в голосовании мы берем в “принятые улучшения” и назначаем сроки и ответственного. Любой сотрудник может взять на себя любую карточку не вошедшую в ТОП (в качестве изменения), если ему очень хочется или он считает это супер важным.
2. Культура - это сложившиеся у людей ценности, нормы, обычаи, верования и обряды, знания и умения, техника и технологии, способы мышления, деятельности, взаимодействия и коммуникации.Какая-то культура в любом коллективе всегда есть. Она может как помогать успешной реализации проекта, так и мешать ей.
Какую культуру (ценности) я прививаю в командах?
- Ответственность. Важность дела, способность взять на себя обязательства и их исполнить. То что ты делаешь - важно. Ты можешь что-то изменить, если захочешь и на твой запрос отозваться.
- Свобода. К тебе не лезут, ты свободен выбирать методы и способы решения задачи, ты свободен работать откуда захочешь, если нужен дай офф - он дается без вопросов.
- Честное, открытое и уважительное общение между всеми. Отвечая на вопрос, отвечать на заданный вопрос, а не на какой-то свой, отвечать прямо и честно, давать конструктивную обратную связь, делиться собственным опытом.
- Безопасность. За ошибки и косяки не накажут. Ошибки это нормально. Важно узнать про ошибку, обсудить и получить из нее ценный опыт, который важно применить, чтобы это больше не повторялось.
- Самостоятельность. Сначала подумай, потом попробуй решить сам (найти информацию, …), подумай еще раз, спроси у Google, Stack Overflow, ChatGPT, …, подумай, спроси у коллег, подумай (думать вообще полезно), спроси у руководителя.
- Инициативность. Все предложения будут услышаны, обсуждены и некоторые из них взяты в работу. У любого члена команды есть возможность влиять на процесс (причем в любой его точке) и на результат.
- Мы про бизнес. Соблюдаем бизнес-этикет; ведем трекер, документацию и прочее; отвечаем в чатах, информируем, предупреждаем, подсвечиваем и т.д.
- Мы про личное. Понимаем и уважаем друг друга не только как профессионалов, но и стараемся понять друг друга как людей со своими особенностями и привычками. По возможности проявляем заботу и бережность к другим.
- Изменчивость и адаптивность. Мы формируем и тестируем гипотезы, мы всегда стараемся стать лучше (как завещал великий Agile). Мы понимаем что не стоит менять все сразу. Важны небольшие шаги и цикл обратной связи.
- Вдумчивость. У каждого действия и изменения должен быть четкий и понятный ответ на вопрос “Чтобы что?”. Также важно думать не только над тем что делать надо, но и над тем что делать не надо и как можно упростить жизнь себе и проекту.
В завершении скажу про еще один супер важный инструмент: взиуализация.
Для менеджеров проектов мы повесили магнитную доску, на который каждый PM раз в месяц получает оценку - солнышко или тучку (магнитные фигурки) в зависимости от того хорошо и эффективно он и его команда работали в прошлом месяце или не очень. Для команд проектов мы повесили маркерную доску, где крупно написаны проекты, их статусы, планы и ключевые показатели.
Если в проекте все круто он помечается большим зеленым кружком, если 50/50 то желтым и если есть существенные проблемы, то красным. Солнышек и зеленых кружков со временем становится все больше и больше :)
Если ваш бизнес заинтересован в быстром доступе к ИТ-специалистам, гибкой масштабируемости и оптимизации расходов на ИТ - обращайтесь к нам: https://okpixels.ru/ или пишите мне m@okpixels.ru