Как стать сценаристом онлайн-курсов нарасхват?

Всем известно, что обучающий курс должен захватывать своим сюжетом и превращать порой сухую теорию в увлекательный учебный материал. Этим искусством владеют сценаристы онлайн-курсов. Сегодня данная профессия востребована – это факт. Но всем ли она подвластна? Каждый ли способен стать сценаристом? И что для этого нужно?

Мы получили ответы у тимлидера команды сценаристов «Один клик» Кристины Айвазян, а заодно узнали, как работается сценаристам в компании.

- Кристина, для начала давай разберемся в терминологии. Ты можешь дать свое определение профессии сценариста?

- Сценарист по своему определению – это автор сценария. Подобно тому как в кинематографе сценарист вдыхает в фильм жизнь, сценарист онлайн-курса занимается его проектированием, анализирует знания и опыт эксперта, структурирует их и пишет сценарий или, проще говоря, создает прототип курса. По этой причине сценариста называют методистом, методологом, педагогическим дизайнером. Если образно сравнить электронный курс с музыкальным произведением, то сценарист – тот, кто пишет ноты для красивой мелодии.

- Как можно стать сегодня сценаристом? Расскажи про свой профессиональный путь.

- К сожалению, в вузах нашей страны не готовят специалистов в сфере e-learning. Вместе с этим сегодня есть немало онлайн-школ, в которых обучают разработке курсов с нуля. Плюс, в открытом доступе на просторах интернета много информации. Поэтому я, как многие, начала свой путь с самообучения. Поверьте, 15 лет назад это было сложнее, чем сегодня.

А все началось с простого интереса. По образованию я педагог-психолог, и после окончания вуза я работала по специальности с трудными подростками. В мои задачи входила разработка программ обучения, коррекции и адаптации. Мне нравилось работать с информацией, анализировать и перерабатывать ее. Позже я устроилась в компанию «Магнит» уже на должность методиста. Именно там в процессе работы я освоила искусство разработки онлайн-курсов. Мне пригодились все мои профессиональные знания, как например: теории и принципы обучения взрослых, основы педагогического дизайна. Постепенно я освоила все форматы обучения в e-learning: курсы, средства мультимедиа, microlearning, тренажеры, симуляции и др.

Сегодня желающим стать сценаристами проще: есть онлайн-школы, семинары, мастер-классы. Кстати, в 2021 г. мы планируем открыть свою онлайн-школу «Один клик», где будем обучать с нуля не только сценаристов, но также дизайнеров и сборщиков.

- Производство электронных курсов – это ведь сложный непрерывный процесс. Как в таких условиях организовать работу над сценариями, чтобы оставалось время и желание творчески подходить к задаче?

- Вы правы, создание курса – это многоэтапный процесс, и здесь важна грамотная его организация.

В нашей компании схема создания выглядит так:

1. Менеджеры по развитию снимают запрос (брифуют клиента), а именно: проясняют ЦА, цель и задачи курса, сроки запуска, технические возможности и т.д.

2. Я вместе с коллегами-тимлидами составляю коммерческое предложение (КП), в котором учитываются пожелания и технические возможности клиента. Мы предлагаем оптимальный формат и общую идею курса, структуру, виды активности, форматы проверочных заданий.

3. После согласования КП с клиентом мы запускаем проект. Для его реализации формируется команда, в которую входят: руководитель проекта, тимлиды, сценарист, дизайнер, сборщик, тестировщик и корректор.

Когда функции четко разделены и каждый отвечает за свой этап работы, сложностей не возникает. Каждый выполняет свою задачу, но все мы работаем на одну цель – качественный продукт.

Создание курса начинается с разработки сценария. Кажется, что сценарист ограничен рамками: формат и активности курса уже определены. На самом деле это не рамки, а вектор, направление. У сценариста есть возможность максимально проявить креативность и весь свой творческий потенциал при разработке любого сценария. Мы поддерживаем смелые и нестандартные решения, которые предлагает сценарист. Готовый сценарий проходит двойную экспертизу, сначала с моей стороны, затем со стороны руководителя проекта. Точно так же курс тестируется и на этапе дизайна, сборки, корректуры. В такой схеме сделать продукт провальным и неэффективным просто невозможно.

- Может ли творческий и креативный человек стать успешным сценаристом без профессиональных знаний, а просто копируя чужие шаблоны, например?

- Сразу скажу, это невозможно. Для разработки сценария недостаточно виртуозно владеть словом и быть креативным. Сценарист должен знать стандарты и принципы разработки сценария, правила педагогического дизайна, уметь создавать структуру курса, анализировать большой массив информации. А самое главное, на мой взгляд, он должен обладать мышлением методолога. Сильный сценарист может видеть конечный продукт даже при отсутствии материалов, просто зная ЦА, формат и цели курса. Я называю это методологическим видением.

Кроме того, работать «под копирку» не получится, так как мы создаем абсолютно разные обучающие продукты: интерактивные курсы, лонгриды, видеоролики, видеотренажеры, видеоскрайбинг, тренажеры работы в ПО, курсы со сторителлингом и геймификацией, инфографикой, анимационные видеокурсы, бизнес-симуляции и т.д. Сегодня заказ на стандартный информационный курс, а завтра будет на сверх креативную и сложную бизнес-симуляцию. Компаниям, которые дорожат своим имиджем, точно не придет в голову экономить на сценаристах 😊.

- Тогда как найти того самого сценариста-методолога? Как ты отбираешь кандидатов?

- Определить компетентность сценариста на самом деле несложно. Достаточно оценить качество выполненного домашнего задания. Мы предоставляем кандидатам контент для переработки, даем вводные данные и просим за определенный срок разработать фрагмент сценария курса. Результат скажет сам за себя!

Собеседование в данном случае не самый важный этап отбора. Кандидат может свободно оперировать терминами, но это не гарантирует высокое качество результата. И наоборот, претендент может быть немногословным на собеседовании, но при этом в итоге создать шедевральный фрагмент сценария.

- Что для тебя самое сложное в работе сценариста?

- Не так просто ответить на этот вопрос. Именно та деятельность, которая требует сильного умственного напряжения, как раз нравится мне больше всего. Чем сложнее задача, тем она интереснее. Иногда возникают трудности, когда наше видение курса расходится с представлениями клиента. Не все заказчики хорошо знакомы со сферой e-learning, и это абсолютно нормально!

Спорные моменты иногда могут возникать, например, по поводу формата курса. Мы предлагаем формат, исходя из целесообразности. Он зависит от объема и специфики контента, от цели и задач курса. Приведу пример, чтобы было понятнее. Клиенту необходимо обучить сотрудников работе в новом ПО. Для достижения цели он выбрал формат лонгрида. Мы без труда можем его разработать, но вместе с тем мы понимаем, что это не самое оптимальное решение, так как целесообразнее разработать тренажер работы в ПО. В таких случаях мы приводим свои аргументы, показываем примеры тренажера. Как правило, клиенты соглашаются с нашим видением, потому что доверяют нам как экспертам.

- А что для тебя важнее всего в работе как для сотрудника компании?

– Для меня всегда значимы три критерия: «ЧТО» я делаю, «КАК» и «С КЕМ».

Во-первых, мне должны быть интересны мои задачи, важно, чтобы они были творческими и разнообразными. Во-вторых, для меня важны условия работы. В нашей компании они комфортные, я могу работать в любой точке мира, все необходимые инструменты есть, бизнес-процессы четко выстроены. И в-третьих, для меня имеет большую ценность атмосфера внутри команды. Мне повезло работать в коллективе профессионалов, где каждый знает свое дело и охотно делится экспертизой. Здесь нет иерархии, как в государственных компаниях, границы условны, т.е. я с легкостью могу обратиться к своему руководителю за помощью по любому рабочему вопросу. Мы работаем на равных, и это здорово! Как видите, «Один клик» отвечает всем моим внутренним мотивам, а это напрямую влияет на вовлеченность. Вы просто не сможете относиться к работе негативно, если ваша мотивация на высоте!

- Что ты можешь посоветовать тем, кто решил выучиться на сценариста или уже начал обучение?

- Чтобы хорошо учиться, надо хотеть учиться. Я не буду оригинальной, если скажу, что главное – это внутренняя мотивация. Надо четко осознавать, «что» ты хочешь и «зачем» тебе это нужно. Научиться можно всему, если есть мотивация, я в этом уверена. В моей практике были кандидаты, которые получили отказ по итогам выполненного задания. Я всегда даю развернутую обратную связь, чтобы кандидаты знали, что они сделали неверно, какие ошибки допустили.

Если я вижу, что у кандидата высокая мотивация, но не хватает опыта, я даю список полезной литературы для развития западающих компетенций. Самообучение и саморазвитие никто не отменял. Как правило, 85-90% из них возвращались. И на сегодняшний день они стали сильнейшими в нашей команде. Вот что делает мотивация!

Поэтому совет простой: если вы чувствуете, что e-learning ваша сфера, важно не перегореть, когда что-то не получается вначале. Не бойтесь ошибок, пробуйте, ставьте цели, и они обязательно будут достигнуты! Пользуясь случаем, я хочу пожелать успеха всем, кто в настоящее время проходит обучение. Верьте в себя и свои силы, и всё у вас получится! 😊

33
Начать дискуссию