Базовый принцип создания ценности

Слушаю выпуск подкаста Тима Ферриса 2021 года, куда пришли Навал Равикант и Крис Диксон. Эпизод посвящен крипте, NFT и прочему Web3.

Эти трое входят в Top-1% самых умных людей на планете, и слушать очень интересно. Особенно потому что их предсказания по развитию Web 3 не сбылись.

2021 был годом хайпа вокруг всего, что связано с криптой, а NFT были самой горячей темой в IT. В стартап-сообществах только и говорили о том, как децентрализованный подход и блокчейн изменят мир к лучшему, а каждый первый стартапер вынашивал идею какой бы проект запустить в этой сфере.

Спустя три года мы имеем следующее:

- NFT как технология мертва

- DAO еще мертвее

- Web3-проекты стали синонимом потерянных денег

- Крипта живет и процветает, во многом благодаря тому, что Telegram с их кошельком дали пользователям простой и понятный способ отправлять и получать USDT, но даже здесь скорость внедрения не особенно воодушевляет

Я думаю, что проблема NFT была в том, что не следовала базовому принципу созданию ценности - она есть у того, что приносит пользу.

Утилитарного назначения NFT не нашлось, а пирамидальные схемы, направленные на перепродажу, развалились, потому что невозможно устойчиво продавать то, что не нужно людям.

Казавшиеся в 2021 году глупыми доводы о том, что NFT - это просто цифровой файл, который можно скопировать и без разницы, что он кому-то там «по-настоящему» принадлежит, оказались самой что ни на есть истиной, подтвержденной временем.

Все это, конечно, с поправкой, что всегда найдется небольшая группа энтузиастов вокруг чего угодно.

Все это я пишу ради простой мысли: когда делаешь какой-то продукт, то в его основе должна лежать дуальность ценности:

1. Какую ценность получу я, как создатель (это в 99,9% случаев деньги)

2. Какую ценность получит конечный пользователь

Второй пункт интереснее всего. Проблема NFT заключается в том, что конечным пользователем считается создатель контента (я что-то сделал, оцифровал в NFT и продал), а не потребитель, который должен это NFT купить. А конечный потребитель ничего не получает, кроме актива, единственная ценность которого в несуществующем потенциале перепродажи. Поэтому вся эта история пожила на хайпе и развалилась. Без ценности для последнего звена потребления устойчивый продукт не создать.

Две финальные мысли:

1. На фоне этого, слушать о перспективах блокчейн-технологий редакции 2021 года забавно, но когда слушаешь людей, которые лучше других осведомлены о базовых принципах мироздания, невольно приходишь к мысли о том, что если даже они ошибаются, то все мы в равных условиях.

2. Сами по себе технологии ценности не несут, все упирается в пользу от них. В связи с этим мы даже подумываем особенно не афишировать термин AI в рамках развития Хаос-контроля, хотя используем LLM для обработки аудио и текстовых заметок внутри продукта. Фокус на том, что продукт помогает получать на выходе более качественные тексты, а не на том, что у нас в продукте есть AI.

Подписывайтесь на мой Telegram-канал, чтобы читать больше подобного.

Начать дискуссию