Инструкция: внедрение ценообразования в образовательной организации и EdTech
Сегодня делюсь из своей копилки сабжем. Как человек, встретивший такую задачу, я был бы благодарен, если бы в тот момент где-то была бы подобная инструкция. Но я не нашел, поэтому собирал из разных мест и адаптировал под себя.
Предисловие
Задача создания процесса ценообразования и его внедрение не то чтобы стала для меня неожиданностью, но всё же появилась внепланово. EdTech-проект, в котором я работал, в значительной мере был ориентирован на корпоративный сегмент, и вопрос «за сколько мы будем продавать курсы в B2C?» всегда висел где-то на втором плане. Но в один день…
Если вы становитесь на путь образовательной организации, нацеленной на бизнес-обучение, профпереподготовку, развитие профессиональных навыков, другими словами то, что попадает под три буквы ДПО (дополнительное профессиональное образование) и не попадает под «инфобизнес», то вам однозначно придётся обзавестись лицензией. Никто не говорит, что без лицензии нельзя сделать и продать крутой и востребованный обучающий продукт, но в этой сфере есть свои правила, которые порождают другие правила.
Одним из таких порождённых правил является тарификация: если вы занимаетесь ДПО и продаёте курсы и программы в B2C, то вам нужно повесить ценники на ваши продукты. Другими словами, вы не можете продать один и тот же курс двум разным людям по разной цене в один момент. Здесь есть лазейка, когда можно применять скидки (например, для льготных категорий граждан), но изначально цена курса фиксирована и одинакова для всех, а для применения скидок тоже нужна политика или регламент, чтобы это не было «с потолка». Отмечу, что в B2B есть чуть больше пространства для манёвра, но и там в целом действуют те же правила.
Я миную коммерческую и маркетинговую политики, которые позволяют динамически управлять ценовым предложением. В этом посте базовая инструкция, как вообще подойти к решению задачи внедрения ценообразования, если его нет, а оно должно быть. Оставим за скобками и real-time анализ конкурентов, исследования ЦА и т.п., поскольку это не столько про формальную сторону ценообразования (о чём здесь идет речь), сколько, собственно, про создание продукта.
Что вам понадобится
Как минимум, вам потребуются две вещи, а лучше не пренебрегайте ещё и третьей:
- ФЭО (финансово-экономическое обоснование). Это тот документ (обычно табличка), который должен однозначным языком цифр объяснять вам, бухгалтеру и потенциальным проверяющим органам, почему ценник на вашем курсе висит такой, а не в 3 раза ниже.
- Регламент (бизнес-процесс). Это документ, в котором должно быть зафиксировано, в каком порядке происходит присвоение (утверждение) цены курсу. Ценник нельзя просто назначить, кто-то должен поставить свою подпись под документом, в котором написано, что «цена курса составляет X рублей». И, по-хорошему, это должно быть упорядочено, чтобы не было хаоса, и процесс был прозрачен и понятен. А поскольку любой подписант может спросить, как рассчитали и приняли цену, за которую он расписывается, то и процесс расчёта ценника (принцип построения ФЭО) тоже, скорее всего, придётся включить в регламент.
- [Опционально] анализ конкурентов. В целом, ничто не мешает вам вешать расчётные ценники на курсы, не оглядываясь на рынок. Но и рынок тоже не обязан оглядываться на чьи-либо фантазии :) Здорово, если вы не будете пропускать эту активность.
Разберём по порядку, что и как сделать.
ФЭО (финансово-экономическое обоснование)
ФЭО может быть как табличкой (смотрите для примера ссылку на Google Doc в конце этой части), так и любым другим документом. Но, как следует из названия, этот документ должен обосновывать с денежной точки зрения, почему ценник, который вы вешаете на курс, именно такой, а не на 20, 30, 40 процентов ниже.
В основу ФЭО стоит положить несколько вводных и предположений:
- Ваш курс не вечен, вы сможете продавать его 0.5-2 года, после чего ему потребуется обновление или «косметический ремонт», а это уже другое ФЭО.
- CAPEX: вы уже потратили (или потратите) определенные ресурсы, выраженные в деньгах, на разработку и создание курса. Это инвестиции в создание продукта. Здесь же учитываются расходы ресурсов организации (человеко-часы) — это тоже инвестиции.
- Вам нужно предположить, скольким людям вы сможете продать этот курс до того момента, когда ему потребуется «косметический ремонт». Чем больше слушателей, тем больше доход, но тут важна реалистичность оценки.
- Вам нужно заложить расходы на (а) всевозможные Sales&Marketing, чтобы продать курс тому количеству людей, которое вы указали в пункте выше, и (б) операционные (OPEX) на проведение обучения (сопровождение слушателей, групп, когорт, организация помещений, печать дипломов и т.п.).
- Вам нужно учесть ваши финансовые параметры: целевую маржинальность, налоговый режим и т.п.
Из всего этого склеивается мини-модель или расчёт, который покажет, сколько планируется заработать и потратить (доходы и расходы) на этом курсе. В качестве неизвестного выступает цена курса. Нужно подобрать её таким образом, чтобы после расчета доходов и расходов, остаться в плюсе и выдержать целевую маржинальность.
Также здесь играет важную роль опциональный блок анализа конкурентов, поскольку он позволяет понять, сколько стоит подобный курс на рынке, и приземлить как цену, так и оценку количества слушателей, кому этот курс можно продать. Эластичность спроса по цене никто не отменял.
Если все параметры, вводные и факты учтены, а сделанные предположения относительно количества слушателей, продаж и стоимости сопровождения обучения реалистичны, то у вас будет документ (табличка), который наглядно показывает, что вы трезво и рационально подошли к расчету цены курса.
ФЭО может выглядеть, например, вот так:
То же самое, что и на картинке выше, но в Google Docs >> ссылка тут.
Регламент (бизнес-процесс)
Эта часть достаточно индивидуальна для каждой организации. Здесь речь про бизнес-процесс, и конечно, он должен учитывать как оргструктуру, так и другие процессы, с которыми он не должен конфликтовать. Но есть общие этапы, которые во всех организациях будут схожими, и на базе которых вы можете создать этот процесс:
- Инициация. Официальный ценник можно повесить только на утверждённый курс / образовательную программу. Формально вы не можете тарифицировать то, чего у вас нет по документам (что не стоит у бухгалтера на учёте). Да, ФЭО можно сделать и до разработки курса, но это будет плановый (предварительный) расчёт. Поэтому почти всегда процесс стартует с «инициатора», у которого есть готовый курс и который хочет назначить цену.
- Анализ конкурентов. Если вы делаете анализ конкурентов, то его нужно провести и зафиксировать его результаты в какой-то таблице, документе или справке, которая однозначно скажет, как на сегодняшний день выглядит конкурентный ландшафт.
- Подготовка ФЭО. Ответственный сотрудник (инициатор или кто-то другой) собирает фактические данные по затраченным ресурсам на разработку и создание курса, добавляет предположения и вводные по маркетингу и стоимости проведения обучения, собирает это в одну мини-модель и рассчитывает предварительные результаты исходя из некоторой цены, при которой выдерживается маржинальность и прибыль.
- Согласование цены. Это этап, на котором ответственный менеджмент может двигать в расчёте (ФЭО) цену вверх или вниз в зависимости от различных факторов. При этом выдерживается маржинальность и прибыль, а в исключительных случаях, менеджмент может принимать решение «пожертвовать» каким-то показателем по тем или иным причинам. Важно, что по завершении этапа цена фиксируется для ФЭО, и появляется окончательная версия расчёта.
- Утверждение цены. Это формальный этап, на котором кто-то ответственный за принятие решений подписывает документ, утверждающий цену, например, «приказ об утверждении стоимости (цены) обучения на курсе».
Что немаловажно, вам нужно учесть полномочия и границы полномочий тех людей, которые будут принимать участие в процессе.
Например, если цену утверждает, генеральный, но он не делает это без согласия финансового директора, а тот, в свою очередь, не подписывает ничего без «ок» от налоговика, то вам придётся либо включить налоговика в процесс, либо встроить в процесс black box, в которую на вход даётся ФЭО, а на выходе получается согласование финансового директора; как это устроено внутри финансового блока, вам знать не обязательно.
Конкретная реализация может быть любой, гибкой или жесткой, продуманной до мелочей или straight-forward, но процесс должен быть понятен и прозрачен для всех задействованных в нём людей, а потому должен быть хорошо описан и зафиксирован. И самое главное — он должен работать.
Анализ конкурентов
Эта часть подразумевает, что вы выясняете, с кем и как будет конкурировать ваш продукт. Думаю, не имеет смысла описывать, как проводить такой анализ, поскольку это отдельный вид деятельности, напрямую не связанный с ценообразованием.
По сути это исследование, большое или маленькое. Как у любого исследования, в его основе должна быть методика его проведения, которая позволяет получить объективные результаты исследования. Такую методику и порядок проведения анализа конкурентов можно описать и зафиксировать, либо же оставить на усмотрение ответственного сотрудника, лишь сопроводив постановку задачи комментарием «должно быть адекватно». Решение за вами.
В любом случае, если вы проводите анализ конкурентов, то зафиксируйте результаты и приложите их к ФЭО, чтобы они точно сохранились.
Как внедрить
Четыре шага, которые вам необходимо сделать:
- Создать шаблон ФЭО, продумать, кто и как его должен заполнять, а также провести пару технических тестов, попросив кого-то из команды заполнить шаблон заранее подготовленным сэмплом данных. Здесь же можно создать шаблон или краткую методику проведения анализа конкурентов.
- Простроить процесс, зафиксировав последовательность и регламентировав действия и шаги. Не забудьте обсудить с вовлечёнными и заранее заручиться согласием, чтобы не было сюрпризов.
- Провести пару плотных тестов, так сказать, прогнать курс по всему маршруту.
- Официально запустить в работу.
Дальше доработки, если надо, улучшения, оптимизации. В общем, все стандартно.
Удачи с внедрением!