Инструкция: внедрение ценообразования в образовательной организации и EdTech

Сегодня делюсь из своей копилки сабжем. Как человек, встретивший такую задачу, я был бы благодарен, если бы в тот момент где-то была бы подобная инструкция. Но я не нашел, поэтому собирал из разных мест и адаптировал под себя.

Сгенерировано shedevrum.ai
Сгенерировано shedevrum.ai

Предисловие

Задача создания процесса ценообразования и его внедрение не то чтобы стала для меня неожиданностью, но всё же появилась внепланово. EdTech-проект, в котором я работал, в значительной мере был ориентирован на корпоративный сегмент, и вопрос «за сколько мы будем продавать курсы в B2C?» всегда висел где-то на втором плане. Но в один день…

Если вы становитесь на путь образовательной организации, нацеленной на бизнес-обучение, профпереподготовку, развитие профессиональных навыков, другими словами то, что попадает под три буквы ДПО (дополнительное профессиональное образование) и не попадает под «инфобизнес», то вам однозначно придётся обзавестись лицензией. Никто не говорит, что без лицензии нельзя сделать и продать крутой и востребованный обучающий продукт, но в этой сфере есть свои правила, которые порождают другие правила.

Одним из таких порождённых правил является тарификация: если вы занимаетесь ДПО и продаёте курсы и программы в B2C, то вам нужно повесить ценники на ваши продукты. Другими словами, вы не можете продать один и тот же курс двум разным людям по разной цене в один момент. Здесь есть лазейка, когда можно применять скидки (например, для льготных категорий граждан), но изначально цена курса фиксирована и одинакова для всех, а для применения скидок тоже нужна политика или регламент, чтобы это не было «с потолка». Отмечу, что в B2B есть чуть больше пространства для манёвра, но и там в целом действуют те же правила.

Я миную коммерческую и маркетинговую политики, которые позволяют динамически управлять ценовым предложением. В этом посте базовая инструкция, как вообще подойти к решению задачи внедрения ценообразования, если его нет, а оно должно быть. Оставим за скобками и real-time анализ конкурентов, исследования ЦА и т.п., поскольку это не столько про формальную сторону ценообразования (о чём здесь идет речь), сколько, собственно, про создание продукта.

Что вам понадобится

Как минимум, вам потребуются две вещи, а лучше не пренебрегайте ещё и третьей:

  1. ФЭО (финансово-экономическое обоснование). Это тот документ (обычно табличка), который должен однозначным языком цифр объяснять вам, бухгалтеру и потенциальным проверяющим органам, почему ценник на вашем курсе висит такой, а не в 3 раза ниже.
  2. Регламент (бизнес-процесс). Это документ, в котором должно быть зафиксировано, в каком порядке происходит присвоение (утверждение) цены курсу. Ценник нельзя просто назначить, кто-то должен поставить свою подпись под документом, в котором написано, что «цена курса составляет X рублей». И, по-хорошему, это должно быть упорядочено, чтобы не было хаоса, и процесс был прозрачен и понятен. А поскольку любой подписант может спросить, как рассчитали и приняли цену, за которую он расписывается, то и процесс расчёта ценника (принцип построения ФЭО) тоже, скорее всего, придётся включить в регламент.
  3. [Опционально] анализ конкурентов. В целом, ничто не мешает вам вешать расчётные ценники на курсы, не оглядываясь на рынок. Но и рынок тоже не обязан оглядываться на чьи-либо фантазии :) Здорово, если вы не будете пропускать эту активность.

Разберём по порядку, что и как сделать.

ФЭО (финансово-экономическое обоснование)

ФЭО может быть как табличкой (смотрите для примера ссылку на Google Doc в конце этой части), так и любым другим документом. Но, как следует из названия, этот документ должен обосновывать с денежной точки зрения, почему ценник, который вы вешаете на курс, именно такой, а не на 20, 30, 40 процентов ниже.

В основу ФЭО стоит положить несколько вводных и предположений:

  1. Ваш курс не вечен, вы сможете продавать его 0.5-2 года, после чего ему потребуется обновление или «косметический ремонт», а это уже другое ФЭО.
  2. CAPEX: вы уже потратили (или потратите) определенные ресурсы, выраженные в деньгах, на разработку и создание курса. Это инвестиции в создание продукта. Здесь же учитываются расходы ресурсов организации (человеко-часы) — это тоже инвестиции.
  3. Вам нужно предположить, скольким людям вы сможете продать этот курс до того момента, когда ему потребуется «косметический ремонт». Чем больше слушателей, тем больше доход, но тут важна реалистичность оценки.
  4. Вам нужно заложить расходы на (а) всевозможные Sales&Marketing, чтобы продать курс тому количеству людей, которое вы указали в пункте выше, и (б) операционные (OPEX) на проведение обучения (сопровождение слушателей, групп, когорт, организация помещений, печать дипломов и т.п.).
  5. Вам нужно учесть ваши финансовые параметры: целевую маржинальность, налоговый режим и т.п.

Из всего этого склеивается мини-модель или расчёт, который покажет, сколько планируется заработать и потратить (доходы и расходы) на этом курсе. В качестве неизвестного выступает цена курса. Нужно подобрать её таким образом, чтобы после расчета доходов и расходов, остаться в плюсе и выдержать целевую маржинальность.

Также здесь играет важную роль опциональный блок анализа конкурентов, поскольку он позволяет понять, сколько стоит подобный курс на рынке, и приземлить как цену, так и оценку количества слушателей, кому этот курс можно продать. Эластичность спроса по цене никто не отменял.

Если все параметры, вводные и факты учтены, а сделанные предположения относительно количества слушателей, продаж и стоимости сопровождения обучения реалистичны, то у вас будет документ (табличка), который наглядно показывает, что вы трезво и рационально подошли к расчету цены курса.

ФЭО может выглядеть, например, вот так:

Пример таблицы для создания ФЭО.
Пример таблицы для создания ФЭО.

То же самое, что и на картинке выше, но в Google Docs >> ссылка тут.

Регламент (бизнес-процесс)

Эта часть достаточно индивидуальна для каждой организации. Здесь речь про бизнес-процесс, и конечно, он должен учитывать как оргструктуру, так и другие процессы, с которыми он не должен конфликтовать. Но есть общие этапы, которые во всех организациях будут схожими, и на базе которых вы можете создать этот процесс:

  1. Инициация. Официальный ценник можно повесить только на утверждённый курс / образовательную программу. Формально вы не можете тарифицировать то, чего у вас нет по документам (что не стоит у бухгалтера на учёте). Да, ФЭО можно сделать и до разработки курса, но это будет плановый (предварительный) расчёт. Поэтому почти всегда процесс стартует с «инициатора», у которого есть готовый курс и который хочет назначить цену.
  2. Анализ конкурентов. Если вы делаете анализ конкурентов, то его нужно провести и зафиксировать его результаты в какой-то таблице, документе или справке, которая однозначно скажет, как на сегодняшний день выглядит конкурентный ландшафт.
  3. Подготовка ФЭО. Ответственный сотрудник (инициатор или кто-то другой) собирает фактические данные по затраченным ресурсам на разработку и создание курса, добавляет предположения и вводные по маркетингу и стоимости проведения обучения, собирает это в одну мини-модель и рассчитывает предварительные результаты исходя из некоторой цены, при которой выдерживается маржинальность и прибыль.
  4. Согласование цены. Это этап, на котором ответственный менеджмент может двигать в расчёте (ФЭО) цену вверх или вниз в зависимости от различных факторов. При этом выдерживается маржинальность и прибыль, а в исключительных случаях, менеджмент может принимать решение «пожертвовать» каким-то показателем по тем или иным причинам. Важно, что по завершении этапа цена фиксируется для ФЭО, и появляется окончательная версия расчёта.
  5. Утверждение цены. Это формальный этап, на котором кто-то ответственный за принятие решений подписывает документ, утверждающий цену, например, «приказ об утверждении стоимости (цены) обучения на курсе».

Что немаловажно, вам нужно учесть полномочия и границы полномочий тех людей, которые будут принимать участие в процессе.

Например, если цену утверждает, генеральный, но он не делает это без согласия финансового директора, а тот, в свою очередь, не подписывает ничего без «ок» от налоговика, то вам придётся либо включить налоговика в процесс, либо встроить в процесс black box, в которую на вход даётся ФЭО, а на выходе получается согласование финансового директора; как это устроено внутри финансового блока, вам знать не обязательно.

Конкретная реализация может быть любой, гибкой или жесткой, продуманной до мелочей или straight-forward, но процесс должен быть понятен и прозрачен для всех задействованных в нём людей, а потому должен быть хорошо описан и зафиксирован. И самое главное — он должен работать.

Анализ конкурентов

Эта часть подразумевает, что вы выясняете, с кем и как будет конкурировать ваш продукт. Думаю, не имеет смысла описывать, как проводить такой анализ, поскольку это отдельный вид деятельности, напрямую не связанный с ценообразованием.

По сути это исследование, большое или маленькое. Как у любого исследования, в его основе должна быть методика его проведения, которая позволяет получить объективные результаты исследования. Такую методику и порядок проведения анализа конкурентов можно описать и зафиксировать, либо же оставить на усмотрение ответственного сотрудника, лишь сопроводив постановку задачи комментарием «должно быть адекватно». Решение за вами.

В любом случае, если вы проводите анализ конкурентов, то зафиксируйте результаты и приложите их к ФЭО, чтобы они точно сохранились.

Как внедрить

Четыре шага, которые вам необходимо сделать:

  1. Создать шаблон ФЭО, продумать, кто и как его должен заполнять, а также провести пару технических тестов, попросив кого-то из команды заполнить шаблон заранее подготовленным сэмплом данных. Здесь же можно создать шаблон или краткую методику проведения анализа конкурентов.
  2. Простроить процесс, зафиксировав последовательность и регламентировав действия и шаги. Не забудьте обсудить с вовлечёнными и заранее заручиться согласием, чтобы не было сюрпризов.
  3. Провести пару плотных тестов, так сказать, прогнать курс по всему маршруту.
  4. Официально запустить в работу.

Дальше доработки, если надо, улучшения, оптимизации. В общем, все стандартно.

Удачи с внедрением!

Начать дискуссию