«Я никогда не ставила задачи состояться в карьере» — операционный директор Visa о самореализации и семейных ценностях
Выжимка нового подкаста Соколовского
Про гостя
Екатерина Петелина — операционный директор Visa в США. Имея стабильную работу и семью, она приняла внезапное предложение получить MBA в Америке, что изменило ее жизнь и привело к блестящей карьере на международной арене.
У меня в подкасте Екатерина рассказала, как совмещать семью и карьеру, как завоевать доверие в команде и почему умение адаптироваться сегодня важнее, чем когда-либо.
Начало карьеры
Екатерина Петелина призналась, что не ставила перед собой цель сделать карьеру, но всегда стремилась к самореализации:
Я всегда знала, что не буду домохозяйкой и что помимо семьи, а это главная ценность, хочется самореализоваться. Но у меня не было четких планов, как и когда это делать. Я сразу занялась семьей, в 20 лет я вышла замуж, родила детей.
Екатерина начала карьерный путь во время декрета, устроившись в отдел маркетинга в нижегородском банке, затем перешла в менеджмент. Тогда девушка и поняла, что ей нравится эта сфера.
Переключение из маркетинга и коммуникаций в менеджмент, хоть и в маленькой компании некого стартапа, стало первым самым важным для меня этапом. Я поняла, что мне это жутко интересно, я двигалась по наитию, по здравому смыслу.
Смелый шаг, который изменил жизнь
Екатерина поступила в университет Emory по программе MBA, девушке посчастливилось получить одну из 13 стипендий на бывший СССР. Во время учебы Петелина решилась переехать в США с маленькими детьми и мужем. Об этом моменте она вспоминает как о самом страшном в жизни:
Чтобы мы могли поехать и прожить всей семьей, нам пришлось продать единственное, что у нас было — квартиру в Нижнем Новгороде, и на эти деньги полететь просто учиться, без гарантий на будущее. Это осознание ко мне пришло в аэропорту Шереметьево, когда я взяла в руки две руки — одной дочке шесть, другой четыре, понимая, что я несу ответственность за эти две судьбы. Сзади шел муж, который тащил три ручных клади, я понимала, что он оставил работу, нашу сложившуюся счастливую жизнь, чтобы всем этим рискнуть просто ради учебы. Было очень страшно, но все сложилось.
Как семья повлияла на карьеру
Екатерина Петелина росла в семье выдающихся людей. ее мать — Нина Зверева, известная журналистка, бизнес-тренер и бывшая гостья моего подкаста. Екатерина поделилась, что семейные ценности повлияли на ее становление:
Одна из главных ценностей семьи — развитии и самореализация. В нашей семье много творческих и умных людей, которые друг друга поддерживают и вдохновляют.
Екатерина отметила, что благодаря примеру матери не считала карьеру и семью не совместимыми:
Говорят, что дети на 10% слушают родителей, а на 90% за ними наблюдают. Я росла в семье, где мама была увлечена работой, мне никогда не приходилось думать, что есть выбор между работой и семьей. Для меня было естественно, что и то, и то возможно в успешном и полноценном виде.
Чем привлекла Visa
После окончания учебы Петелина устроилась работать в московское представительство McKinsey & Company, затем заняла руководящую должность в ВТБ. Спустя время российский филиал Visa пригласил ее на работу. Вот чем привлекла ее корпорация:
Я не искала работу и была счастлива на своем месте. Но когда меня позвали в Visa, мне стало интересно. Я стала проходить интервью, и мне очень понравилась корпоративная культура, и люди с которыми общалась, я представила, как смогу с ними работать. И понравилась отрасль платежей, она пережила колоссальные изменения — абсолютно изменились технологии, экосистема и требования пользователей. Мне было интересно быть частью этих изменений, и в Visa я бы смогла определять эти изменения.
Как завоевать доверие подчиненных
Когда Екатерина стала операционным директором Visa в США, перед ней встала задача получить доверие команды в новой рабочей среде. Екатерина поделилась своим опытом интеграции в компанию:
Не надо притворяться самым умным и красивым, и что понимаешь больше остальных. Нужно принимать экспертизу коллег и подчиненных, но при этом давать им понять, чем ты можешь принести им пользу. Даже если отречься от того, что ты приходишь в новую для себя отрасль, страну или рыночную ситуацию, подчиненные должны понимать твою пользу.
Почему софт-скиллы важнее хард-скиллов
В мире, где стремительно происходят перемены, выигрывают те, кто умеют адаптироваться. Операционный директор Visa рассказала, что эволюция ценностей на рынке труда прошла путь от физической силы и смещается к гибким навыкам:
В древние времена ценили сильных и выносливых людей, которые могли больше перенести, дольше бежать. Затем стали искать людей с навыками: портных, кузнецов, сапожников, кулинаров. Потом ключевым стал общий IQ. Сейчас приоритет смещается не только на эмпатию и коммуникацию, а в способность меняться. Потому что мир меняется настолько быстро, что hardcore knowledge непонятно в какой отрасли применять.
Есть какая-то база знаний уровня хард, которая стала стандартом, а проигрывает или выигрывает битву софт. При этом софт — умение работать с людьми, умение меняться и быть адаптивным и распознавать сигналы, когда нужно меняться.
О подкасте
С 2019 года в этом подкасте я встречаюсь с людьми, достигшими впечатляющих успехов в своей деятельности.
Среди последних героев — врач-терапевт высшей категории Алексей Водовозов; Арсен Томский, основатель InDrive; китаевед Николай Вавилов; Андрей Фадеев, сооснователь студии разработки мобильных игр Nexters; Иван Ямщиков, исследователь искусственного интеллекта; Даниил Шулейко, СЕО «Яндекса» и многие другие сильнейшие предприниматели, медийные личности и ученые.