Фэйлообменник: 5 моих ошибок при ведении бизнеса
В своей компании я даю сотрудникам ошибаться и делать выводы из своих промахов. Прийти к такой концепции мне помог собственный опыт. Все мы можем допустить ошибку, но любой провал – шанс получить новый полезный урок. Я в бизнесе более десяти лет и собрал для вас пять фак-апов, которые случились со мной за это время.
Привет, меня зовут Алексей Лихацкий, я CEO IT-компании AppEvent. Прежде всего, я предприниматель, хотя начинал с работы разработчиком в найме. Понимание бизнес-процессов позволило мне построить свою компанию и создать модульную платформу автоматизации учета и онлайн-записи.
1. Отказался от крутой идеи, которая выстрелила позже
В далеком 2011 году я и мой бизнес-партнер Олег Додонов хотели собрать оснащение для автоматизированного склада. Суть проекта сводилась к автоматизации сборки заказа с помощью роботов. Такое решение снизило бы затраты на персонал и его обучение. Ища инвестиции для этого проекта, собрали презентацию и отправились на питч-сессии для стартаперов в Ростове-на-Дону. Инвесторы и жюри покрутили пальцем у виска и назвали проект «бредовым». Нам в идею верить хотелось, но из-за мнения окружающих поиск инвестора продолжать остановили. Спустя годы такие склады произвели революцию на рынке и принесли огромную выручку их учредителям. Тогда я понял, что совершил огромную ошибку – не поверил в идею, а ведь сейчас по такой концепции работают гиганты типа Amazon.
Проект можно было развивать, и инвестор бы спустя время нашелся, но под общественным давлением я просто не решился идти дальше. Этот фак-ап научил меня верить в свои идеи и принципы.
2. Неправильно выбрал руководителя
HR-ошибки часто влекут за собой большие потери для компании, но и допустить их легче всего. Работа с людьми, их понимание – приходит только с опытом. В своей компании я назначил человека на должность руководителя отдела, не убедившись в его лидерских компетенциях.
По итогу столкнулись с неумением масштабировать и регулировать стратегию. Показатели отдела не росли в возможном темпе, и я понял, что у нас есть два варианта: либо прощаться, либо понижать человека в должности.
После этой ошибки разработал для себя «лесенку», по которой считаю нужным проводить сотрудника при повышении. Сначала назначаем его главным специалистом. Это позиция, на которой человек уже чувствует ответственность и может больше проявить себя с точки зрения менеджмента. После этого ведем сотрудника на руководящую должность. При такой схеме и компании легче принять новую точку зрения и подходы управленца, и новому руководителю удается быстрее войти в новую роль и получить поддержку команды.
3. Вышел не на тот рынок
На старте я и мой бизнес-партнер выбрали неверные ЦА и рынок дистрибуции для AppEvent. Планировали работать с подрядчиками event-рынка: ведущими, диджеями, шоу-программами, аниматорами. Мы были настолько уверены, что наша система онлайн-бронирования найдет большой отклик у аудитории, что даже не провели исследований и глубинных интервью. Сразу махнули на клиентские выставки.
Как же мы удивились, когда поняли, что спроса на продукт нет: кто-то не был готов платить, кто-то не хотел менять старый добрый ежедневник на IT-решение. На выставках мы познакомились с другим рынком – фотостудиями.
За месяц провели глубокий анализ: учли платежеспособность аудитории, УТП конкурентов и ценообразование. Убедились, что на нашу компанию хватит доли рынка. После приступили к CustDev с владельцами фотостудий, узнали об их болях напрямую. Мы давали тестировать систему, прося взамен развернутую обратную связь, и внедряли пожелания потенциальных клиентов.
По итогу вышли сухими из воды и нашли своего потребителя. Если бы не эта ошибка на старте, так и не научились бы ценить анализ �� исследования. После этого случая верим только сухим фактам, а такая привычка очень помогает вести бизнес.
4. Потерял интеграцию, к которой долго шел
Мы около года мучались с подключением «Пушкинской карты», было сложно разобраться с регламентом. Везде была разная информация: в личном кабинете написано одно, в протоколе подключения другое, в письмах поддержка отвечает третье.
Следующей сложностью стала необходимость реальных тестов. Нужно было действительно купить билет настоящими деньгами на реальное мероприятие. Мы не могли найти никого среди музеев и кинотеатров, поэтому начали писать своим клиентам. Один согласился и подключил AppEvent на мероприятие, где билеты покупались, в том числе, по «Пушкинской карте».
Долго ждали одобрения от Министерства культуры. Получили бейдж, публично заявили о том, что работаем с «Пушкинской картой». И в первые же два дня через нас оплату провели мошенники. Естественно, получили кучу проблем: и с государством, и с министерством, и с МВД, и с прокуратурой.
Вывод, конечно, сделали. После этого ужесточили контроль всех клиентов при подключении к платежам. Доверять потребителю мы не перестали, но составили жесткий регламент проверки. Сроки подключения увеличились, но если у клиента все документы в порядке и находятся рядом, то в течение часа уже полностью подключаем решение.
Могу даже «спасибо» сказать этим мошенникам. Если бы не они, наверное, мы бы не задумались о надежности проверки и не вывели бы нашу безопасность на еще более высокий уровень.
5. Случайно помог захантить своего же сотрудника
Когда создаешь компанию, особенно трепетно относишься к ее первым кадрам. Это те, кто были с тобой у истоков. В таких сотрудников хочется вкладываться и помогать им обретать новые компетенции.
С этими мыслями я отправил на IT-конференцию нашего первого за историю компании разработчика. Вместе мы прорабо��али больше года. Не имели друг другу никаких претензий, обсуждали траекторию роста сотрудника в компании. Вместе прошли период пандемии, первые технические трудности и адаптацию продукта под рынок.
Именно поэтому я был на 100% уверен, что после конференции получу заряженного для новой работы специалиста, который наберется связей и вдохновения. Однако прошла неделя после командировки и он… уволился. На ивенте его захантила крупная компания, а я поневоле стал их помощником.
После этого фэйла понял, что быть уверенным в сотруднике возможно, однако до конца человека не узнаешь никогда. PR-сотрудника и прокачка его скиллов – тонкая штука, в которой всегда может крыться ущерб для будущего компании. Увольнение нашего первого программиста стало для меня тяжелым опытом как для управленца.
Однако верить в свой коллектив я не перестал. Мы и сейчас посещаем выставки и конференции, даем сотрудникам проходить обучения для повышения их квалификации. Все таки без вложений в человека лояльного специалиста не вырастить. Игра однозначно стоит свеч.
Вместо итога
Все эти ошибки мне удалось отрефлексировать и больше не допускать. Возможно, если бы их не случилось, я бы не оказался там, где я есть. А теперь ваша очередь! Для успешной работы фэйлообменника нужны ваши комментарии с историями бизнес-неудач. Вместе обсудим, дадим советы, а, может быть, даже посмеемся над прошлыми промахами!