«Проклятье» тиража 500 штук в настольных играх

Если вдруг решите, что вам очень нужно издать свою настольную игру, то огромный шанс что вы столкнетесь с «проклятьем» 500 штук. Я в своем издательстве ПРОСТОРОБОТ попал под него еще в 2016 и до сих пор не смог избавиться. Поэтому решил рассказать, что это такое и как его «снять»

«Проклятье» тиража 500 штук в настольных играх

Что это такое? В издательском деле основой для всех расчетов является тираж. Считается, что рентабельность офсетной печати начинается как раз от 500 штук и смысла готовить пластины и запускать печать на офсетном станке при меньшем тираже нет. Меньшие тиражи сейчас делают на цифровых машинах (по факту это цветные принтеры), но себестоимость на единицу продукции получается выше.

С другой стороны, идет окупаемость тиражей. Гарантированную прибыль дают тиражи от 3000 штук. Такой тираж даст вам цену, при которой ваша игра будет нормально конкурировать с ценами других издательств и это минимальный тираж при заказе в том же Китае. Именно такой тираж окупает и затраты на разработку игры (механика, графика, тесты и т. п. могут опустошить ваш кошелек 300–500 тысяч спокойно) и на производство компонентов и, главное, на рекламу и маркетинг. Без последнего игры не продаются даже у крупных издательств.

Почему проклятье? 500 штук — это тот тираж, на который вы еще можете, как новичок, собрать средства на краудфандинге или выложить из своего кармана. Для мелких игр из пары десятков карт и простой коробочки, конечно, можно и на 1000 штук найти средства, но что-то более комплексное с вырубкой жетонов, складным полем, фигурками из акрила обойдется вам по изданию сейчас в районе 800–1000 рублей за коробку и выше.

Но такой тираж считается убыточным. На него нельзя установить нормальную рыночную цену, так как она будет выше конкурентов. А если поставить цену "на уровне", то тогда вы не получите прибыль. Не забываем, что те же оптовики попросят у вас скидку в 55–60% от розничной цены, а маркетплейсы заберут 40–50% за свои услуги. А вам еще и налоги платить, склад держать и нести другие затраты.

В итоге такой тираж может потешить ваше самолюбие и будет профинансирован как ваше хобби. Если игра окажется популярной и соберет средства на издание (на краудфандинге принято давать скидку 40–50% от розничной цены), то вы 2/3 тиража отдадите спонсорам и у вас останется на руках в районе 150 коробок с игрой. И прибыли от их продажи возможно хватит на новые разработки, но точно не хватит на запуск новых тиражей игр.

Также такой тираж не дает прирост вашей клиентской базы, а мысли о том, что вот купили у меня одну игру, купят и следующие, в корне не верна. Из 100 человек, поддержавших вас на краудфандинге, в следующий раз поддержат лишь половина от силы, а на 3–4 «заходы» так вообще 10%, а то и меньше. А игры могут еще оказаться и не успешными.

И круг замкнется - вам придется снова искать средства на издание и идти на краудфандинг. Если посмотреть на количество успешно собравших средства игр на Бумстартере, Планете или КраудРепаблик, которые издавались небольшими тиражами в 500–1000 штук, то большая часть издательств стала "one hit wonder" и издали только одну игру и канули в лету или попытались издать еще парочку и не смогли совладать с бизнес-моделью. Есть даже парадоксальные ситуации, когда уже нет издательств, но тиражи до сих пор не распроданы с 2016-18 годов у оптовиков.

Что делать? Вы можете издать игру в 500 штук, но готовьтесь финансировать это занятие из своего кармана. И стремитесь издавать игры хотя бы тиражами в 1500–2000. Как говорится, лучше издать тираж в 10 000 и продавать его 5 лет, чем издать 500 штук и продать его за год и остаться и без средств на развитие и без новых игр.

Если вы дочитали до этого места, то посмотрите на мою новую настольную игру, обучающую детей основам программирования и робототехники.

2
Начать дискуссию