Как стать предпринимателем

Сегодня при особо пристальном внимании государства к развитию предпринимательства в стране и беспрецедентных мерах поддержки, каждый третий россиянин хочет попробовать себя в роли бизнесмена (https://dasreda.ru/learn/blog/article/2039-skolko-rossiyan-hoteli-by-otkryt-svoj-biznes-issledovanie-delovoj-sredy-i-servisa-rabotaru). И это замечательно, потому что развитие своего дела – это переход на совершенно иной этап жизни и развития.

К сожалению, значительная часть бизнесов (от 50 до 80 процентов по разным данным) закрывается, не дожив и до года. И когда я говорю «бизнес», я имею в виду не только большие предприятия или IT стартапы, я имею в виду и небольшие домашние мастерские самозанятых, которые решили монетизировать свое хобби и уйти из «надоевшего найма». Будучи наставником самозанятых, я каждый день вижу те самые ошибки, которые приводят к неудачам.

Как сторонник системного подхода, я считаю, что и к решению о превращении хобби в реальное дело нужно подходить системно, с холодной головой и по-деловому.

Первое. Если вы все еще в найме, то ни в коем случае не увольняйтесь и не сжигайте мосты. Спокойно работайте и параллельно развивайте свое дело. Чтобы меньше нервничать когда вы, наконец-то, решитесь посвятить все свое время развитию своего дела, вам нужно накопить подушку безопасности хотя бы на полгода привычной жизни. Так что финансовое планирование вам в помощь.

Второе. Пожалуй, самая большая ошибка всех, кто только начинает свое дело, это отсутствие серьезности намерения. Работа на себя отнюдь не значит, что вы работаете тогда, когда вы хотите. Нет! Это большое заблуждение (не хочу сейчас никого разочаровывать). Работа на себя – это, прежде всего, дисциплина. И работа. А значит, вам придется использовать все рабочие инструменты: менеджмент, маркетинг, продажи и так далее. Теперь вы – сам себе организация. Вы и руководитель, вы и исполнитель. Вы и ставите задачи, вы их и выполняете. Здесь у вас тоже есть рабочий день. И начинается он тогда, когда заканчиваются ваши обязанности на основной работе. Это тот самый случай, когда на своей шкуре понимаешь смысл русской поговорки «Что потопаешь, то и полопаешь».

Третье. Из предыдущего пункта логично вытекает задача обучения, получения новых знаний и навыков в том, как лучше развивать свое дело. Если у вас на старте нет денег для найма команды, то во всем вам придется разбираться самому, благо сейчас есть много возможностей для этого: бесплатные и платные образовательные ресурсы, государственные программы, поддержка вашего окружения (придется этим тоже озаботиться) и платные услуги экспертов и наставников. И не только разбираться, но и делать, делать и еще раз делать.

Четвертое. Любое дело нужно начинать с того, что в большом бизнесе называется бизнес-планом. Вы же не хотите вложить +100500 рублей в создание того, что не будет продаваться. А значит, нужно понять, будет ли ваш товар востребован на рынке, в каком объеме, кому он нужен, какую потребность вашего клиента он закрывает (кастдевы вам в помощь), где он обитает, этот «ваш клиент», как вы будете до него добираться сквозь толщу информационного шума, который сейчас окружает каждого из нас. И, конечно же, обязательно нужно сделать расчет: сколько денег вы тратите на создание вашего продукта, сколько денег вы можете получить за его реализацию, достаточно ли вам этой суммы, чтобы уходить с насиженного места в свободное плавание.

Пятое. После того, как вы все посчитали, начните делать то, что просто обожают делать все (ну, или почти все) маркетологи, а именно – тестировать гипотезу. Создайте пробную небольшую партию вашего продукта и начните ее продавать. Посмотрите, как на нее откликается аудитория, где лучше реакция, какие отзывы вы получаете. Помните, что у вас есть замечательный канал тестирования, который называется «ваша записная книжка». Да, а как вы хотели? Сетевой маркетинг не просто так настаивает на том, что начинать нужно именно с нее. Просто каждому контакту отправьте сообщение о том, чем вы теперь занимаетесь и предложите ознакомиться с вашим продуктом. Провалилось первое тестирование? Делайте второе. Выясняйте, что не понравилось, обновляйте продукт, меняйте аудиторию, ищите новые каналы. Сложно? Смотрите пункты второй и третий.

Шестое. Начните получать кайф от общения, потому что именно так вы будете продавать ваш продукт. Забудьте о рекламе и о том, что вы будете сидеть дома, а клиенты сами будут выстраиваться к вам в очередь. Если вы хотите реально получать деньги с вашего дела, вам придется первому стать своим собственным амбассадором, везде ходить и рассказывать о том, какой классный и нужный продукт вы делаете. Помните, люди покупают у людей, а не у постов в канале.

Седьмое. Внимание, очень важный момент! Обязательно следите за своим состоянием. Здесь очень важно не перегореть. Случается это, чаще всего, когда вы ставите неоправданно амбициозные планы, не имея на это никакого основания. Я сторонник подхода «лучше запланировать меньше, а сделать больше и порадоваться, чем наоборот и загрустить». Особенно, если вы еще совмещаете развитие своего дела с наймом или другими вашими обязательствами. Здесь вам очень хорошо поможет самый простой инструмент – планирование своего времени. Просто распределите задачи так, чтобы у вас была возможность и работать, и дело развивать, и удовольствия от жизни получать.

И напоследок. Неважно, работаете вы или вас обеспечивает ваша вторая половинка, с ним/ней обязательно нужно проговорить ваше желание идти в новое для вас направление. Потому что это решение будет напрямую (по крайней мере, на первом этапе) влиять не только на ваш семейный бюджет, но и на то время, которое вы своей семье уделяете. Лучше, если свои договоренности вы зафиксируете письменно.

Я очень надеюсь, что своими словами не отвратила вас от идеи превратить свое хобби в дело, а наоборот, укрепила вас в намерении перейти на новый уровень вашего развития. Но даже если на этом этапе вы решили забыть о своем деле и просто продолжить кайфовать от того, чем вы занимаетесь в свободное время и по случаю получаете за это нерегулярную денежку, знайте, это тоже нормально. Предпринимательство – это серьезный выход из зоны комфорта. И не каждый согласен туда идти.

Начать дискуссию