От истории к практике: автоматизация со смыслом

Собрали дайджест статей про цифровую трансформацию — от первых решений класса ERP до современных масштабных бизнес-экосистем.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fa-painting-of-a-man-with-a-surprised-look-on-his-face-g5wo-_XOzJI&postId=1746419" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Collab Media</a>, Unsplash
Источник: Collab Media, Unsplash

На протяжении последних двух лет мы каждую неделю писали о самых разных аспектах работы ИТ-интегратора, комментировали горячие новости индустрии, делились личными историями и опытом выстраивания оптимальных бизнес-процессов. В 2025 году обязательно продолжим делиться инсайтами в нашем блоге! Но пока наши эксперты собираются с мыслями после праздников, мы резюмируем знания. Эта статья-дайджест — о том, как внедрить ИТ-систему и не облажаться как должна выглядеть цифровая трансформация бизнеса.

Говоря об автоматизации крупного бизнеса, сегодня обычно подразумевают создание полноценных цифровых экосистем — комплекса ИТ-решений, технологий и сервисов, включающих в себя разнообразные облачные продукты, анализ данных, серверы, генеративный искусственный интеллект и даже устройства Интернета вещей. Такие «экосистемы» обеспечивают интегрированный опыт для пользователей, позволяя им получать услуги или выполнять бизнес-функции в одном месте.

Но так было не всегда. Вообще, история корпоративных информационных систем длиннее, чем может показаться на первый взгляд: они существуют на рынке уже более 60 лет. Всё началось в 1964 году, когда один инженер IBM вдохновился бережливым производством Toyota и создал систему планирования потребности в материалах — MRP (Material Requirements Planning). Ранние системы класса MRP позволяли предприятиям лучше управлять запасами, отслеживать закупки сырья и планировать производственные циклы, но занимали много места и требовали целой команды экспертов для обслуживания.

В 1990 году в обиход вошла аббревиатура ERP — планирование ресурсов предприятия. Новое название ознаменовало распространение софта за пределы производственных компаний. ERP-системы включили в себя другие бизнес-функции, такие как бухгалтерский учет, продажи, проектирование и управление персоналом, и приобрели свой нынешний облик в виде единой базы данных обо всех ресурсах и сферах деятельности компании. Узнать, как именно происходила тихая эволюция учетных информационных систем, вы можете здесь: «Краткая история ERP-систем: прошлое, настоящее, будущее».

Так или иначе, ERP-системы продолжали развиваться и усложняться, пока не стали, по сути, центром управления цифровой экосистемой компании. Это обширные хранилища информации, способные генерировать отчеты по работе каждого направления бизнеса: от продаж и маркетинга до разработки продуктов, управления персоналом и операционной деятельности. Подробнее: «Невидимая паутина: эволюция цифровых бизнес-экосистем».

Хотя цифровые «экосистемы» не имеют отношения к экологии, они обладают такими природными качествами, как адаптивность, масштабируемость и устойчивость. Реализовать такую систему — настоящее искусство, требующее большого технического мастерства. И даже несмотря на то, что программное обеспечение на крупных проектах по автоматизации всегда проходит через многоитерационный процесс тестирования, возвращения на доработку, повторного тестирования и новых доработок, в любом выпускаемом ИТ-продукте впоследствии выявляются технические ошибки. Это «неизбежное зло» ИТ-разработки. Впрочем, порядка ⅔ ошибок на продуктиве все-таки можно избежать, если в компании-интеграторе грамотно выстроена работа еще на этапе согласования ТЗ. Этой теме посвящена статья «Утечка дефектов: как бороться с техническими ошибками продуктива».

Не менее важным в проектах комплексной автоматизации является вопрос проектирования архитектуры — это еще один ответственный этап, от которого может зависеть успех или провал всего проекта. Вариантов продуктов и их сочетаний — множество, и задача опытного ИТ-архитектора — собрать идеальную устойчивую и гармоничную структуру, которая пройдет испытание временем и не создаст бизнесу проблем в будущем. Своими советами с нами делился руководитель практики технических экспертиз ALP Group Валерий Лямо: «Непростая задача: выбор целевой архитектуры решений 1С» и «Архитектурная дилемма: стоит ли переходить с монолита на микросервисы?».

Но, пожалуй, главный секрет успеха — не допускать «автоматизации ради автоматизации». К сожалению, этим грешат даже такие гиганты, как Amazon и Tesla. Иногда автоматизация осуществляется по требованию нового начальства, иногда ради имиджа, а иногда просто по веянию моды. Зачастую такой подход заканчивается колоссальными убытками для бизнеса. Автоматизация не должна быть самоцелью — нужно представлять, как именно она улучшит работу и как отразится на развитии компании в долгосрочной перспективе.

Когда к процессу внедрения новых технологий подходят с умом (читай: внимательно относятся к способам минимизации рисков), автоматизация действительно приносит пользу. Например, мы уже рассказывали в блоге о том, как внедрение налоговых регистров может существенно упростить налоговый учет контролируемых иностранных компаний, а цифровизация закупок — сохранить бюджет медицинских учреждений.

Когда цифровая экосистема внедрена и успешно работает, бизнес может начать смотреть в сторону расширения и выхода на новые рынки. И это тоже требует осмысленного подхода и подготовительного этапа длиной около года. Подробными инструкциями по технологической подготовке к реорганизации мы делились здесь:

В этом году ждите еще больше полезных статей, обзоров и личных ИТ-лайфхаков. Если вас интересуют конкретные вопросы, связанные с цифровой трансформацией бизнеса, пишите в комментариях — наши эксперты обязательно поделятся опытом ⬇

3
Начать дискуссию