Зачем мне Эльбрус и Джомолунгма или как горы продвигают бизнес
Расскажу, как я стал горным туристом, и порассуждаю на тему, как это связано с появлением новых партнеров и ростом моего бизнеса.
Первая гора как ступень в новое партнерство с «Икорным», «Экоморьем» и «Рецептами океана»
Заметил: все, что происходит в моей жизни, тесно взаимосвязано, словно звенья в одной цепочке. Даже вроде бы случайные события, переплетаясь между собой, обходными или прямыми путями ведут меня к цели, делают лучше: сильнее, мудрее, богаче, успешнее. В итоге я всегда оказываюсь на новой ступени.
Так было и в случае с моей первой горной вершиной — Эльбрусом. Я сам не понял, что меня подвигло согласиться на эту авантюру, к которой я не был морально готов. Близкий человек, с которой связана целая цепочка ценных событий в моей жизни, неожиданно предложила присоединиться к команде альпинистов-любителей. У нас зашел разговор про хобби, и она рассказала, что собирается в Кавказские горы. А я неожиданно для себя тут же принял предложение.
До этого ни разу не приходилось бывать в каких-то сложных природных условиях: я не поднимался на серьезные высоты (хотя бы на 1000 метров), не умел ставить палатку — да что там, даже в детстве не лазил по гаражам и крышам, никогда не ходил в походы. Я считал себя на 100% городским жителем.
Примечательно, что как раз примерно в это же время — летом 2023 года — произошло еще несколько значимых событий, связанных с работой, — я стал совладельцем «Икорного», войдя в новое партнерство, в «Обонато» запустили линейку готовых полуфабрикатов из морепродуктов под маркой «Рецепты океана» и выкупили сеть московских рыбных гастрономов «Экоморье». Но до этого я успел взойти на Эльбрус, выйдя из привычной зоны комфорта.
Я, конечно, догадывался, что будет трудно, но не настолько! Люди на подъемах несколько недель не имеют возможности помыться, потому вытираются влажными салфетками, в туалет ходят на улицу, без конца мажутся солнцезащитными кремами и спят фактически на земле — это точно не лакшери. В первый же день, выйдя из гостиницы с 32-килограммовым рюкзаком за плечами, я в сердцах воскликнул (про себя): «На хрена мне это было надо?»
Уже после восхождения понял: чтобы осознать суть и пользу партнерства. Ты зависишь от себя, основная ответственность на тебе, но при этом рядом с тобой есть кто-то, кто эту ответственность разделяет, и вероятность, что самое страшное не произойдет, возрастает. Шансов становится больше, потому что ты не единственный участник проекта. Это история про наставничество, про человека, который не случайно появляется в твоей жизни и открывает другие горизонты.
Я увидел новые возможности, перешел за черту и изменил свою жизнь: как только Эльбрус пустил меня, тут же через партнерство была достигнута цель в бизнесе — он тоже пошел в гору.
Человек лезет наверх, чтобы победить. Нет, не саму гору, а свои страхи и слабости. Возникло такое ощущение, будто мне удалось выйти за границы текущих возможностей, что с меня кто-то снял ручник, и дальше все пойдет вверх по нарастающей. Просто нужно не сбавлять темп.
Каждая покоренная вершина — новые возможности в бизнесе
Что я вынес из первого похода? Новых друзей и партнеров, на которых можно железно положиться, нового себя. И новую мораль: можно не выходить из зоны комфорта, ее просто нужно расширять. Не комфортно в палатке — купи самую удобную, приобрети самый хороший матрас, качественный спальник, подушку, лучшие влажные полотенца, практичный туристический фонарик и всё остальное прочее — создавай себе комфортные условия на всех этапах своей жизни и в любых атмосферах.
Если проводить параллели с бизнесом, то так: стало тесно в прежнем формате — ищи новые возможности, новых людей, с чьей поддержкой ты сможешь перейти в другую реальность.
К счастью, первое восхождение прошло благополучно, и уже в феврале 2024 года я отправился на второй пик — на этот раз на Килиманджаро. Вместе со своим хорошим товарищем, который до этого ни разу не был в горах. Теперь уже я выступил в роли искусителя: говорю, слушай, а погнали в горы? А он так же, как и я незадолго до этого, ничего не подозревая, ответил: погнали.
Я-то, можно сказать, являлся уже опытным участником челленджа, а для него это было просто лютое испытание — мало того, что он новичок, так еще и не послушал меня, когда я настоятельно советовал обильно наносить солнцезащитный крем. Это жизненно необходимо: чем выше поднимаешься, тем выше уровень солнечной радиации. Плюс многократное отражение солнечных лучей от снега, пыль, грязь и вулканический песок.
Через два дня его лицо превратилось в одну большую рану, и вся вулканическая пыль с Килиманджаро оседала на обгоревшей коже — жуткое зрелище. Сложно было всем: сгоревшие губы — так, что ими невозможно шевелить: ни пить, ни есть, ни разговаривать, ни улыбаться, сбитые ногти и т.д. Перечислять все «прелести» можно долго, но смысл не в том, чтобы жаловаться. Он — в преодолении испытаний и надежном товариществе: не сломленные духом, мы добрались до верха, потому что поддерживали друг друга морально.
И опять, проводя параллели, констатирую, что снова подрос как бизнесмен: в течение года количество магазинов «Икорного» превысило сотню, заработала уникальная модель инвест-франшизы, под управление «Икорного» перешла розничная сеть сочинских магазинов «Экоморье», существенно увеличился годовой оборот.
Теперь каждая взятая вершина совершенно точно олицетворяет для меня новую ступень в бизнесе. Следующей станет Аконкагуа в Аргентине. Привел меня к ней тот самый товарищ с обгоревше-угольным лицом, прислав фотографию горы. Самое удивительное, что он тоже собрался идти на этот семитысячник, теперь уже осознанно и хорошо подготовленным физически! И возьмет с собой запас крема, которого с избытком хватит на всю нашу команду из 9 человек (!).
Я же отправляюсь в поход с рекордным количеством флагов компаний, входящих в холдинг. В этот раз беру пять знамен: «Обонато», «Обонато-сервис», «Рецепты океана», «Дикий улов» и «Икорный». Это такая устоявшаяся альпинистская традиция — брать с собой талисманы. У каждого они свои. У меня это игрушки детей и флаги моих компаний, чтобы водрузить на верхней точке и сфотографироваться на их фоне. Почти все, кто идет покорять горы — а это по большей части предприниматели — эту традицию соблюдают.
Для себя решил: если я буду стоять на вершине — это доказательство того, что я живу с пользой для себя, своих близких, партнеров и команды. То есть являюсь достойным членом общества, который строит честный бизнес. Когда раскрываю на горном пике флаги компаний, то словно вывожу их на более высокий уровень и закрепляю в таком положении. По моему убеждению, если этому бизнесу не суждено существовать, я просто не смогу взобраться на следующую гору.
Запланировал отметить 50-летие на вершине Джомолунгмы — самой высокой точке мира. Что касается работы, то цели поставлены давно: 5 тысяч магазинов собственного ритейла по всей стране и 20% доли рынка, 5% рынка логистики Дальнего Востока. Собираюсь войти в топ-20 трейдеров отрасли, топ-100 предпринимателей с социально ориентированным бизнесом, реализовать IT-стартап с нуля до результата и повысить капитализацию холдинга до 50 млрд рублей.
Познакомиться с поближе с ГК «Обонато» можно тут: