Психология влияния или игры инфобизнеса

Всем привет! Я Наталья Харламова. В этой статье рассказываю вам о том, как проигрываются приёмы, описанные в книге Чалдини “Психология влияния” в жизненных ситуациях. Также хочу пролить свет на то, что происходит в инфобизнесе и каким путём получается зарабатывать N-миллионы на наставничествах и инфопродуктах и оффлайн-мероприятиях.

Психология влияния или игры инфобизнеса

Так как я напрямую связана с миром инфобизнеса как эксперт, то повидать пришлось многое. Я не маркетолог, но много времени провожу изучая стратегии продаж, продвижения. Я проходила курсы и интенсивы по ведению блога и про продажи, читала и читаю различные книги, да и в целом с рождения у меня дар - я чувствую ложь и обман.

Людей с древних времён искушают две вещи - деньги и власть.

В каждом из нас есть тёмная сторона, которая приходит в восторг от мысли, что мы можем повлиять на другого человека и заставить его делать то, что нам выгодно. Сейчас мы живём в эпоху развитого потребления и то, что на самом деле считается аморальным и низким по своему содержанию нам часто преподносится как норма. В том числе и остаются безнаказанными люди, которые предлагают свои инфо-услуги в соцсетях, но при этом на самом деле обманывают и зарабатывают деньги нечестным образом.

Этой статьёй я хочу показать на примере моего созвона с наставником наставников, как это происходит, чтобы вы включали критическое мышление, были бдительными и не верили поголовно всему, что происходит в пространстве инфобизнеса.

Какие существуют рычаги влияния? Перечислю основные приёмы воздействия на человеческую психику с целью управления его волей:

Уступка, правило взаимного обмена (подарки с подвохом)

Выдёргивание коврика и последовательность (когда согласился с собеседником на что-то и неудобно передумать)

Благорасположение, сходство

Авторитет

Дефицит

мем из интернета для поднятия настроения
мем из интернета для поднятия настроения

Я буду иллюстрировать на примере созвона с женщиной, которая продаёт своё наставничество.

1. Я сама первая подписалась на ёё канал, меня изначально привлекло то, что в шапке профиля было слово “магическая” — так как моя сфера деятельности относится к эзотерике, то здесь сработал спусковой крючок “похожести”. Это первый шаг к благорасположению и выстраиванию доверия со мной как с потенциальным клиентом.

2. Дальше, через пару дней она, назовём её Галиной (имя изменено в целях конфиденциальности) списывается в личных сообщениях со мной, предлагая подарок за подписку — её уникальный денежный разбор. Второй крючок. Она использует приём “подарок” и одновременно, получив моё согласие принять подарок запускает в ход правило взаимного обмена.

Психология влияния или игры инфобизнеса

Теперь, подробнее об этих приемах и что не так с её подарком:
Коротко, это троянский конь.

"Троянский конь — это устойчивое выражение, которое обозначает подарок, который может оказать выгоду только дарящему, и принести вред тому, кому его подарили."

(с)

Она предлагает подарок (а подарки любят все, согласитесь?) и конечно же трудно устоять и отказаться. Я соглашаюсь и попадаю на самом деле в искусно продуманную игру-манипуляцию. Это был всего лишь предлог, чтобы созвониться и получить доступ к моему вниманию и времени.

Мы созваниваемся, чтобы я получила её подарок-разбор. У Галины уже много шансов на победу, потому что она с первых минут созвона настраивает со мной доверительный контакт, говоря то, что я хочу услышать. Она поддерживает и усиливает сходство между нами, выяснив что я люблю и чем занимаюсь, она рассказывает, что у неё такие же вкусы и ценности, что я начинаю воспринимать её как родного человека. Также она много льстит и говорит приятные слова, что конечно же потихоньку усыпляет бдительность. Всё это приём благорасположения.

Он заключается в том, чтобы войти в доверительный контакт с человеком, подстраиваясь под его поведение, вкусы и внешние признаки. То есть, если нужно продать услугу женщине в зеленой толстовке и джинсах, то вероятность что она купит у продавца с зеленым свитером и похожими джинсами резко возрастает. А, если эта женщина любит вышивать по вечерам и продавец невзначай упомянет при ней, что его бабушка тоже вышивает и это приводит его в восторг, то у женщины-покупательницы практически не остаётся шансов.Далее Галина на созвоне делает вид, что действительно хочет мне помочь и не жалеет своего времени, хоть это и бесплатный разбор. Она даёт техники визуализации, активно задаёт коучинговые вопросы и создаёт иллюзию бурной деятельности, таким образом, что спустя полтора часа я начинаю чувствовать словно я ей должна. Неловко, стыдно, неуютно, всё сжимается внутри и сосёт под желудком. Чувство, что что-то не так.

Галина тем временем применяет ещё один приём “выдёргивание коврика” и “последовательность”. Принцип этой техники манипуляции в том, чтобы сначала заставить человека поверить, что он вот-вот исполнит своё желание, что впереди его ждёт ошеломительный результат, давать ему “морковку”, стимул совершить то или иное действие, пообещав желанную награду. Как только человек согласился и словами подтвердил, что он этого хочет и готов на многое ради этого результата, манипулятор “выдёргивает коврик”, говоря, что это всё конечно здорово, но сам он не справится, ему явно нужна помощь наставника и только с этим наставником он получит желаемый результат.
Следом идёт подводка к стоимости своих услуг (и это не 5 рублей, а высокий чек от 100тс и выше) и давление, что купить наставничество нужно именно сейчас или в крайнем случае в ближайшие пару часов, при этом добавив, что он поможет оформить рассрочку, если такой суммы нет.

Что произошло со мной тогда на созвоне? Галина своими вопросами вводила меня в состояние гипноза и просила описать мой лучший день в будущем, к примеру через год и 5 лет. Я искренне, не ожидая подвоха делилась своими мечтами и планами, она специально фокусировала моё внимание на моих чувствах и состоянии, акцентируя на том, какая я счастливая и наполненная там в будущем. Когда она вывела меня из медитации, она сразу пошла ва-банк, озвучивая то, что именно с ней как с наставником я получу это будущее. Она создавала словами такое ощущение, что всё исполнится только если я пойду к ней в работу (за высокий чек, ествественно), а если нет — то я лошара и ничего у меня не сбудется. И конечно же кредит — это совсем не страшно! Она же мне даже скидку сделает, а рассрочку я погашу быстро, если буду делать действия, которые она мне расскажет на наставничестве. И, естествено никакого договора и гарантий у неё нет — но разве это должно меня напрягать, когда я я увидела какой она крутой специалист?=)

Меня спасло то, что у меня не было такой суммы на руках, а кредит — это серьёзный шаг, который надо обдумывать и обсуждать на семейном совете. Плюсом, у меня села батарейка на телефоне и пока я переподключалась, я уже пришла в себя и поняла, что мне попался странный “подарок”.
Всё что происходило = развод на деньги.

Была ли я довольна и счастлива, купив такое наставничество в кредит? Глубоко сомневаюсь. Но, к сожалению находятся люди, кто попадается в сети подобных "наставников". По принципу последовательности, психика человека, который повёлся на такое и вынужден выплачивать рассрочку, выдаёт защиту в виде оправдывания таких "мастеров" и самой ситуации. Поэтому многие дальше от отчаяния и страха перед финансовыми обязательствами продолжают эту игру по цепочке, беря эти схемы "надувательства и давления на потенциального покупателя" в работу. Больше чем уверена, что и та женщина Галина проводит такие созвоны только потому что сама она прошла "обучение" и взяла кучу кредитов, которые надо выплачивать. И это порочный круг.

Чтобы статья не полчилась слишком длинной и сложной, я на этом закончу. Однако, я выпущу продолжение про роль авторитета как спусковой крючок для покупки, а также про ещё одну феноменально дерзкую схему быстрых денег в инфобизнесе.Пишите свои комментарии, буду рада обратной связи!

22
Начать дискуссию