Разделение невозможно — или как рафинированные корпорации рубят сук, на котором сидят. Разбор сериала «Разделение»

Смотрим сериал «Разделение» (Severance) с точки зрения отношений работодатель-сотрудник — и познаём корпоративный ад на земле. О несусветной эстетике сериала тоже умолчать не смогли

Разделение невозможно — или как рафинированные корпорации рубят сук, на котором сидят. Разбор сериала «Разделение»

На связи команда WEEEK. Мы, как и все нормальные люди, смотрим фильмы и сериалы — но уже не можем не замечать примеров управления работой и командой.

Мимо Severance вообще не пройти — он же про работу. В научно-фантастическом психологическом триллере всё гротескно, но параллели вполне очевидны.

Всё, вперёд!

❗Внизу есть спойлеры, хотя понять их до просмотра сериала сложно. Советуем посмотреть первый сезон — тем более 17 января стартовал второй, не будет так больно ждать новых серий.

Контроль

Центральная тема сериала — тотальный контроль сотрудников руками корпорации.

И дело не только в графике 5/2 с 9 до 17, не в безлюдном офисе с блёклыми стенами без окон. Дело не в дресс-коде и даже не в квотированном использовании автомата с едой.

Дело в центральной идее сериала — процедура разделения лишает работников знаний о жизни вне работы. Хобби, семьи, воспоминания, эмоции — всё это остаётся за пределами офисных стен.

Это офис,  в котором по восемь часов сидят герои сериала
Это офис,  в котором по восемь часов сидят герои сериала

Герои больше не личности, а телесные оболочки с одной задачей — притаскивать своё тело за компьютер и работать. Люди превращаются в механические функциональные единицы

Причём герои не знают и не задумываются, что, собственно, они делают на работе. Что производят? Что и зачем печатают на компьютере? И им никто не объясняет. Мерило — выполненные KPI.

Жутковато.

Ну, современные технологии продвинулись не настолько, чтобы лишать сотрудников мыслей о нерабочей жизни — зато есть программы мониторинга активности, необоснованные системы оценки и бесконечные, необъяснимые стандарты.

И вот, люди воспринимают себя как посчитанные и оцифрованные «ресурсы».

Полная неопределённость и непрозрачность

Так вот, сотрудники компании не знают суть и смысл своей работы. Цель — выполненные квартальные квоты.

Сама компания — тот ещё лабиринт коридоров, которые неизвестно куда ведут. Сотрудники каждый день приходят и уходят одним путём. Посещать другие отделы, отсеки и кабинеты запрещено

Герои не знают, что делают их коллеги, кто они, сколько их. Вот и удивляются, когда встречают в коридоре козлёнка, которого кормит из бутылочки бородатый мужик. Хотя тут кто угодно удивится.

Коллеги главных героев, которых до первых признаков дивергенции они считали врагами. Видите у девушки справа в руках белую лейку? Вот такие штуки делает весь отдел, а для чего — они и сами не знают
Коллеги главных героев, которых до первых признаков дивергенции они считали врагами. Видите у девушки справа в руках белую лейку? Вот такие штуки делает весь отдел, а для чего — они и сами не знают

Чтобы заставить сотрудников сидеть по кабинетам, их стравливают — рассказывают страшилки друг про друга. Например, что коллеги из другого отдела — сумчатые, как кенгуру, и извергают огонь. А если у тебя нет знаний о внешнем мире, поверить в эту чушь просто.

Что ж, земля полнится компаниями, где нет открытых коммуникаций и честности, а другой отдел — дурачки и зло. И сотрудникам легко попасть в незнание истинных целей их труда и перспектив роста.

Ограничения и несвобода в пользу производительности

В сериале «рабочие я» сотрудников лишены права на отдых и личную жизнь. В определённый момент им вовсе запрещают покидать свои кабинеты. Сиди, работай, делай, производи ценность. Уволиться тоже нельзя.

Неприязнь к тупой работе и заявления «внешних я» героям, что они не личности, доводят одну из героинь до глубокого отчаяния — и она пробует совершить суицид.

«Разделение» показывает, как отсутствие личной свободы губит человека, даже если работа выглядит успешной. Это урок о том, как важно давать сотрудникам сохранять баланс между личной и профессиональной жизнью

Бессмысленные вечеринки в качестве единственного бенефита

Вишенка на торте гипертрофированной корпоративной культуры «Всё во имя процветания компании» — странные корпоративные вечеринки.

Отличившийся сотрудник выбирает музыку и все могут потанцевать. Фуршет со странными, бедными закусками и пуншем. В остальное время — кофе и печеньки. Даже обедов нет.

Наконец, за выполнение квоты сотруднику дарят пропуск на вафельную вечеринку — там можно поесть вафель с сиропом в кабинете-музее отцов-основателей и посмотреть откровенный танец в масках.

Вот этот танец — и несмотря на все но, сцена впечатляющая.

И всё-таки борьба и невыносимая эстетика

Преодолеть мучительный зуд внутри от офисно-корпоративного ада «Разделения» — трудно. Страшно ставить себя на место героев и представлять, что такое возможно. Тем более многим приходилось (или приходится) работать в местах, где их роль сводится к функциональной единице компании.

Предугадать развитие сюжета несложно. Компания, которая носом тыкает сотрудников в работу и заставляет класть на алтарь производительности свои жизни, теряет лояльность сотрудников — и появляются дивергенты.

В ответ на вездесущий контроль персонажи без личности и прошлого обретают и формируют новых себя. И начинают борьбу в попытках найти истину и вернуть себе жизнь.

Сериал «Разделение» отчётливо показывает — нельзя выпустить в офис сотрудника, оставив за дверями человека

Ради этого сериал точно стоит посмотреть.

А ещё ради роскошной музыки, классной съёмки и отличного сценария. Всё логично и на своём месте.

Только посмотрите и послушайте музыку заставки первого сезона. Одновременно это и красиво, и терзает струны души

Кстати, режиссёр — Бен Стиллер, актёр из «Знакомства с Факерами» и «Невероятной жизни Уолтера Митти». А Адам Скотт — стервец-начальник из той же «Невероятной жизни» — иронично, там он играет уничтожителя всего живого в компании.

9
2
1
Начать дискуссию