Сергей Эйзенштейн. Киноэпопея "Иван Грозный". Выставка в Галерее Веллум

80 лет назад в январе 1945 года на экраны вышла историческая драма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный", первая часть. Оглушительный успех, -- так охарактеризовали тогда реакцию зрителей, и это понятно, кадры фильма завораживают каждый раз, а пересматривать его можно, как выдающийся шедевр классики на протяжении многих лет, открывая новые детали, наслаждаясь композиционным решением планов, переживая страстную игру и напряженность сюжета. История создания фильма, снятого во время войны в эвакуации в Алма-Ате -- сама по себе захватывающая тема, время сохранило для нас, как бы сейчас сказали, бэкстейдж съемок -- бесценные фотоснимки актеров и съемочной площадки, но самыми впечатляющими артефактами, сопровождающими работу над фильмом остаются эскизы режиссера. Эйзенштейн оставил внушительное наследие -- быстрые рисунки, наброски мизансцен и костюмов, детали и раскадровки -- графические образы будущего фильма, предвосхитившие на бумаге образы экранные.

В юности мне посчастливилось побывать на выставке рисунков Сергея Эйзенштейна в Галерее "Ковчег" и даже присутствовать тогда при записи интервью с театральным художником, академиком Михаилом Курилко-Рюминым, который тогда открыл для меня эстетику творчества Эйзенштейна и -- огромная ему благодарность, -- поселил в моей душе искреннюю любовь к этой кинокартине "Иван Грозный" и ее истории. В графических листах и фотографиях предстали не только темы исторического сюжета, но и факты, сопровождающие съемки, начиная с 1941 года. И эта история тогда показалась мне не менее захватывающей, чем сам сюжет фильма, снятый в годы тяжелых испытаний, в которых продолжали ( и это меня потрясает больше всего) жить, любить, творить и создавать столь прекрасные произведения, красоту и величие которых не умаляет время.

И я счастлива, что эти впечатления могу скоро вновь пережить на новой выставке, посвященной фильму Сергея Эйзенштейна. Кураторы Наум Клейман и Любовь Агафонова, а также архитектор выставки Дмитрий Мучник представляют экспозицию "Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла" в галерее Веллум, с 23 января. Далее я процитирую пресс-релиз авторов выставки, чтобы перечислить выдающиеся экспонаты, которые непременно стоит увидеть. "В экспозиции будут представлены архивные документы и рисунки, относящиеся к трехлетнему пребыванию Сергея Эйзенштейна в Алма-Ате и работе над всеми сериями Ивана Грозного, – это циклы «Классические мотивы», «Цирк» и «Эротика». Подобные исторические артефакты позволяют проследить процесс разработки образов героев, выделить акценты в сценах и костюмах. Видны массивные, монументальные и недвижимые образы бояр, тонкость и какая-то тревожность царской невесты Анастасии, силуэт монаха, повторяющий линии шатров. Еще интереснее увидеть наброски к работе над третьей серией, которая так и не была снята.
Отдельным блоком будут представлены рисунки С. Эйзенштейна, не имеющие отношения к работе над исторической драмой, но выполненные в тот же период. Это четкие, графические листы, напоминающие зарисовки Матисса или японские ксилографии, а также экспрессивные яркие произведения, будто дикие мотки линий. Такое «закулисье» режиссерской работы – уникальный опыт, приоткрывающий завесу к образу мысли гения кино."

Важным дополнением к выставке станут фрагменты кинохроники, эпизоды из третьей части фильма, сцены, не вошедшие в фильм и фотографии со съемок, а также показ фильма Наума Клеймана «Неизвестный Иван Грозный».

Рекомендую посетить тем, кто будет в Москве с 23 января до 2 марта этого (2025) года или поинтересоваться экспонатами на сайте галереи и репортажами о ходе выставки. Добавлю, что в свое время выставка с этими экспонатами стала счастливым поворотным моментом в моем творческом становлении.

3
Начать дискуссию