Яндекс Дзен: хронология неуспешного неуспеха. Часть 1
В ноябре Дамир Халилов опубликовал в своем «Инстаграме» SMM-тренды на 2021 год. В их числе значились Яндекс.Кью и Дзен как обязательные части стратегии продвижения. «Яндекс» активно занимается своими платформами – платит авторам, придумал систему рейтингов, отдает места в поисковой выдаче. Но если вы решили включить эти площадки в стратегию продвижения, то поздравляю. Вы опоздали почти на полтора года.
Дзен в 2019 году
Весной 2019 года я жестко просела по заказам. Чтобы не терять писательский тонус, решила вести блог на Дзене – писать можно почти о чем угодно, только картинки подбирай. Еще была возможность заработать реальные деньги. Интернет пестрил кейсами об электрике, который написал статью «Что будет, если оставить шнур в розетке» и стал миллионером с одной публикацией или авторе блога о животных, который заработал 100к и продолжает развивать успех.
Первый провал
Я решила выделиться и завести не абстрактный блог, а личный: писала о себе любимой, копирайтинге и изнанке диджитал-маркетинга. Я выкатила 9 статей, сделала уникальные фото, но добилась 48 показов и одного комментария от граммар-наци – человек действительно был так подписан. Имеет право.
В попытке отстроиться от конкурентов я сделала сразу несколько ошибок:
1. Личный блог. Год назад живые люди читателей не интересовали. Популярными были как раз статьи о животных, садоводстве, кулинарии, сплетни о селебрети и похудении.
2. Выбрала резкий язык. Люди, которые пришли смотреть картинки и бегать глазами по тексту, не оценили ни сарказма, ни ехидства, ни облечения нашей системы образования, ни психологических тонкостей.
3. Я писала о том, что интересно мне, а не читателям. Моя жизнь занимает только меня – и на том спасибо. Детская ошибка, на самом деле.
4. Кликбейтовые заголовки и картинки. Они привлекают внимание, люди заходят на канал, но видят другую информацию – обман! Уход. Падение показателей и пессимизация канала.
Я забросила канал вместе со статьями – появились заказы. Дзен звал обратно на канал и… стремительно желтел.
Площадку наводнили авторы, охочие до легкой добычи. Тексты, которые постили владельцы каналов, вызывали тошноту: оборванные мысли, орфографические ошибки и водянистая вода.
Одна обтекаемыми фразами лечила запоры: «нужно больше двигацца и не волновацца, кушоц фрукты», другая рассказывала, как она на базе отдыха надела кокошник и цветастый платок и что на нее удивленно смотрели иностранцы. Однако дочитывания были, деньги капали. Заветное слово «монетизация» ласкало слух.
Примерно в то же время Юлия Волкодав на своем ютуб-канале показывает, что интересно людям и как работает Дзен:
всегда заходят темы типа развенчания мифов;
короткие тексты, чтобы их дочитывали – до 2000 символов без пробелов;
хорошо себя зарекомендовала привязка к месту. Один из каналов Юлии назывался «Сочинский сплетник». Жители и просто любопытные с удовольствием читали, как живется на курорте;
беседовать с людьми о «высоком» не получилось. Другой канал Юлии – обзоры на фильмы и книги – не зашел. Показов мало, дочитываний еще меньше;
- основной лейтмотив высказываний – чем тупее, тем лучше.
С тотальной потерей репутации закончился 2019 год.
Дзен в 2020-м
Зато следующий год начался с шумихи вокруг площадки. Редакторы «Текстерры» убеждали продвигаться на Дзене – 13 млн человек читают ежедневно! Некие личности скупали каналы «старше ноября 2019». Объявления о покупке / продаже появлялись в группах фриланса и тематических сообществах. Цена вопроса – от 3 до 6 тысяч рублей (как договоритесь).
Люди не понимали и спрашивали, что происходит и насколько это безопасно.
Ясность внёс Петр Панда. В своем посте «Вконтакте» от 28 мая он подробно рассказал, для чего нужны старые каналы и как их используют. Если кратко:
- Яндекс делает свои площадки приоритетными при органическом поиске;
- на канале можно писать о бизнесе и продукте и получать почти бесплатный целевой трафик – Дзен сам показывает статьи людям;
- «старые» каналы лучше ранжируются.
Я пользуюсь поиском именно от «яндекса» – мы сразу нашли общий язык, и с первой страницы выдачи получаю довольно много информации. Затем догоняю «гуглом». Ради интереса я забила несколько разных поисковых запросов и обнаружила, что Пётр Панда прав. Но система уже заточена под меня, поэтому для чистоты эксперимента я включила режим «инкогнито», но позиции не изменились.
Ситуация складывалась парадоксальная: с одной стороны, позиции в поиске не ниже четвёртой, с другой – некачественный контент.
И тут Дзен начало лихорадить. Каналы с рерайтом по 10/1000 и откровенно бестолковым контентом резко потеряли позиции.
Для монетизации нужно набрать уже 10 000 дочитываний в неделю, хотя деньги платили смехотворные. Люди скидывали скриншоты счетов – были и 28 рублей, и 15. Не разживешься.
К желтизне прибавились плаксивые статьи «Почему я решила уйти с Дзена» и более агрессивные «Дзен вам, а не монета!».
Вой авторов слышался даже из выключенных колонок. На фоне всего это я ворвалась на Дзен второй раз.
Тут началось самое интересное: ошибки выжившего, вёрстка, заигрывание с алгоритмами, тестирование контента и статистика за разные периоды. Но об этом во второй части статьи.