Уроки года: Как мы выстояли и что вынесли из 2024-го

В данном материале будет много откровений, о которых мало кто признается. И я бы могла писать только про «успешный успех», как это делают некоторые. Но не хочу.

Уроки года: Как мы выстояли и что вынесли из 2024-го

Всем привет! На дворе январь. А это значит, время подводить итоги и строить планы на текущий год.

Этот блог про бизнес в IT и общепите и жизнь предпринимателя и его команды, как есть. Без прикрас и выдуманных историй. И, конечно, не без факапов и падений.

Чтобы другие предприниматели, которые не могут пробить потолок в доходах, вылезти из операционки, найти время на себя, семью и отпуск, испытывают трудности в бизнесе, не знают, что делать дальше, знали – испытывать трудности – это нормально.

У всех бывает период времени, когда что-то не получается. И чтобы сократить такие периоды и выйти из трудностей с максимальной выгодой, важно из каждой ситуации извлекать урок и делать правильные выводы.

Предпринимательство, особенно малое – это великий труд 24/7, 365 дней в году.

И когда наемные сотрудники закрывают свои ноутбуки, кассу, снимают рабочую одежду и выходят с работы домой, выдыхая и оставляя этот день позади, предприниматель продолжает решать вопросы своего бизнеса.

Я очень долго думала, как лучше выстроить этот материал. С чего начать и чем закончить. И кое-что вспомнила.

На собеседованиях я часто спрашиваю кандидатов – что вам нравилось и что вам не нравилось на вашем предыдущем месте работы? Таким образом, я пытаюсь выяснить склонность кандидата видеть прежде всего хорошее или плохое, степень позитивности мышления и способность находить хорошее даже в самой сложной работе.

Если кандидат начинает с плохого и в основном говорит о негативе и недовольстве предыдущим местом работы – то скорее всего мы не сработаемся. Если наоборот, то этот кандидат мне более интересен.

По такой логике я хотела построить и свое повествование. Сначала хорошее, потом плохое. Но поняла, что в данном случае лучше сделать по-другому. И решила, что это, скорее, не итоги, а выводы, которые я и моя команда сделали для себя по прошествию 2024-го.

Поехали.

Ранее я рассказывала о собственных факапах новичка в общепите. Это, пожалуй, самый востребованный материал из всех, что мне удалось успеть опубликовать. Безусловно, это не все факапы и не все проблемы, с которыми я и моя команда столкнулись.

Рост цен на товары, услуги и оборудование, перебои с поставками, недоступность некоторых сервисов в связи с санкциями, изменения в законодательстве, кадровый голод, неработающая дорогая реклама, падение продаж… Этот список можно перечислять очень долго. Я думаю, многие предприниматели из сектора микро- и малого бизнеса столкнулись с аналогичными проблемами.

Я считаю, мы выстояли с достоинством прошлый год и продолжаем наш путь! Из всех трудностей, удач и неудач мы постарались извлечь максимум пользы. Проанализировать, прожить на себе и сделать выводы.

Вывод 1. Всегда иметь под рукой план Б, даже если все идет хорошо.

В далеком 2020 в пандемию нам очень сильно повезло.

Я бы даже сказала – первый раз в жизни за всю мою историю руководящих должностей и предпринимательства я оказалась, что называется, в нужное время в нужном бизнесе. Пока бизнес офлайн испытывал упадок, доставка через онлайн-заказы росла. А это как раз то, на чем мы специализировались.

Часть клиентов, которые не смогли адаптироваться к пандемии, мы, конечно, потеряли. Но эти потери было не сравнить с количеством заведений, которые к нам подключилось. Наши мобильные приложения и сайты разлетались, как горячие пирожки! В 2021-ый год мы шагнули с размахом на дальнейший успех.

И я позволила себе расслабиться, как руководитель и предприниматель. Ослабить требования к сотрудникам, к себе. Все шло хорошо. Образно говоря, я с радостью плюхнулась в зону комфорта.

Если сегодня ты почувствовал, что тебе комфортно – не расслабляйся.

А потом настал 2022-ой. А за ним 2023-ий. И в 2024-ом году мы встретились с еще большими трудностями.

И в этом году помимо работы по текущим целям и задачам я буду разрабатывать план Б.

Вывод 2. Только глубоко погрузившись в потребности и боли заказчика, можно создать классный продукт.

7 лет мы создавали проект для общепита, не работая в общепите.

Вы себе не представляете, насколько я была убеждена, что все, что мы прорабатываем на платформе, все фичи – все это нужно, важно и удобно большинству заведений. Мы, конечно, общались со всеми нашими клиентами, обсуждали новые опции и внедряли их в порядке очереди по запросу. Но всё это было скорее "индивидуальными" доработками, чем каким-то массовым решением подходящим большинству.

А потом на рынок вышли «коробочные решения», поставщиками которых, по большей части, являются основатели заведений общественного питания.

И я поняла, что классный востребованный продукт для общепита я могу сделать только будучи владельцем общепита. И мы его запустили.

Делай, как для себя, и ты получишь достойный продукт.

Спойлер: минусы у «коробочных решений» тоже есть. Мы обязательно их обсудим.

Вывод 3. Сервис решает.

Когда на рынке высокая конкуренция, при прочих равных условиях, хороший сервис – это то, что позволит вам выгодно выделиться среди конкурентов.

Так я создала отдел help desk в своей ИТ-компании. Цель — ускорить время обработки обращений, повысить удовлетворенность обслуживанием на нашей платформе, увеличить время доступности сервис-менеджера для решения возникающих вопросов при работе нашего ПО в заведении.

В общепите мы тоже нашли, чем выделиться. Мой шеф-повар, например, привил привычку встречать постоянных гостей в заведении фразой «Здравствуйте, вам как обычно?».

Но и это не предел. Внедрением таких маленьких шагов мы идем к большому сервису, чтобы гости чувствовали себя особенными и возвращались снова и снова.

Клиент должен чувствовать заботу, внимание, персонализацию.

Вывод 4. Компромисс с плохим сотрудником = большие потери для бизнеса в долгосрочной перспективе.

Кадровый голод и выгорание сотрудников — бич нашего времени, который заставляет многих руководителей мириться с нерадивыми сотрудниками.

И я не исключение.

Боясь остаться без того или иного специалиста, я закрывала глаза на многие вещи, которые внутри себя не приемлю.

И пока я мирилась с нерадивостью некоторых сотрудников в короткой перспективе, следствия их плохой работы нарастали, как снежный ком. Создавая для меня в долгосрочной перспективе массу неприятных последствий.

Разгребать потом эти последствия намного сложнее, трудозатратнее и дороже, чем распрощаться с человеком сразу, как ты только заметил и понял, что дальше вам не по пути.

Создавайте кадровый резерв, работайте над взаимозаменяемостью.

В конце концов, если знания позволяют, вставайте сами на его функционал, пока не найдете достойную замену!

Вывод 5. Если что-то делаешь – делай офигенно до конца, невзирая ни на что!

Мы живем в эпоху нестабильности и перемен. Лично мне очень тяжело в таких условиях сосредотачиваться на долгосрочном планировании. Ты не знаешь, что будет завтра или через месяц. Стоит ли вкладываться в ту или иную идею сейчас или она станет неактуальной уже через пару недель, и деньги будут потрачены зря?

За прошедший год у меня неоднократно были ситуации, когда я не могла принять даже, казалось бы, самое простое решение.

А потом я поняла. Что бы ни произошло завтра, если сегодня ты уверен в том, что ты делаешь и тебе это нравится – топи по полной!

Делай максимум! Как будто то, что ты делаешь сейчас, будет жить вечно!

Вывод 6. Постоянно изучай рынок, чтобы не быть догоняющим.

Рынок клиентов, конкурентов, поставщиков, подрядчиков, каналов продвижения, продаж и потенциальных партнеров. Улавливай тренды и новые веяния.

Сейчас все меняется со скоростью света. И то, что вчера работало, сегодня уже не работает. То, что вчера продавалось, сегодня продается плохо или не продается вовсе.

Это касается обеих сфер, в которых я работаю. И ИТ и общепита.

Догоняющий не может быть успешным.

Реагировать нужно молниеносно. Иначе ты выпадаешь из обоймы и, скорее всего, навсегда отстанешь от рынка.

Вывод 7. Нужно развивать личный бренд.

Люди покупают у людей. Этот вывод мы сделали еще в 2023-ем. Но, к сожалению, начали работу в неправильном направлении и потеряли на этом несколько миллионов рублей и целый год.

В 2024-ом мы пересмотрели стратегию работы по личному бренду.

И вот я пишу здесь свои реальные истории, активно участвую в созданном нами чате владельцев общепита и готовлюсь развивать еще несколько полезных каналов и блогов.

Для меня это вдвойне сложно по нескольким причинам.

Во-первых, я не люблю пиариться. Я не медийный и не публичный человек. Во-вторых, мне катастрофически не хватает на это времени. Хотя я понимаю, что для многих мои знания, перенесенные в блог, полезны.

Это меня вдохновляет продолжать начатое.

Вывод 8. Команда – это сила и опора. Это мощь!

Что бы вы не делали, чем не занимались, основу основ любого бизнеса, где работает больше одного человека, составляет команда. Ценность этого ресурса безгранично велика.

Создавайте вокруг себя команду единомышленников, и результаты от работы всех вместе в едином направлении будут в разы выше, чем от работы по принципу «я сам/ сама».

Вывод 9. Не бойтесь пробовать что-то новое и экспериментировать.

Я знаю, многим очень сложно рисковать. Мне, например, очень сложно. В силу своих ценностей, характера, воспитания и привычек я очень боюсь потерять то, что имею. И я постоянно над этим работаю.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Без новаций нет развития продукта и роста. И любая, даже самая успешная компания, с течением времени подвержена стагнации и спаду. Важно в нужный момент подхватить этап жизни проекта и направить его в новое русло, чтобы получить дальнейший рост.

Находясь внутри проекта, варясь в своей каше каждый день, не всегда удается вовремя уловить подкрадывающееся начало спада.

Поэтому я рекомендую не ждать начало конца и проводить изыскания новых витков развития заблаговременно.

Вывод 10. Отдых – это не роскошь, а необходимость.

С конца 2023-го общепит поглотил все мое свободное и несвободное время. А провал в продажах в ИТ-компании во второй половине 2024-го «добил» меня окончательно.

Такой физической, умственной и психоэмоциональной нагрузки я не испытывала никогда. И мне казалось, что пока есть силы, не время отдыхать. Нужно по максимуму делать свое дело. И я делала. Работала по 10-12 часов в сутки стабильно. Иногда пробивала рекорд в 14-16 часов.

К концу года, когда все закончили работу в офисе и поехали покупать продукты на оливье, я слегла с температурой, кашлем и прочими прелестями. Ровно год назад в 2023-ем было то же самое.

И я очень постараюсь в этом году регулярно находить время на восстановление сил.

«Находите время на отдых. Ведь мы хорошо работаем для того, чтобы хорошо отдыхать!»

Ну вот, пожалуй, и все. Эти основные выводы станут нашим подспорьем в планах на 2025-ый год.

Да, кстати, немного о планах.

В этом году мы планируем произвести революцию в своей ИТ – платформе за счет более глубокой интеграции с собственным общепитом и внедрения новых фич для гостей и заведений.

Например, сейчас мы уже прорабатываем систему, просчитывающую эффективные и выгодные сценарии бонусной системы. И впереди у нас очень много нестандартных задач, которые мы обсудим в январе в рамках стратегической сессии.

Следите за новыми выпусками. И подписывайтесь на мой канал и наш чат владельцев общепита 😉

12
1
1
17 комментариев

Во время сделанные выводы дорогого стоят 👍

2

Такое ощущение, что ни денег, ни интереса бизнес этот(общепит) не приносит.

1

Микро-общепит, действительно, не приносит много денег. Особенно с самого начала. Но про деньги в общепите речь здесь и не идет. В любой сфере можно зарабатывать, в любой сфере есть трудности, так как внешние факторы никто не отменял.

И да, общепит, действительно, многим не интересен. Это только по-любви)

1

Если кандидат начинает с плохого и в основном говорит о негативе и недовольстве предыдущим местом работы – то скорее всего мы не сработаемся.
- может он начинает с плохого, пользуясь логикой что помнится последнее

1

Да, в большинстве случаев человек запоминает начало и конец. При этом не стоит забывать, что каждый сам выбирает, что помнить в долгосрочной перспективе и на чем зациклить свой мозг.

Хорошая история получилась

1