Как я научился управлять кризисными ситуациями в маркетинге

Управление кризисными, или казусными, или кринжовыми ситуациями в маркетинге — это сложный и деликатный аспект работы маркетолога. Кризис может появиться по разным причинам: из-за продукции, проблемы с качеством, негативная репутация в соцсетях или эконом. трудности.

Однако уметь управлять такими ситуациями может стать новым решающим шагом для развития бренда.

В этой статье поделюсь своим опытом и расскажу о стратегиях, которые помогают выходить из кризисов, также приведу примеры российских компаний, которые справились с трудностями.

Так делать не надо, не забивай болт на кризис своей компании, будь сильнее.
Так делать не надо, не забивай болт на кризис своей компании, будь сильнее.

Стратегии управления кризисными ситуациями

  1. Прозрачность и честность: В любых условиях важно быть честным с аудиторией. Открытое признание проблемы и предоставление истинной информации помогает сохранить доверие потребителей. Это создает основу для восстановления репутации и, возможно, даже привлечения новых инвестиций, смотря как пройдёт признание.
  2. Быстрая реакция: Важно оперативно реагировать на кризисную ситуацию. Клиенты высоко ценят компании, которые быстро реагируют и принимают решения, а не игнорируют с утками, с гусями, с верблюдами.
  3. Планирование и подготовка: Предпринимая шаги для предотвращения кризисов, важно иметь четкий план действий. Это включает разработку сценариев возможных кризисов и подготовку соответствующих стратегий для их разрешения.
  4. Коммуникация с аудиторией: Коммуникация со сторонними заинтересованными сторонами, такими как клиенты, сотрудники и СМИ, должна быть открытой и конструктивной. Это помогает минимизировать ущерб от кризиса и укрепить бренд, врать — это плохо, говорите правду, для многих клиентов это будет открытый кейс, где они будут видеть ваши минусы и плюсы.

Влияние кризисов на бренд

Кризисные ситуации могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на бренд. Негативный образ формируется тогда, когда компания не успевает или не хочет реагировать на кризис. Это может привести к потере доверия потребителей и снижению продаж. Однако, если компания справляется с кризисом находчиво и профессионально, это может повысить её репутацию и укрепить позиции на рынке, но большая часть компаний не хочет реагировать своевременно, а потом вообще закрываются.

Примеры российских компаний

1. "Нестле": В 1990-х годах "Нестле" столкнулась с кризисом, связанным с обвинениями в неэтичной вербовке матерей для использования смеси в бедных странах. Компания реагировала на это, четко объясняя свои действия и вела открытый диалог с общественностью, что в конечном итоге помогло восстановить её репутацию.

2. "Аэрофлот": В 2000-х годах авиакомпания "Аэрофлот" столкнулась с кризисом, связанным с негативным восприятием обслуживания и качество услуг. Компания провела масштабные реформы, обновила флот и улучшила качество обслуживания, что помогло ей вернуться на ведущие позиции на рынке.

Ну а теперь личная истории при работе с компанией:

Компания по продвижению маркетплейсов, в ней я работал больше года, выполнял обязанности обычного простенького SMM-щика.

Ну а так как я инициативный целеустремлённый Маркетолог, я руководителю и помощнице руководителя предлагал кучу разных действий, которые смогут повысить лидогенерацию, повысить продажи, увеличить объём входящего трафика и многое другое.

По началу руководитель давал на это всё добро, я внедрил доп. канал трафика, всё круто, чётко, затраты меньше, чем выручка, причём по KPI это реально было понятно и ощутимо, но тут проблема уже заключалась в менеджерском составе, когда я обработал 3-ёх лидов, я их закрыл, и когда целый менеджерский состав писал «неликвид» и так далее, что не так со мной — непонятно.

Ах да, когда я напрямую, без рекламы, находил потенциальных клиентов, общался с ними, и они вот они были горячие, готовые.

Главный типа менеджер мне говорила: «Спасибо, посмотрим, возьмём в работу», но этого не происходило, полное забивание БОЛТА на трафик, после чего я перестал суетить клиентов напрямую и делал то, на что меня взяли, хотя руководитель говорил: «Приведёшь клиента — твои 7% с каждого», да я бы тупо на процентах мог бы стать миллионером, но нет же, кто-то забивает на работу или просто боится, что их уволят потом, и не закрывали то, что я давал, ну да кто я такой, обычный SMM-щик на тот момент.

Едем дальше, всё круто, классно, но есть НО, канал трафика дополнительный убирают, принимается решение, что личный бренд качать надо, и это важнее, чем 100 закрытых клиентов.

Ладно, окей, не я же босс, в итоге я общаюсь со спецом, который работает с рекламой на сайты, с рекламой в соцсетях, и вижу, что многое можно поменять, на что он мне сказал, у них нет возможности менять стратегию, ну ок, ладно, их дело, но бизнес не развивается, а только убивается.

Проходит где-то полгода, я уже там не работаю, они решили сократить рабсилу и многое делать сами, у самих, естественно, мало что получается, бизнес уничтожается ещё больше, я ради прикола делаю аналитику почти всех их каналов трафика, скидываю целое исследование руководителю, он мне говорит: «Свяжись с моей помощницей и скажи, что тебе надо, и работай».

Я начинаю работу, мне дают в работу аж 2 сайта, сначала один, я с ним поработал месяц, работал, кстати, SEO спецом, в итоге его помощница говорит: сайт старый, бросай его, вот на второй, более новый, проходит ещё 2 месяца, всё, бросай, мы решили сделать третий сайт.

Как руководитель мне сказал, нам сделают сайт, который сам себя продаёт, сомнительно, но ок, что сейчас происходит с компанией, я не знаю, ниша перегретая, маркетинг построен как попало, многие каналы трафика не подключены, помощница уничтожает бизнес за спиной руководства, выйти из этих кризисных ситуаций, конечно, можно, но почему-то они этого не хотят, и такое чувство, что бизнес открыт был где-то в баре по синей дыне, ибо так наплевательски относиться к своему проекту, я не знаю даже.

Подобных примеров у меня масса.

В заключение могу сказать, что управление кризисными ситуациями требует не забивания на эти ситуации, а принятия быстрого решения по изменению ситуации, детального разбора, планирования, если компания с этим справляется, то она сможет минимализировать ущербы, а также увеличить свою прибыль кратно, также сможет повысить репутацию и получить доп. трафик от упоминаний бренда и укрепить позиции на всём рынке в целом.

А если ваша компания попала в кризисную ситуацию, то смело можете мне писать и общаться со мной, я дам вам рекомендации, общаться я люблю и это бесплатно, возможно, мой взгляд поможет исправить ситуацию.

Или же если у тебя бизнес только стартует, или же если ты просто не понимаешь, что делать и на какой ты планете, то тоже можешь написать, я не кусаюсь, я добрый, мягкий и мурлыкающий кот, ну и, собственно, пишите в личку - Сергей

Если статья была полезна, то буду рад видеть вас в моем telegram-канале Страх и ненависть в Маркетинге

Там я делюсь информацией о маркетинге, бизнесе и разных полезностях для продвижения и не только.

Ну и список бесплатных материалов и инструментов ниже.

1
11
16 комментариев

Да, руководство этой компании из твоего примера ваще сложно понять. Чего хотят? Куда идут? Ты им разложил все по полочкам, а они вцепились непонятно во что... К сожалению, в РФ, часто сталкиваюсь с кризисом управления именно у руководства....
По поводу их стратегии - зачем они за нее держатся, если она не пашет?

Суть в том, что я реально знаю, как это всё исправить в лучшую сторону, тем более я показал целое исследование, но, поработав 3 месяца, за которые никак не получится сделать топовый результат, учитывая, что первый сайт они дали в работу, на него забили, второй сайт дали, тоже забили, в итоге решили создать совершенной новый, зачем?

Ну да ладно, возможно, они направят трафик на новый сайт, возможно, но многие каналы трафика они отключили, и дополнительные каналы трафика, которые я им рекомендовал, не подключили, даже элементарно не попробовали.

С рекламой та же басня, им специалист, не я, другой, говорил, что нужно и как нужно, но они сказали: «У нас нет таких бюджетов, крути рекламу на тех, какие есть», жаль, жаль, 80% идёт фрод, просто жесть.

2

Я не знаю, крайний раз я с ними работал в том году летом вроде, я пытался во второй раз вытащить компанию из жопы, но увы, когда общался с руководителем, он мне говорил, что финансы ушли на ребрендинг, и на личный бренд, и на новый супер крутой сайт, который будет продавать сам себя, я ну ок, в итоге что сейчас — неизвестно.

1

К сожалению ситуация когда забивается болт на продажи очень частая в маркетинге

1

Да ладно продажи, болт забивают на весь процесс в целом, и на бизнес, и на маркетинг, и на всё, зачем тогда что-то создавать, не понятно.

Спасибо, отличная статья!

1