«УХУ, ЕЛИ ваш бюджет? Минус 70 000 рублей в Яндекс.Директ и боты вместо клиентов!» 9 квал. лидов и больше 100 заявок в молоко.
Контекстная реклама — это инструмент, который должен приносить целевой трафик и заявки. Но что, если вместо клиентов вы получаете ботов и спам, а техподдержка лишь разводит руками?
Мой опыт работы с Яндекс Директ за последний месяц превратился в финансовую яму и урок скепсиса к рекламным платформам, но всё равно буду с ними работать, на ошибках учатся.
Кейс: 70 000 рублей в месяц, 9 квал. лидов и море спама.
- Бюджет: 70 000 рублей.
- Результат: 9 квал лидов.
- Проблема: 100+ заявок оказались ботами или спамом.
Аналитика метрики показывала аномалии:
- Заполнение форм за секунды, нахождение на сайте нулёвые, туда-сюда
- Несуществующие номера.
- Повторные отправки с одних IP.
Но Яндекс Директ считал эти действия «уникальными пользователями», включая их в статистику конверсий. Когда я запросил проверку, ответ техподдержки был очень смешон:
Пользователи могут оставлять ненастоящие данные, потому что хотят получить больше информации о предложении. Они еще не готовы общаться по телефону, хотят сравнить варианты и потом принять решение - нормальное пользовательское поведение, в нем нет ничего аномального. Несмотря на это, мы в любом случае проверили такие конверсии, и как я уже писала, фрода в них нет.
В общем и целом (Щербаков, «Привет») они ссылаются на человеческий фактор, якобы все заявки, которые были спамом, это просто такие люди, получается, больше 100 человек они назвали идиотами, хотя такого не может быть не как, далее в скрине выше они пишут, предлагают они мне сразу знакомить пользователей с важной информацией на сайте.
Но на сайте достаточно важной информации, а продавать в лоб нецелесообразно, особенно когда ниша не дешёвая, если бы я настраивал рекламу на недвижимость, да, можно показывать цену, но и то во многих случаях делают воронки и ставят формы, также делают скидку на квартиры и так далее, пишут цену за квадратный метр и многое другое.
При этом ранее тех поддержка писала:
Ну тут без комментариев.
После борьбы с техподдержкой они мне присылают информацию, что они никак не могут повлиять на человеческий фактор и что надо якобы оптимизировать форму, хотя форма более чем непростая, и человек по ошибке не сможет оставить заявку и тем более без оставления заявки запросить звонок, но люди, которые оставляли заявки, либо молчали, либо кричали благим матом на отдел продаж, что мы ничего не оставляли, на почте такая же ситуация.
Ну и естественно, вот что пишет Тех поддержка:
А вы тоже при заполнении какой-то информации путаете свой номер телефона? Свою почту? И вообще принцип «скопировать — вставить» тоже забываете? Или что, во время заполнения форм на человека нападает приступ деменции? Я, видимо, что-то не понимаю.
Системная проблема: не только Яндекс
Мой случай — не исключение. В разных чатах по интересам, коллеги жалуются на аналогичное:
- Скликивание бюджета в Директе и ВК Рекламе.
- Искусственные конверсии для «красивой» статистики.
- Игнорирование проблемы платформами.
Техподдержка ВК и Яндекс действуют по одному сценарию:
1. Сначала признают, что часть трафика может быть фродом.
2. При детальном разборе кейса переводят стрелки: «Ваша вина — плохие объявления/лендинги».
Почему платформы закрывают глаза на фрод?
1. Финансовая выгода. Боты генерируют клики и «конверсии», увеличивая расход рекламодателей.
2. Статистика ради статистики. Чем выше показные CTR и конверсии, тем привлекательнее платформа для новичков.
3. Сложность доказательств. Боты имитируют поведение людей, а платформы не дают доступа к сырым данным.
Как защититься? Практические советы
1. Внешние системы аналитики. Используйте Calltouch, Roistat или аналоги для перепроверки заявок, но, как показывает практика, атаку ботами делают на домен, а постоянно менять домен — это не весело.
Хотя Яндекс божится тем, что они отфильтровали больше 200 кликов и не учли их в статистике, молодцы, а ещё больше 100 заявок не учли, боты с каждым разом всё умнее и умнее.
2. Ручная фильтрация. Внедрите CAPTCHA, скрытые поля в формах, проверку номеров через звонок.
3. Давление на поддержку. Требуйте детальных отчетов и фиксации претензий — это может помочь в возврате бюджета, но, как показывает практика, не всегда, они всегда найдут ответ, как выкрутиться, чтобы не было возврата за скликивание, но попробовать стоит.
4. Дробление кампаний. Тестируйте небольшие связки, чтобы выявить источники фрода. Но я и перенастраивал рекламу, и исключал, и фильтровал, и делал стопы, и что только не делал, перезапуск всё равно льёт спам.
5. Диверсификация. Не зацикливайтесь на одном канале — пробуйте другие каналы трафика и SEO в том числе, да, дольше, но эффективнее.
Кстати, с данной компанией я делаю и контекстную рекламу, и SEO-оптимизацию, чем больше каналов трафика, тем лучше.
Заключение: Реклама без иллюзий
Мой опыт — это сигнал для всех, кто работает с контекстной рекламой: доверяй, но проверяй, учитесь на чужих и на своих ошибках, делюсь с вами своим опытом, чтобы специалисты не попали впросак.
Платформы редко признают свои недоработки, потому что их бизнес-модель построена на оптимистичных цифрах.
Что делать?
- Тратить бюджет осознанно: делать распределение бюджета небольшими порциями, во время старта рекламы контролировать спам, убирать непонятные площадки, это касается РСЯ.
- Объединяться с коллегами и публично поднимать вопросы фрода — только так можно добиться изменений.
Если вы столкнулись с аналогичным, а вы, я думаю, столкнулись, — делитесь кейсами в комментариях. Чем громче будет наш голос, тем выше шанс, что платформы начнут бороться с фродом, а не зарабатывать на нём.
Ну это так, мечты, мечты, эх, ибо справедливости в наше время очень, очень мало, хоть я и верю в это всей душой.
P.S. Если Яндекс и ВК читают это: ваши алгоритмы явно приболели. Пора не только собирать деньги с рекламодателей, но и отвечать за качество трафика.
Если статья была полезна, то буду рад видеть вас в моем telegram-канале Страх и ненависть в Маркетинге
Там я делюсь информацией о маркетинге, бизнесе и разных полезностях для продвижения и не только.
Пожалуй, вставлю свои 5 копеек в эту историю))
Последнее время с Яндексом дичь несусветная, в отчете одни цифры, по факту другие, и ладно бы погрешность была небольшая, но когда у тебя за неделю Яндекс показывает 24 конверсии, а по факту их 4-5, тут ну "извините меня". В ОП клиента я уверена на 100%, как и в качестве своей работы.
Выясняя эту е&аборию, увидела, что в директе указаны мной одни минус слова, а в коммандер заходишь - там Яндекс понаставил своих плюсом и таких, что урезается трафик чуть ли не в 100%, на мой немой вопрос "что за хня", естественно, пошла с ним к коллегам по цеху, ответ получила ошеломительный "Да, сейчас у всех так, как бороться - чистить постоянно". И тут у меня уже далеко не немой вопрос к Яндексу: "А какого черта это вообще имеет место быть? Почему я должна сидеть обосранная вашей площадкой, объяснять клиенту, что я не олень?" .
Я в Директе работаю с 18 года и все больше вопросов, а ответов нет. Но я не сдаюсь, находим свои пути решения, только непонятно, почему должны это делать))
Так яндекс же монополист ныне, нет? Вот поэтому.
А если убрать автоматическое применение рекомендаций? )
Я с Директом работаю с 2005 года. Вначале тоже было много вопросов. Но со временем становится всё яснее и яснее. А как Гугл адс ушёл, так вообще вопрос никаких не осталось.
А вы тоже при заполнении какой-то информации путаете свой номер телефона? Свою почту? И вообще принцип «скопировать — вставить» тоже забываете?Когда какой-то остряк-уëбыш после заполнения дебильной формы вместо показа цен пишет "оставьте номер телефона, мы вам присядем на уши и будем ещё два месяца названивать" — я в обязательном порядке пишу левый номер телефона, а потом ещё оформляю пару таких же заявочек на такие же кривые номера. Потому что сосите хер, ребята)
Ну я думаю что даже учитывая этот факт, то не как не может что-бы все по вашей логике так-же делали, это абсурд.
Вот отписки от Яндекса, не понятно как работать дальше, когда твой рекламный бюджет просто скликивают и рисуют якобы заявки, а на самом деле это мусор, слив 32000 на одной рк и не получив ни одной качественной заявки. Может коллективный иск?