ПРИЧИНЫ ПРОДАЖИ БИЗНЕСОВ

Бизнес брокер Даниил Кондратьев
Бизнес брокер Даниил Кондратьев

⁠💬У неопытных предпринимателей сам факт продажи прибыльного бизнеса вызывает подозрение: если все в порядке, зачем продавать? А если продают, значит, что-то скрывают.

🔍Но есть несколько причин, почему владельцы продают прибыльный стабильный бизнес. 💸В основе почти всех этих причин тот факт, что после продажи продавец получает крупную сумму сразу. И эта сумма — одна, две или три годовые прибыли компании — самый большой доход от бизнеса за все время его существования. Неопытным кажется, что продают только те компании, в которых дела уже идут на спад. ⚠Но на самом деле лучшее время для продажи — пик роста бизнеса. Именно в это время компания стоит дороже всего, и собственники (правда, не все) это понимают. Существует даже отдельная категория предпринимателей — те, кто создает и развивает бизнес до определенного этапа, а затем продает его. 🕵‍♂А вот самые частые причины продажи прибыльного бизнеса: - усталость или скука; - нехватка ресурсов; - конфликт с партнером; - переезд или эмиграция; - потребность в деньгах Разберу каждую подробнее. Дальше причины идут не в порядке значимости — это не рейтинг, а лишь перечисление. ⁠1 УСТАЛОСТЬ ИЛИ СКУКА Выгорание бывает не только у врачей и мариетологов. Если вкладывать в компанию все силы, энергию и свободное время на протяжении нескольких лет, выгорание неизбежно. Усталость и выгорание — одна из распространенных причин продажи бизнеса. Если на старте предприниматель был воодушевлен, полон энтузиазма, то с каждым годом он понемногу угасает и теряет интерес. Такое случается, даже если бизнес растет. Плюс сравнительная компания владельцу все больше приходится уделять внимания рутине, а это скучно. И вот он уже поглядывает в сторону совершенно другой отрасли, в которой все будет свежо и в новинку. Есть даже отдельная теория о двух типах предпринимателей — стартагерах и директорах: - Стартагеры умеют и любят создавать проекты с нуля и комфортно себя чувствуют в условиях экстремальной неопределенности, но начинают скучать, как только бизнес встает на рельсы и превращается в рутину. - Директора — наоборот. Любят системность, считать показатели, управлять командой и масштабироваться, но плохо переносят неопределенность. Стартагерам скучно управлять, директорам — страшно начинать с нуля. И идеально, когда первые создают бизнес, проходят этап турбулентности и затем продают компанию вторым. ⁠2КОНФЛИКТ С ПАРТНЕРОМ Конфликт между партнерами — тоже частая причина продажи готового бизнеса. Партнеры не могут договориться, поэтому хотят продать бизнес и разделить прибыль. Не делайте бизнес с друзьями, прописывайте зоны влияния, доли, правила распределения дивидендов — говорят во всех советах для предпринимателей, но о них обычно вспоминают, когда конфликт с партнером уже есть. И остается только продавать бизнес и делить деньги. Бывает, что выйти из бизнеса хочет только один партнер, он долго пытается продать свою долю, но спроса на нее нет: мало кто хочет получить в довесок и долю в бизнесе независимого совладельца. И тогда партнеры решают продать компанию целиком. Часто такие конфликты случаются между бывшими друзьями и в семейном бизнесе. С близкими людьми эмоции выше, а значит, и договариваться сложнее. ⁠3ПЕРЕЕЗД ИЛИ ЭМИГРАЦИЯ Переезд на время или эмиграция навсегда — тоже причина продать бизнес. Хотя некоторые оставляют компанию на гендиректора и удаленное управление, многие все же выбирают продажу. На это есть причины: - Чтобы уехать жить в другую страну, нужно много денег: долгосрочная аренда жилья, миграционные расходы. - Вне России. Особенно много денег! - формальный фактор с границами - управлять бизнесом в России и одновременно в другой стране не всегда удобно - сложности с налоговой, как привыкнуть к проблемам - сложности управления и вывода дивидендов Еще бывает, что предприниматель хочет не просто уехать, а порвать все связи со страной. Такое вы могли наблюдать в 2022 году в России. Тогда собственники естественно выбирали продажу бизнеса. #бизнесброкер #бизнесброкерданиилкондратьев #готовыйбизнес

Начать дискуссию