Всё о вознаграждениях в краудфандинговых проектах

Всё о вознаграждениях в краудфандинговых проектах

В нашем блоге мы рассказываем, как устроен краудфандинг: что это, как запустить собственный проект и что для этого нужно, как работает экосистема Planeta.ru и многое другое.

Сегодня мы поговорим о неотъемлемой части краудфандинга, которая отличает его от благотворительности, инвестиций и других источников финансирования – о вознаграждениях для участников проектов.

Ведь краудфандинг – это возмездный способ привлечь средства на реализацию своей идеи. За финансовый вклад участники крауд-кампании получают от ее авторов нефинансовые вознаграждения: сувениры, товары, услуги, мерч, продукты, ставшие результатом проекта, и многое другое.

Всё о вознаграждениях в краудфандинговых проектах

Какие лоты бывают?

Типы и категории вознаграждений разнятся в зависимости от крауд-площадки. Например, на «Планете» они бывают 4 видов:

  • лот «Поддержать на любую сумму» – он добавляется в каждый проект автоматически. Пользователи, выбравшие его, поддерживают проект безвозмездно и в любом объеме.
  • безвозмездные лоты не подразумевают получения награды или поощрения за поддержку проекта. В качестве безвозмездных лотов авторы нередко указывают то, что участники могут целенаправленно приобрести для реализации задумки. Например, Сергей Иевков в своем проекте предлагал в качестве лота литр краски для Благотворительной больницы. Такие же лоты предлагает в своем проекте и благотворительный фонд «Прекрасное далеко» – за 150 рублей можно купить один горячий обед для одинокого пожилого человека.

  • нематериальные лоты – вознаграждения, не требующие закупки, производства и доставки. Однако они значимы для участников крауд-кампаний. Среди нематериальных лотов могут быть: указание имен участников в титрах к кинофильму или клипу, приглашения на мероприятия и мастер-классы, консультации, экскурсии и так далее. Например, авторы проекта по ремонту пёсокафе «Dog House» планировали написать в социальных сетях отдельные посты о тех, кто поддержал их инициативу. А авторы актуального проекта – группа «АнимациЯ» – среди прочих вознаграждений, указали возможность сходить по грибы с Константином Кулясовым, а также приглашение на концерт с посещением гримерки артистов, где можно будет поговорить с музыкантами и сделать памятные фотографии.

  • материальные лоты требуют затрат на производство, хранение и доставку к участникам крауд-проектов. В качестве них могут быть продукты, на создание которых вы собираете средства: музыкальные альбомы, календари, книги, настольные игры и прочее. Кроме того, материальными вознаграждениями могут стать сувениры и мерч.


В любом случае предлагаемые вознаграждения должны быть как-то связаны с тематикой вашего проекта. Мы уже писали о крауд-сборе «Кооператива “Чёрный”» – их лоты обыгрывали тематику кофе и кофейни: кружки, пачки кофе, мастер-классы по завариванию и обжариванию кофе, корпоративные лекции, сертификаты на покупки в кофейне и экскурсии по цеху.

Что не может быть лотом?

На «Планете» в качестве вознаграждений нельзя предлагать психоактивные вещества, в том числе алкоголь и никотинсодержащую продукцию, медикаменты, предметы, имеющие прямое отношение к религии, медали, оружие, инвестиционные бумаги и недвижимость.

Будьте внимательны и с продуктами питания (их можно предлагать только при оперативной доставке), билетами на мероприятия (можно в формате приглашений) и ювелирными изделиями (обсуждается в каждом конкретном случае индивидуально).

Всё о вознаграждениях в краудфандинговых проектах

Сколько нужно лотов?

Оптимальное число лотов составляет от 3 до 7. Причем вознаграждения должны ранжироваться по стоимости.

Если вы хотите включить в проект больше вознаграждений, мы не советуем размещать их все на старте кампании: добавляйте их постепенно и приберегите несколько вариантов для дополнительного привлечения внимания к проекту.

По ходу крауд-кампании вы можете вводить специальные предложения. Например, предлагать лоты со скидкой, действующей только в определенное время.

В случае необходимости вы можете ограничить количество каждого из бонусов. Допустим, вы собираете средства на выпуск музыкального альбома. Его цифровые версии или благодарности на ваших официальных ресурсах можно отправлять сколько угодно, однако количество футболок или CD-дисков, которые вы можете выпустить и предложить участникам, все же ограничено. А пригласить в студию на запись альбома вы можете только нескольких участников. Кроме того, ограничение количества бонусов может побудить пользователей быстрее поддержать проект, чтобы получить желаемый лот.

Стоимость лотов: правила и советы

Стоимость лотов должна различаться в зависимости от объемов поддержки. Тем не менее вы можете предложить несколько вариантов за одну и ту же сумму.

Например, так сделала команда благотворительного фонда «Простые вещи» в проекте по сбору средств на открытие инклюзивного кафе «Огурцы». Авторы инициативы предложили своим потенциальным участникам 5 лотов по 500 рублей, благодаря чему пользователи могли выбрать наиболее интересное для себя вознаграждение за эту сумму. Всего же в проекте было 40 лотов, стоимость которых варьировалась от 100 до 80 000 рублей.

 Скриншот лотов проекта «Инклюзивное кафе “Огурцы”» на Plantea.ru 
 Скриншот лотов проекта «Инклюзивное кафе “Огурцы”» на Plantea.ru 

Постарайтесь адекватно оценить стоимость предлагаемых вознаграждений. Лоты должны стоить меньше или столько же, сколько они будут стоить после завершения проекта. Ведь люди поддерживают вас еще до того, как вы создали продукт, на который ведется сбор.

Всё о вознаграждениях в краудфандинговых проектах

Доставка лотов

Отправка вознаграждений и получение их участниками – важный этап, который следует за завершением вашего крауд-сбора. Однако еще до его запуска вам стоит задать себе три важных вопроса, связанных с доставкой лотов:

  • какие опции по доставке и выдаче лотов вы можете предложить участникам?
  • кто будет заниматься доставкой вознаграждений после завершения проекта?
  • за чей счет будет доставка?

В случае самовывоза лотов участниками крауд-проекта, вам потребуется помещение для хранения вознаграждений и удобный пункт выдачи. Кроме того, вам предстоит подумать, кто будет выдавать заказы и вести учет: вы и члены вашей команды; представители партнерского или дружественного пространтсва, которое предоставило вам помещение; сторонняя компания или «Планета».

Доставка по России и странам ЕАЭС возможна, например, через «Почту России», логистические компании и курьерские службы. Однако прежде, чем отправлять лот, его необходимо упаковать. Если этим будете заниматься вы и ваша команда, обязательно назначьте ответственного, кто будет держать под контролем этот вопрос. Кроме того, обязательно отправьте участникам вашего проекта трек-номера посылок. Благодаря этому люди смогут следить за доставкой самостоятельно. В случае, если вы хотите делегировать вопрос хранения и доставки лотов «Планете», вы можете обратиться на почту support@planeta.ru.

Третий важный вопрос – за чей счет будет доставка – имеет несколько вариантов ответа. Во-первых, вы можете заложить эту сумму в стоимость вознаграждения. Во-вторых, вы можете взять все расходы на себя. В-третьих, за доставку могут платить участники вашей крауд-кампании. В любом случае необходимо указать эту информацию в описании вашей инициативы и вознаграждений. Например, как это сделали авторы проекта «Футболки в поддержку подопечных фонда "Живой"».

Описание способа доставки в проекте «Футболки в поддержку подопечных фонда "Живой"»
Описание способа доставки в проекте «Футболки в поддержку подопечных фонда "Живой"»

Описание лотов

Каждое вознаграждение необходимо описать достаточно подробно и просто, чтобы потенциальные участники крауд-кампании имели исчерпывающее представление о том, что они получат за свою поддержку.

В частности, необходимо:

  • придумать название каждого лота – здесь лучше избегать излишнего креатива, чтобы не вводить вашу аудиторию в заблуждение.
  • подготовить описание каждого вознаграждения – расскажите подробнее, что вы предлагаете, укажите важные нюансы, связанные с вашим вознаграждением. Это могут быть цвета и размеры, если речь идет про одежду, перечень городов, если вы приглашаете участников проекта на мероприятие, и тому подобное.
  • приложить фотографию вознаграждения. Так пользователь будет точно представлять, что он получит за свой вклад в крауд-кампанию. Это повышает доверие к проектам, что крайне важно для их поддержки и поиска новых участников.

У потенциальных участников вашего проекта не должно возникать вопросов и сомнений. Ваше описание должно сразу сообщать людям, что они получат, когда и каким образом.

Примеры описания вознаграждений нескольких завершенных проектов на Planeta.ru
Примеры описания вознаграждений нескольких завершенных проектов на Planeta.ru

Также мы советуем указывать приблизительный срок с точностью до месяца, когда участники смогут получить свои вознаграждения.

Вознаграждения отличают краудфандинг от других источников финансирования. Грамотно подобранные лоты, интересные и необычные предложения могут побудить пользователей крауд-площадок поддержать ваш проект, что позволит вам собрать средства на его реализацию. Тем не менее крайне важно быть честными и открытыми при описании лотов. Распишите нюансы, связанные с доставкой, дизайном вознаграждения, размерами и цветами. Это позволит вам сформировать вокруг своей инициативы лояльную аудиторию, которая будет готова поддерживать вас и в будущем.

1
Начать дискуссию