Этюд об управлении запасами

Этюд об управлении запасами

Топ-менеджер ГК NOVAROLL, производителя стрейч-пленки, любил после работы, по дороге домой, зайти в церковь на Сухаревской, чтобы купить выпечку. Часто случалось так, что пирожков к его приходу не оставалось. И однажды он сказал:

«Скорее всего, матушка, прибыль, которую вы теряете, когда у вас вечером нет пирожков, превышает потери от списания товара, которое, возможно, пришлось бы сделать, если бы остался излишек».

👉 Другими словами, выгоднее произвести избыток, и потом, если что, его выбросить.

Когда он мне это поучительно рассказал, я рассмеялся:

«Друг, эти соображения я уже несколько лет назад заложил в алгоритм расчета страхового запаса, который основан на статистике продаж, исследовании закона распределения вероятности спроса на эту номенклатуру, себестоимости и затратах на хранение! Это было сделано для производства и сезонных продаж цветочных грунтов».

✅ Ключевое значение имеет, конечно же, соотношение прибыли от продаж и убытка от ликвидации излишков. Для высокомаржинального товара излишек оправдан, а для низкомаржинального – нет.

Казалось бы, как просто! Однако многие производители об этом не задумывается, когда задают KPI по оборачиваемости запасов.

Итак, менеджмент большинства производственных компаний не задумывается конфликте интересов между теми, кто продает, и теми, кто создает запасы. Я работал на таком предприятии, где директор по производству отвечал и за закупки, и за выпуск готовой продукции, и за запасы. Перед ним была поставлена задача удерживать запасы в жестких нормативах, которые каждый год сокращались на 5-10%. Между производственниками и коммерсантами возникали конфликты, а у компании – упущенная выгода.
Кто из коммерсантов не любит страховой запас на складе? Спрос неожиданно скакнул, а у вас есть, что продать. Не скакнул спрос, не продали сегодня – продадите завтра. Это всё так, если вы торгуете шурупами. Неприятность только одна – избыточные активы, которые требуют привлеченных средств, собственных или заемных.
Однако бывают случаи, когда продать излишки уже не получится:
🔹 Скоропортящийся товар
🔹 Модный товар (например, одежда)
🔹 Сезонный товар (например, средства защиты растений, торфосмеси)
Излишки – это убытки. И тем не менее…

Кейс. Компания-производитель, применяет бережливый подход: лишние производственные мощности, основные средства, ей не нужны. И кстати, избыток основных средств уменьшает коэффициент фондоотдачи, это не украшает финансовую аналитику. Поэтому производство у них маломощное – они готовятся к высокому сезону не один месяц. И когда видят в высокий сезон незапланированное превышение спроса, допроизвести уже или не успевают, или производство занято по плану чем-то другим, а перенастраивать его дорого и долго. Коммерсанты могут страдать от дефицита из сезона в сезон, их жалобы можно интерпретировать как шкурный интерес и безответственность за неликвиды, ведь всё идет по плану и бюджету: объемы производства ему соответствуют.Решение: планировать неопределенность спроса заблаговременно.

Этюд об управлении запасами

На рисунках: Предприятие, как описано выше, имея ограничение мощности, несколько месяцев производит продукцию для высокого сезона.
🔸 для одной SKU (цветочный грунт) исследована статистика продаж: сезонный спрос с максимумами в марте-апреле и сентябре-ноябре
🔸 исследован закон распределения вероятности продаж: распределение оказалось близким к нормальному
🔸 для этого закона распределения вероятности, обоснован оптимальный размер складского запаса от месячного плана продаж, в допущении о продаже излишка в следующую волну спроса, т.е. через 7-8 месяцев. При условии создания запаса за кредитные деньги, экономически обоснованы оказались 135% от запланированного спроса (отметим, что вероятность спроса ниже плана такая же, как и выше плана)
🔸 вариант с ликвидацией непроданного излишка всё равно экономически обоснован, при запасе 110% от плана

Другой кейс. А может быть вы – дистрибьютор, и у вас длинное плечо доставки, или ваш поставщик имеет длинную очередь заказов и не может допроизвести что-то для вас. Вариантов много. Я выступаю на стороне коммерсантов, считаю, что флуктуациями спроса нужно пользоваться, и погрешность планирования (в любую сторону, кстати) – естественная вещь, обусловленная неопределенностью среды.

Выводы:

✅ Оборачиваемость запасов – не самоцель

✅ Избыточным запасам – быть!

Гарантированно видеть новые материалы лучше в моем ТГ-канале.

1
8 комментариев