Юнитовое управление как система: часть 1
Привет! Меня зовут Алексей Мартынов. Я аккаунт-директор компании DD Planet, и это первая статья из цикла, посвященного юнитовому управлению. Сегодня мы рассмотрим тему юнита как системы в целом. Все, о чем я расскажу, основано на моем опыте, наблюдениях и конкретных кейсах из практики.
Общее представление о юнитах
За время моей профессиональной деятельности мне довелось работать в компаниях, использующих как классическую модель управления, так и юнитовую. Этот опыт позволяет мне видеть преимущества и недостатки обеих систем, а также предлагать некоторые практические рекомендации по взаимодействию с ними.
Для начала важно разобраться: что такое классическая модель управления и что представляет собой юнитовая система. Только определив эти понятия, мы сможем в будущем углубиться в вопрос о построении юнита.
Классическая модель управления
В классической модели доминируют четко выраженные вертикали власти, где каждая из вертикалей отвечает за конкретное направление в компании (пример: коммерческий департамент, технический департамент и т.д. ). Основной особенностью классической модели также является многослойная иерархия с большим числом руководителей, курирующих отдельные подразделения и отделы.
Чем ниже уровень в вертикали, тем сложнее выстраивать кросс-функциональные связи между департаментами. Взаимодействие между подразделениями зачастую затруднено из-за бюрократии, большого количества согласований и отсутствия мотивации у сотрудников
Неповоротливость подобных систем часто дает о себе знать на практике. Так, на одном из этапов своей карьеры я управлял коммерческим направлением в компании с классической моделью, однако у меня не было собственного технического отдела, и для реализации наших проектов приходилось привлекать специалистов из технического департамента, что вызывало множество проблем:
- Сотрудники из других отделов не всегда были мотивированы помогать моему направлению.
- Иногда возникала нехватка компетенций для решения специфических задач.
- Срывались сроки выполнения задач.
- Процессы замедлялись из-за сложной бюрократии.
Работа в классической системе сопровождалась рядом отягчающих моментов: бесконечными регламентами, многоуровневыми KPI, обилием совещаний, обсуждений, согласований и т.д.
В какой-то момент я начал мечтать о создании собственного технического отдела, который жил бы нашими ценностями и был полностью интегрирован в мой коммерческий блок, но любые попытки согласовать это решение неизбежно терпели неудачи.
Юнитовая система управления
Юнитовое управление — это принципиально иной подход. Компания делится на небольшие самостоятельные подразделения (юниты), которые функционируют как мини-бизнесы. У каждого юнита есть:
- Свой продукт.
- Собственная команда.
- Бюджет.
- Полная ответственность за результат.
Эта модель позволяет избежать многих недостатков классической системы за счет гибкости в управлении процессами и, как следствие, сфокусированности на актуальных для каждого отдельного юнита задачах и результатах, а также быстрой адаптации к изменениям рынка за счет легкой масштабируемости.
Основы юнитового управления
Мы уже обозначили, что юнит — это фактически небольшой бизнес внутри компании, а значит, что для нормальной работы каждый юнит должен обладать всеми ключевыми атрибутами, присущими любому успешному бизнесу:
- Цели. Четкое понимание того, чего юнит должен достичь.
- Стратегия. Пошаговый план для достижения целей.
- Процессы. Организованная структура работы внутри юнита.
- Ресурсы. Команда, технологии и материалы, необходимые для выполнения задач.
- Бюджет. Финансовые средства, выделенные юниту, включая контроль над расходами.
- Ответственность. Полная самостоятельность в достижении поставленных задач.
Теперь еще раз, но более подробно поговорим ключевые принципы, отличающие юнитовую систему от классической.
- Автономность: Каждый юнит представляет собой управляемую автономную единицу с необходимыми сотрудниками внутри разных ролей, что позволяет децентрализовать управление и повысить его качество.
- Децентрализованность: Основная идея юнитового подхода — оптимизация процессов за счет переноса ответственности за результат на конкретные мини-команды.
- Гибкость: Юниты быстро адаптируются к изменениям рынка, так как находятся ближе к клиентам и лучше ориентируются и реагируют на локальные вызовы.
- Мини-компания: Юнит действует как самостоятельный бизнес со своими процессами, бюджетом и ресурсами.
В отличие от традиционной модели, где сотрудники отвечают за определенные функции в масштабах всей компании, юнитовый подход фокусирует внимание сотрудников на конкретных бизнес-направлениях, что повышает вовлеченность в рабочие процессы, повышает их качество и ускоряет принятие решений руководителями, но при этом увеличивает ответственность за конечный результат.
В реальных условиях степень автономности юнитов может варьироваться в зависимости от структуры компании.
Некоторые отделы или специалисты, такие как HR, PR, бухгалтерия или отдел контроля качества, могут оставаться централизованными и предоставляют свои услуги юнитам на шеринговой основе. Например:
- HR и PR распределяют свои ресурсы между юнитами равными долями.
- Юниты могут временно "выкупить" сотрудника из шерингового отдела на полный рабочий период для решения текущих задач.
- Расходы на такие отделы делятся пропорционально между всеми юнитами.
Тем не менее каждый юнит управляет собственным бюджетом, из которого покрываются:
- Прямые расходы юнита (зарплаты команды, производственные затраты, маркетинг и др.).
- Пропорциональная часть расходов на шеринговые ресурсы (например, услуги HR или PR).
И если один из юнитов в какой-то период выходит в убыток, этот минус компенсируется другими юнитами. Компенсация пропорциональна доходу каждого юнита за отчетный период, что создает общую ответственность за стабильность компании и исключает негативное влияние одного юнита на всю систему.
Для кого подходит юнитовое управление?
Ответ — для всех, но с некоторыми оговорками:
- Растущим компаниям и стартапам, которые хотят работать на разных рынках или с разными продуктами, юнитовая система поможет легко и быстро масштабироваться, избавит от лишней бюрократии и обеспечит более удачное распределение бюджета.
- Крупным корпорациям внедрить юнитовую систему сложнее из-за масштабов и устоявшихся процессов. Однако компании, которые стремятся к конкурентоспособности и инновациям, могут начать экспериментировать с этим подходом, выделив, например, одно подразделение под юнит.
Итоги
В заключение стоит сказать, что юнитовая система управления представляет собой современный подход, позволяющий компании повысить гибкость и качество благодаря децентрализации подразделений. Однако внедрение этого подхода требует тщательной организации (пересмотра) структуры компании и рационального распределения общих ресурсов.
В следующей статье я расскажу про этапы создания юнита с нуля, об особенностях роли руководителя юнита и отказ от стандартных KPI, а пока вы можете подписаться на телеграм-канал DD Planet — там будет много интересного контента.