Юнитовое управление как система: часть 1

Алексей Мартынов
Аккаунт-директор DD Planet

Привет! Меня зовут Алексей Мартынов. Я аккаунт-директор компании DD Planet, и это первая статья из цикла, посвященного юнитовому управлению. Сегодня мы рассмотрим тему юнита как системы в целом. Все, о чем я расскажу, основано на моем опыте, наблюдениях и конкретных кейсах из практики.

Общее представление о юнитах

Юнитовое управление как система: часть 1

За время моей профессиональной деятельности мне довелось работать в компаниях, использующих как классическую модель управления, так и юнитовую. Этот опыт позволяет мне видеть преимущества и недостатки обеих систем, а также предлагать некоторые практические рекомендации по взаимодействию с ними.

Для начала важно разобраться: что такое классическая модель управления и что представляет собой юнитовая система. Только определив эти понятия, мы сможем в будущем углубиться в вопрос о построении юнита.

Классическая модель управления

В классической модели доминируют четко выраженные вертикали власти, где каждая из вертикалей отвечает за конкретное направление в компании (пример: коммерческий департамент, технический департамент и т.д. ). Основной особенностью классической модели также является многослойная иерархия с большим числом руководителей, курирующих отдельные подразделения и отделы.

Чем ниже уровень в вертикали, тем сложнее выстраивать кросс-функциональные связи между департаментами. Взаимодействие между подразделениями зачастую затруднено из-за бюрократии, большого количества согласований и отсутствия мотивации у сотрудников

Неповоротливость подобных систем часто дает о себе знать на практике. Так, на одном из этапов своей карьеры я управлял коммерческим направлением в компании с классической моделью, однако у меня не было собственного технического отдела, и для реализации наших проектов приходилось привлекать специалистов из технического департамента, что вызывало множество проблем:

  • Сотрудники из других отделов не всегда были мотивированы помогать моему направлению.
  • Иногда возникала нехватка компетенций для решения специфических задач.
  • Срывались сроки выполнения задач.
  • Процессы замедлялись из-за сложной бюрократии.

Работа в классической системе сопровождалась рядом отягчающих моментов: бесконечными регламентами, многоуровневыми KPI, обилием совещаний, обсуждений, согласований и т.д.

В какой-то момент я начал мечтать о создании собственного технического отдела, который жил бы нашими ценностями и был полностью интегрирован в мой коммерческий блок, но любые попытки согласовать это решение неизбежно терпели неудачи.

Юнитовая система управления

Юнитовое управление — это принципиально иной подход. Компания делится на небольшие самостоятельные подразделения (юниты), которые функционируют как мини-бизнесы. У каждого юнита есть:

  • Свой продукт.
  • Собственная команда.
  • Бюджет.
  • Полная ответственность за результат.

Эта модель позволяет избежать многих недостатков классической системы за счет гибкости в управлении процессами и, как следствие, сфокусированности на актуальных для каждого отдельного юнита задачах и результатах, а также быстрой адаптации к изменениям рынка за счет легкой масштабируемости.

Основы юнитового управления

Юнитовое управление как система: часть 1

Мы уже обозначили, что юнит — это фактически небольшой бизнес внутри компании, а значит, что для нормальной работы каждый юнит должен обладать всеми ключевыми атрибутами, присущими любому успешному бизнесу:

  • Цели. Четкое понимание того, чего юнит должен достичь.
  • Стратегия. Пошаговый план для достижения целей.
  • Процессы. Организованная структура работы внутри юнита.
  • Ресурсы. Команда, технологии и материалы, необходимые для выполнения задач.
  • Бюджет. Финансовые средства, выделенные юниту, включая контроль над расходами.
  • Ответственность. Полная самостоятельность в достижении поставленных задач.

Теперь еще раз, но более подробно поговорим ключевые принципы, отличающие юнитовую систему от классической.

  • Автономность: Каждый юнит представляет собой управляемую автономную единицу с необходимыми сотрудниками внутри разных ролей, что позволяет децентрализовать управление и повысить его качество.
  • Децентрализованность: Основная идея юнитового подхода — оптимизация процессов за счет переноса ответственности за результат на конкретные мини-команды.
  • Гибкость: Юниты быстро адаптируются к изменениям рынка, так как находятся ближе к клиентам и лучше ориентируются и реагируют на локальные вызовы.
  • Мини-компания: Юнит действует как самостоятельный бизнес со своими процессами, бюджетом и ресурсами.

В отличие от традиционной модели, где сотрудники отвечают за определенные функции в масштабах всей компании, юнитовый подход фокусирует внимание сотрудников на конкретных бизнес-направлениях, что повышает вовлеченность в рабочие процессы, повышает их качество и ускоряет принятие решений руководителями, но при этом увеличивает ответственность за конечный результат.

В реальных условиях степень автономности юнитов может варьироваться в зависимости от структуры компании.

Юнитовое управление как система: часть 1

Некоторые отделы или специалисты, такие как HR, PR, бухгалтерия или отдел контроля качества, могут оставаться централизованными и предоставляют свои услуги юнитам на шеринговой основе. Например:

  • HR и PR распределяют свои ресурсы между юнитами равными долями.
  • Юниты могут временно "выкупить" сотрудника из шерингового отдела на полный рабочий период для решения текущих задач.
  • Расходы на такие отделы делятся пропорционально между всеми юнитами.

Тем не менее каждый юнит управляет собственным бюджетом, из которого покрываются:

  • Прямые расходы юнита (зарплаты команды, производственные затраты, маркетинг и др.).
  • Пропорциональная часть расходов на шеринговые ресурсы (например, услуги HR или PR).

И если один из юнитов в какой-то период выходит в убыток, этот минус компенсируется другими юнитами. Компенсация пропорциональна доходу каждого юнита за отчетный период, что создает общую ответственность за стабильность компании и исключает негативное влияние одного юнита на всю систему.

Для кого подходит юнитовое управление?

Ответ — для всех, но с некоторыми оговорками:

  • Растущим компаниям и стартапам, которые хотят работать на разных рынках или с разными продуктами, юнитовая система поможет легко и быстро масштабироваться, избавит от лишней бюрократии и обеспечит более удачное распределение бюджета.
  • Крупным корпорациям внедрить юнитовую систему сложнее из-за масштабов и устоявшихся процессов. Однако компании, которые стремятся к конкурентоспособности и инновациям, могут начать экспериментировать с этим подходом, выделив, например, одно подразделение под юнит.

Итоги

В заключение стоит сказать, что юнитовая система управления представляет собой современный подход, позволяющий компании повысить гибкость и качество благодаря децентрализации подразделений. Однако внедрение этого подхода требует тщательной организации (пересмотра) структуры компании и рационального распределения общих ресурсов.

В следующей статье я расскажу про этапы создания юнита с нуля, об особенностях роли руководителя юнита и отказ от стандартных KPI, а пока вы можете подписаться на телеграм-канал DD Planet — там будет много интересного контента.

1
1
Начать дискуссию