Как мы решились петь на улице в Москве
У всех айтишников свои приколы - кто-то фотографирует, кто-то путешествует, кто-то не выходит из дома. А мы - музыканты. Любовь к музыке нам никто особо не прививал, но каждый из нас прошел свой путь: Миша начинал в музыкальной школе и продолжал на квартирниках в универе, а Юра (я) начинал на лавочке и продолжал в караоке.
Короче, мы зажигали, как могли и умели. Но этого было мало...
Первое публичное выступление
Одним летним вечером мы вышли из бара и решили поехать в место, где когда-то работали официантами (в одно время и примерно в одной местности) - на Красный Октябрь в центре Москвы. Поехали, конечно же, с Белорусской на самокатах. Там мы прошлись по былым местам, закупились пивом и пошли слушать уличного музыканта.
А потом как в тумане: один из моих друзей, глядя, как я судорожно пытаюсь подпевать и отстукивать пальцами об джинсы ритм, подошел к аскеру (так называется человек, который домогается до людей и просит от имени музыканта подкинуть копеечку) и попросил, чтобы я сыграл. 500 рублей за песню - такова цена творчества была в тот вечер. Конечно же, он согласился. И вот, я уже стою с гитарой в руках и пою "Водопадом".
Надо же с чего-то начинать
Уже спустя несколько дней мы с Мишей, сидя сами знаете где и выпивая сами знаете что, всерьез обсуждали, как бы нам выступить.
Некоторое предисловие: до этого мы на протяжении нескольких месяцев каждые выходные ходили в караоке. Мы пели и пели, одни и те же песни, в одном и том же месте, с одной и той же целью: просто петь. Но выходило накладно: наши расходы на караоке в какой-то момент превысили расходы на еду, а расход часов на сон снизился, что начало сказываться на качестве суббот и воскресений - их просто не было.
Тогда мы подумали, что было неплохо петь на улице. Это бесплатно, эффект тот же, плюс не нужно ждать, когда до тебя дойдет очередь после "Цариц" и Люсей Чеботиных.
Мы начали смотреть какие-то видео, советоваться со знакомыми, вглядываться в уличных музыкантов и со временем описали необходимый нам инвентарь: гитара, комбик на батарейках и микрофон.
Первым мы купили микрофон Shure PGA58 (7 000 рублей) на Озоне, а затем отправились на Авито за комбиком и вскоре нашли отличный вариант в пределах 30 тысяч. Но мы не торопились, нам нужен был тест-драйв.
Этап MVP или наше первое выступление
Мы узнали, как организовать выступление, чтобы не было проблем с полицией (спойлер: они все же были) - на площадке "Уличный артист" можно забронировать место на двухчасовой слот в лучших районах Москвы. Первым местом мы выбрали знаковую "Пушкинскую".
Дальше наступила мучительная неделя выбора репертуара и постоянных домашних выступлений. Когда первый сет-лист был готов, мы сделали следующее:
1. Взяли в аренду за пару тысяч рублей тот самый комбик, который хотели купить.
2. Отрепетировали в маленькой коморке в репетитории на Пресне за час (рублей 500).
3. Настроились на то, что мы - артисты.
И дальше мы приехали на Пушкинскую. Мы ожидали, что нас встретят аплодисментами, но нас встретили проливным дождем. Но мы не унывали, а переждали полчасика, сидя сами знаете где и попивая сами знаете что.
Когда дождь закончился, мы разложили оборудование и прямо напротив Тверской улицы (москвичи поймут уровень шума) на огромной площади начали свое выступление.
Сказать, что публика была жиденькая, - это ничего не сказать. Но мы справились. А еще с нами была небольшая группа поддержки из четырех человек и первый гонорар - две тыщи. Да и главную цель мы выполнили - напелись вдоволь очень сильно дешевле, чем в любой из походов в караоке.
Никольская
Вдохновившись успехом, мы сдали арендованный комбик и пошли на Авито за своим "красавчиком". При желании мы могли бы купить его просто так, но это же не интересно и не в духе бродячих артистов, поэтому мы решили купить его в кредит, а закрывать кредит из гонорара, полученного на улице. Мотивация, как она есть.
Искать более живую площадку без высокого уровня стороннего шума мы отправились на тот же mos.ru и очень быстро остановились на Никольской улице. Забронировали слот, и понеслось!
Мы выступали там каждую неделю. Мы то снова пели в пустоту, то собирали десятки человек. Мы пели с душой и для души. А людям нравилось - нам подпевали, под нас танцевали, у нас заказывали песни. Это было прекрасно!
Арбат
Но и этого было мало, мы вошли в раж. Нам хотелось добраться до вершины уличных выступлений (как мы тогда думали), и мы выступили на Арбате, прямо у метро. И это был незабываемый опыт, особенно когда собрались люди и пели невероятно милое "Прекрасное далеко" вместе с нами. Мы это сделали, и это было прекрасно.
Что нам дала улица
Ладно, была еще одна причина, по которой мы сменили место на Арбат. Спустя десятки выступлений на Никольской к нам подъехала карета с синей мигалкой, из которой порядочные (уверен) мужчины ласково посоветовали нам уйти. Потому что, оказывается, выступать на Никольской с усиливающим оборудованием (комбиком) было нельзя. Вот и сказочке конец!
Мы встречали других музыкантов, общались, обменивались контактами, и вскоре после этого к нам в головы пришла идея создать творческое объединение и организовать свой первый концерт - я рассказывал об этом в другой своей статье.
А еще мы не раз встречались со сложностями: то нам приходилось перекрикивать стоящих неподалеку музыкантов (а людям слушать невнятные миксы из двух композиций), то мы искали место "под козырьком", чтобы не намочить оборудование во время дождя, но продолжать петь, то у нас садился комбик, и приходилось играть и петь с озвучкой из динамика гитары (чуть позже я купил трансакустическую Enya). Но это все такие мелочи по сравнению со впечатлениями, которые мы получали и, надеюсь, продолжим получать.
Что в итоге?
Мы выработали глубокий репертуар, уже около 50 песен.
Мы преодолели планку стыда и боязни публичных выступлений, и теперь можем нормально реагировать на свои же промахи по струнам, нотам и объему промилле в крови.
Мы создали творческое объединение и теперь организовываем концерты.
Мы почти выплатили кредит за комбик.
И знаете, что? Каждый раз, когда к нам подходили люди, которые просили сыграть, спеть, станцевать, мы не отказывали. И мы не брали 500 рублей за песню. Мы вообще не стремились заработать - у нас не было и не будет тех самых аскеров. Потому что мы поем, чтобы петь, как бы это банально не прозвучало.
Послесловие
В начале декабря я поехал на день рождения в Минск. Там, прогуливаясь по широкой площади в морозную погоду мы встретили уличных музыкантов. Короче, так прошли первые "гастроли" творческого объединения Ситуация: