Закрыть нельзя терпеть! 8 вопросов, которые решат судьбу твоего стартапа.
Ты работаешь с гантелями ради последних секунд, которые действительно заставляют мышцы расти. Но большинство людей останавливаются слишком рано. Люди по своей природе бросают, когда становится больно. Но именно это создает ценность. Бросить в Долине — плохая идея.
Сет Годин называет Долиной спада тот сложный этап, преодолев который ты становишься победителем и забираешь свой джекпот. Но, возможно, прямо сейчас ты не понимаешь, что находишься в Долине. Тебе больно, кажется, что ничего не работает, и ты видишь перед собой тупик.
Но это действительно тупик или просто точка перед прорывом? Как отличить момент, когда стоит сделать очередное усилие над собой, от ситуации, где единственное верное решение — бросить немедленно?
Я регулярно общаюсь с основателями стартапов и вижу эту траекторию: когда им весело начинать, но тяжело продолжить. Чтобы разобраться, когда стоит бросить, а когда остался шаг до успеха, я обратилась книге The Dip: A Little Book That Teaches You When to Quit (and When to Stick). Я адаптировала идеи из книги под реалии основателей стартапов и создала список из восьми вопросов, которые помогут понять, где ты сейчас и что делать дальше
1. Представь свой стартап через 3—5 лет. Ты достигнешь с ним успеха, о котором мечтаешь?
Стартап поглотит твою жизнь. Ты пожертвуешь временем, деньгами и, возможно, здоровьем. Хуже всего — может вообще ничего не получится. Оправдает ли награда эти риски?
Кроме того, конкуренты уже прошли свою Долину спада и создали барьеры для тебя. Ты сможешь их преодолеть?
Если ты не уверен, что сможешь пройти Долину, лучше даже не начинай.
2. Что значит "быть лучшим" в твоей сфере?
Важно понимать, по каким критериям клиенты, инвесторы и рынок оценивают успех. Лучше заранее составить список критериев и сверяться с ним: это твой компас, который поможет оценивать прогресс и понять, сколько осталось до реального роста.
3. Когда следует остановиться? Нужно решить заранее, а не в кризис.
Главное — не принимать решения на эмоциях. Установи четкие критерии, по которым ты признаешь, что пора закрывать или пивотить стартап.
Реши заранее: какие факторы заставят тебя сойти с дистанции? В противном случае ты скажешь себе в середине марафона: «Ну, у меня болит нога, я немного обезвожен, я устал». И уговоришь себя, что не особо-то и хотел пробежать марафон.
Если ты решаешь в момент усталости и стресса — ты принимаешь неправильное решение.
4. Это Долина спада или тупик?
Если бизнес медленно, но стабильно растет, значит, ты в Долине спада, и стоит продолжать.
Если клиенты не видят ценности, модель не работает, ты не находишь новых гипотез — скорее всего, это тупик.
Но! Многие основатели просто недооценивают рост из-за череды неудач. Чтобы оставаться объективным, посмотри на результаты в динамике. Это не обязательно только пользователи и выручка. Это могут быть даже запросы и замечания от пользователей. Если пользователи критикуют продукт — им не всё равно.
Но, возможно, ты держишься за стартап, потому что боишься неизвестности, а не потому, что он действительно имеет потенциал? Тупик не улучшится. Он просто удерживает тебя от возможностей, которые могли бы привести к успеху.
Если ты заранее составил список критериев успеха и провала (вопросы 2 и 3), тебе будет легче правильно оценить ситуацию.
5. Если это Долина спада, готов ли ты ее преодолеть?
Хуже, чем обнаружить себя в тупике — это застрять в Долине спада, но не предпринимать активных шагов.
Посредственный рост — худший вариант. Иногда лучше признать поражение. Часто это момент, когда основатель продает бизнес. Может быть, это твой момент?
Быть посредственностью легче, чем признать реальность и уйти.
6. Если это тупик, можно ли его превратить в Долину?
Может ли пивот спасти ситуацию? Можно ли сузить нишу, чтобы стать лидером в ней? Есть ли возможность изменить стратегию или пересмотреть продукт?
Возможно, вместо борьбы с крупными игроками стоит сфокусироваться на узком сегменте, где ты можешь доминировать.
7. Если ты закроешь этот стартап, повысит ли это твои шансы на успех в другом проекте?
Часто лучше оставить безнадежный проект и применить опыт в более перспективном направлении.
Но! Если причины, по которым ты хочешь закрыть стартап, повторятся в следующем, ты снова окажешься в той же точке. Может, проблема не в бизнесе, а в том, что ты не умеешь делегировать или выстраивать системные процессы?
Если так — учиться этому тебе всё равно придется.
Если ты бросаешь в каждой Долине, ты станешь человеком, который хорошо начинает, но ничего не заканчивает.
Это личная тема для меня. Мне нравится начинать новые проекты. Чувство новизны заряжает энергией. Но мне тяжело продолжать. Мой мозг, чтобы вернуть ощущение легкости и веселья, обманывает меня: «А давай посмотрим вот на этот новенький манящий проект, смотри какооой перспективный! Давай же бросим этот, с вагоном проблем, и начнем новый!». Но так не работает успех. Рост всегда сопровождается сверх усилиями.
8. Если ты уже решил, что это тупик, можешь ли ты сделать что-то радикальное перед закрытием?
Прежде чем закрыться, будь смелее. Терять уже все-равно нечего)
В Телеграмме я рассказываю про свой стартап, делюсь инсайтами и личным опытом. Без успешного успеха. Если вы такой же основатель, подписывайтесь на мой Telegram-канал и давайте общаться.